©Альманах "Еврейская Старина"
    года

Loading

Достижения Фанни в области композиции, исполнительства и организаторский талант вызывали восхищение среди знаменитых музыкантов, поэтов, писателей, художников, посещавших ее концерты. Очень важный факт, Фанни отказывается от формы частных концертов. У нее концерты и спектакли по приглашениям, уровень программ и исполнительства был настолько высок, что в Берлине им не было равных.

Людмила Беккер

ФЕЛИКС И ФАННИ МЕНДЕЛЬСОН В ИСТОРИИ НЕМЕЦКОЙ РОМАНТИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ XIX ВЕКА

Интерпретация истории жизни композиторов Фанни и Феликса Мендельсон по сегодняшний день предмет споров и разногласий на страницах трудов множества музыковедов. Для музыкального искусства интерес всегда представляет значение творчества композиторов, их вклад и влияние на творчество следующих поколений.

Судьба музыкального наследия двух гениальных композиторов, по сути, трагедия Шекспировского масштаба, в пространстве истории она оказалась в кольце мифов и мистификаций, как идеализирующих их образы, так и откровенно злобных.

Наиболее важные события жизни Фанни и Феликса Мендельсон тесно связаны с окружающей их исторической атмосферой.

Значение их вклада в историю немецкой романтической музыки и масштаб влияния их творчества на дальнейшее развитие всей европейской романтической музыки потребовали глубокого расследования и изучения в 21 веке.

Прежде всего необходимо сказать несколько слов о Музыкальных салонах, сыгравших огромную роль в развитии музыкального искусства того времени. История музыкальных салонов Берлина сама по себе огромная тема, заслуживающая отдельного внимания.

Музыкальные салоны были организованы усилиями образованных женщин из богатых семей, большинство из них принадлежали женщинам из еврейских семей, как сохраняющим принадлежность к иудаизму, так и конвертированным в христианство. Определение музыкального салона как места для исполнения коротких пьес элегантных по стилю и часто сентиментальных по содержанию оказалось ошибочным. Именно в музыкальных салонах композиторы имели возможность представить новые сочинения, в них не было никаких социальных, религиозных и других принятых в обществе ограничений. Концерты отличались разнообразием репертуара и высочайшим уровнем исполнительства.

Наиболее известный и значимый из них принадлежал Сарре Леви, ближайшей родственнице матери Фанни и Феликса Лии Соломон, которая тоже была образованной женщиной и блестящей пианисткой. Сарра Леви училась у старшего сына И.С. Баха Вильгельма Фридеманна, была замечательной пианисткой и обладала огромной нотной библиотекой манускриптов великих композиторов, в том числе и семьи И.С. Баха, которую впоследствии она подарила Берлинской Певческой Академии.

Эту традицию продолжили родители Фанни и Феликса.

Когда семья решила переехать из Гамбурга обратно в Берлин в 1825 году, Авраам Мендельсон купил для жены особняк 18 века, где был роскошный зал для проведения музыкальных концертов. Концерты были частные и количество гостей в день концертов никто не знал. Круг общения семьи включал самых выдающихся людей того времени, наиболее близкими среди них были философ Фридрих Гегель, поэт Генрих Гейне, пианист Игнац Мошелес, композитор Муцио Клементи и многие другие известные всем люди того времени. Образованием Фанни и Феликса занимались выдающиеся музыканты, композиторы, философы, поэты и писатели.

Несмотря на существенную разницу в возрасте — 4 года — старшая по возрасту Фанни поражалась феноменальным успехам в композиции Феликса, а для Феликса Фанни была высочайший авторитет, он беспрекословно доверял её критике и обсуждал с ней каждое свое сочинение. Это преклонение перед гениальностью друг друга сформировало тесные дружественные отношения между ними на всю жизнь.

Основной концертной деятельностью Фанни и Феликса в детстве были не публичные выступления, а выступления в домашнем концертном зале.

Организованная родителями система образования дала непревзойденный результат — два вундеркинда сформировались в зрелых композиторов к тому времени, когда такие гении как Моцарт и Бетховен в этом возрасте находились в начале пути. К 17 годам Феликс был автором ста абсолютно зрелых композиций крупных музыкальных форм. Среди них 13 струнных симфоний, инструментальные сочинения, камерные произведения, в том числе “Увертюра к пьесе В. Шекспира “Сон в летнюю ночь“, которая по сегодняшний день входит в репертуар симфонических оркестров мира. Обычно музыка увертюры формируется в конце как квинтэссенция музыкального материала, сам факт сочинения увертюры до завершения всего произведения не ординарен, способность осмыслить и сформировать тематический материал в единую концепцию музыкальной драмы в самом начале работы безусловно характеризует феноменальное дарование Феликса Мендельсона.

Выдающимся событием исторической важности в жизни 19-летнего Феликса становится исполнение “Страстей по Матфею” И.С. Баха в Берлинской Певческой Академии. Несколько слов об Академии.

GardenhaII

GardenhaII

Здание академии было подарено королём Пруссии Фредериком Вторым Иоганну Себастьяну Баху, в знак признания заслуг выдающегося композитора, и перешло в наследство детям после его смерти. Когда наследников не осталось в живых, то здание и огромное количество манускриптов композитора оказалось под угрозой исчезновения. Для семьи Феликса и Фанни Мендельсон, как с отцовской так и с материнской стороны, наследие семьи И.С. Баха было священным, их тёти, бабушки, прабабушки и родители учились у членов великой музыкальной семьи или их учеников, кроме этого многие члены семьи Мендельсон пели в академии. Усилиями Авраама Мендельсона Бартольди были спасены и здание, и манускрипты великого немецкого композитора.

Композиторское дарование Фанни в этот период времени проявилось в песенном, инструментальном и других вокальных жанрах. Большинство песен были на стихи друга и покровителя семьи Иоганна Вольфганга Гёте, который высоко их оценил.

Наступило время вступления во взрослую жизнь. С 1829 года жизнь Фанни и Феликса радикально меняется. Феликс отправляется в длительное турне в Европу, где начинается его блестящая карьера композитора, дирижёра, пианиста и органиста.

Фанни выходит замуж за художника Вильгельма Генделя и, согласно правилам, в обществе не имеет права зарабатывать деньги. На тот момент подобная дискриминация для талантливой женщины композитора была трагедией. Но в реальности еще в эпоху Просвещения 18 века среди женщин уже были талантливые композиторы, пианисты, поэты, певицы. Образование женщины получали частным образом, но путь к публичным выступлениям для женщин из аристократических и богатых семей был закрыт или, как следствие, подобный шаг закончился бы скандалом. Тем не менее в начале 19 века на волне либеральных идей Наполеоновских реформ в социальных кругах образованных женщин сформировалось движение за эмансипацию, идеи Просвещения и эмансипации легли в основу философии, созданной Моисеем Мендельсоном, дедом Фанни и Феликса, известное как хаскала. Положение евреев в обществе благодаря этому движению частично улучшилось, состоятельные члены общины получили персональную защиту от монарха. К тому же Пруссия находилась в состоянии войны и королям нужны были денежные средства. Методы сбора средств с евреев часто были унизительными, их заставляли покупать товары, которые не пользовались спросом, Феликс сохранил в своей Лейпцигской квартире статуи фарфоровых уродливых обезьян, которых заставили купить его деда Моисея, когда он пришёл в магазин за покупками для своей свадьбы.

Чтобы не подвергать детей дискриминации, а она для большинства еврейского населения сохранялась, Авраам Мендельсон принял нелегкое решение конвертировать всю семью в Новую Лютеранскую церковь. Но для Фанни фактически шансов для музыкальной карьеры не было. Кроме того, самой Фанни терять привилегии, которые ей обеспечили родители, было действительно опасно для её положения в обществе. Она решила последовать опыту матери, но в результате значительно превзошла её достижения.

Достижения Фанни в области композиции, исполнительства и организаторский талант вызывали восхищение среди знаменитых музыкантов, поэтов, писателей, художников, посещавших ее концерты. Очень важный факт, Фанни отказывается от формы частных концертов. У нее концерты и спектакли по приглашениям, уровень программ и исполнительства был настолько высок, что в Берлине им не было равных.

Но публиковать свои сочинения для достижения широкой известности Фанни не решалась, хотя муж и мама на этом настаивали. К глубокому сожалению, жизнь Фанни оборвалась внезапно, и только небольшую часть произведений она успела опубликовать незадолго до своей кончины.

Композиторское наследие Фанни в настоящее время насчитывает 466 произведений, а Феликса 750. До сегодняшнего времени, несмотря на огромные усилия нескольких проектов, значительная часть их произведений не опубликована. Тема публикаций остается предметом разногласий между музыковедами. Есть точка зрения не публиковать не отредактированные композитором сочинения, исполняя его волю. Вопрос публикаций собственных сочинений для Феликса был критический, он тщательно редактировал каждое из них, а при графике его выступлений, гастролей и просветительской деятельности на редактирование оставалось очень мало времени.

В результате при жизни он опубликовал всего 270 произведений. Перфекционизм Феликса проявился и в другой области его творчества, он был замечательный художник. За время путешествий в Англию, Шотландию, Италию, Швейцарию он много рисовал и писал акварели. Всего им было создано более 300 картин и рисунков, но никогда не допускал мысли их представить публично, считая себя в этой области любителем.

Обсуждая вопрос публикации с Фанни, он естественно выражал свою точку зрения, считая, что она должна сама решить для себя этот вопрос.

Концертная жизнь Фанни практически не прерывалась до самой её кончины, за исключением перерывов на время путешествий с мужем в Европу.

Как я сказала выше с 1829 года Феликс гастролирует в Европе.

Во время гастролей он не только выступает как пианист, органист и дирижёр, но и сочиняет музыку. Везде его принимали на самом высоком уровне и выступления его имели грандиозный успех, но особенно высокий приём и любовь он заслужил в Великобритании от королевы Виктории и принца Альберта. Иметь такую славу и признание в то время когда гениальный Бетховен и выдающийся романтик Шуберт незадолго ушли из жизни, а современники это Р. Шуман, Ф. Шопен, К.М. фон Вебер, Ф. Лист, Н. Паганини, уже говорит о значительности композитора. Все без исключения признавали первенство за Феликсом Мендельсоном. Фамилию Феликс сохранил, хотя при крещении отец добавил к ней имя Бартольди и настаивал, чтобы именно это имя вошло в историю.

Но Феликс оставался верным имени великого основателя семьи Моисею Мендельсону и с глубоким уважением и пиететом относился к своему еврейскому происхождению. Настоящее имя основателя семьи было Moshe ben Mendel mi-Dessau, Моше Бен Мендель из Дессау, которое, с кардинальной переменой своего общественного статуса, изменил в исторически знаменитое имя Моисей Мендельсон.

Возвращаюсь к теме значения Феликса Мендельсона в истории музыки. Кроме обладания богатым мелодическим и гармоническим языком его музыка, обобщая великие достижения прошлого, воплотилась в новый современный романтический стиль, органично вбирающий в себя поэзию и живопись, рождая новые жанры симфонической и инструментальной музыки. Это симфонические картины, рисующие образы природы, морские стихии, горные высоты и несколько тетрадей “Песен без слов”, этот жанр фортепианной музыки есть и у Фанни.

Создание этих жанров повлияло на музыку не только современников композитора, но и на дальнейшее развитие как симфонической так и инструментальной романтической музыки 19 века.

В глазах современников Феликс Мендельсон был недосягаемой вершиной, при жизни его называли “Башня“. Последователи традиций эпохи Просвещения Фанни и Феликс внесли огромный вклад в развитие музыкального образования в Пруссии, Фанни разнообразием репертуара концертов в резиденции на Лейпцигер Штрассе 3 в Берлине, а Феликс в 1843 году основывает первую консерваторию в Германии в Лейпциге. Консерватория в Лейпциге, расширив круг предметов,сегодня называется

Академия Музыки и Театра “Феликс Мендельсон Бартольди”. Лейпциг, благодаря энергии и таланту Феликса, стал музыкальным центром Германии, консерватория не только готовила музыкантов и певцов для выдающегося симфонического оркестра Гевандхаус, хора мальчиков церкви Св.Фомы, основанного И.С. Бахом, оперного театра, но и приглашала для обучения иностранных студентов. Преподавали в ней музыканты высочайшего класса, в том числе сам Ф. Мендельсон, Игнац Мошелес, Роберт Шуман, также с концертами выступали Клара Шуман и Ференц Лист.

Среди известных композиторов выпускником консерватории был норвежский композитор Эдвард Григ.

Репутация Лейпцигской консерватории была настолько высокой, что в ней стремились получить музыкальное образование как европейцы, так и американцы. Американские студенты обучались в ней со дня открытия в 1843 году до 1918 года. Выпускниками консерватории были основаны две до сих пор главные школы в США: Oberlin Conservatory (1865) John Morgan, George Steele, Fenelon B.Rice и New England Conservatory of Music (1867) Eben Tourjee. Огромное влияние Ф. Ф. Мендельсон оказал на Антона и Николая Рубинштейнов, основателей консерваторий Петербургской в 1862 году и Московской в 1866 году.

Отдельной стороной деятельности композитора было дирижирование и создание симфонических оркестров высокого профессионального уровня. С 1835 до 1847 он возглавляет знаменитый до сегодняшнего дня оркестр Гевандхауз. Программы концертов включали произведения как современных композиторов, так и великих мастеров прошлого. Для исполнения инструментальных концертов с оркестром приглашались лучшие исполнители, очень часто приглашалась Клара Шуман, выдающаяся пианистка и композитор, с которой были дружественные отношения и у Фанни. Социальное положение Клары Шуман позволило ей активно концертировать и преподавать, получая высокие по тем временам гонорары.

Масштабы деятельности Феликса Мендельсона за 38 лет жизни непостижимы, если ещё ко всему сказанному добавить, что композитор был человек семейный, обожал свою красавицу жену Сесиль  Жанрено, с которой растил 5-х детей.

Казалось, что Всевышний одарил Фанни и Феликса всем, что может желать каждый человек, но, жизнь их оказалась короткой, Фанни ушла в 42 года, а Феликс в 38 лет.

Есть много статей на тему причины смерти Фанни и Феликса Мендельсон, но их смерть в 1847 году в контексте истории второй половины 19 века воспринимается как спасение, хоть это мистично и прискорбно звучит.

Игнац Мошелес, известный пианист и композитор 19 века, был другом и наставником Феликса Мендельсона.

В дневниках И. Мошелеса читаю о смерти и похоронах Ф. Мендельсона, там детально описано с какими почестями и всенародно был оплакан Великий композитор. Церемония началась в Лейпциге, где он жил, а закончилась в Берлине. Во время церемоний исполнялись траурный марш из «Героической симфонии “Бетховена, оратория «Святой Павел” Ф. Мендельсона, сочинения духовной музыки при участии 600-голосого хора, Симфонического Оркестра Гевандхауз, основанного композитором, состав исполнителей представляли профессура и студенты, основанной Мендельсоном Лейпцигской консерватории. Тысячи людей приняли участие в событии национального значения.

Первый удар по семье Мендельсон и Гензель нанесла революция 1848 года в Германии.

Мечта о цивилизованном мире, объединённом общими ценностями, которые заложила эпоха Просвещения была разбита. На смену Просвещению пришли современный национализм и антисемитизм. Музыку и все заслуги Феликса Мендельсона определили согласно этим новым стандартам, то есть запретили. В новом времени истории немецкой романтической музыки XIX века ни Феликса ни Фанни Мендельсон больше не существовало. Дом, где проводились концерты на Лейпзигер штрассе 3, был продан правительству.

Несмотря на запрет музыки Феликса Мендельсона в Германии, в Великобритании почитание композитора сохранялось на том же уровне как при его жизни.

“Свадебный Марш” Феликса Мендельсона из музыки к комедии В. Шекспира “Сон в летнюю ночь” Королева Виктория выбрала для свадебной церемонии своей дочери Виктории и наследника императора Пруссии Фридерика, которая состоялась 25 января 1858 года, 11 лет спустя после смерти композитора. По инициативе королевской семьи в эти годы музыка Феликса М. поспешно издавалась друзьями композитора, что привело, как выяснилось недавно, ко множеству ошибок в текстах.

В первые годы ХХ века музыка Феликса М. понемногу начала исполняться, но с приходом нацистов семьи композиторов были лишены всех прав и заслуг и вынуждены были эмигрировать. Архивные документы им пришлось распродавать на аукционах, в результате чего они оказались в частных коллекциях.

Часть архива семьи была перевезена в Польшу, а в период оккупации нацистами Польши архив был распределен по разным странам. В настоящее время большая часть архива хранится в Боделиан библиотеке (Bodelian Library) в Оксфорде, ВБ, а музыкальные произведения хранятся в Национальной библиотеке Берлина.

Собирая материалы о Феликсе и Фанни Мендельсон, случайно наткнулась на книгу чешского писателя Иржи Вайля, книга называется «На крыше Мендельсон», которую он написал в 1958 году, но опубликована она была в 1960 после смерти писателя. И хотя книга не документальная, а художественная литература, тем не менее писатель, работая в библиотеке, обнаружил достоверные материалы о судьбе великого немецкого композитора Феликса Мендельсона во времена Третьего рейха. В эпизоде из книжки, который я вам прочитаю, Вайль сумел совместить трагедию с комедией, основанную на музыкальном материале. Действие отрывка происходит на крыше Пражского Оперного театра.

Из размышлений руководителя операции Шлезингера:

«Однако на крыше речь шла совсем о другом. О статуе. Сбросить статую еврея, ко всему еще и композитора, вовсе не грех, статуя не может предстать с жалобой пред троном Всевышнего. Правда, пути Господни неисповедимы, — случалось, что статуя карала: он как-то видел такую оперу. Но чтобы средь бела дня?..»

Речь идет об опере Моцарта “Дон Жуан”. Ни один из участников варварского вандализма никогда портрета Ф. Мендельсона не видел, а надписей под статуями не было.

Наконец Шлезингер принял решение:

— Обойдите статуи еще раз и внимательно глядите на носы. У которой нос больше всех, та и есть этот жид.

Шлезингер посещал курсы идейного воспитания, там им читали лекции по расовой теории и показывали диапозитивы. Одни только носы, и каждый нос с абсолютной точностью вымерен. Это была очень глубокая и сложная наука, но с простейшими выводами: получалось, что самые большие носы у евреев.

Рабочие обходили статуи.
— Ну и дела — ищи теперь, у которой больше нос! Бечварж достал складной деревянный метр, он всегда носил его с собой.
— Не дури, — остановил его Станковский, — к чему зря терять время. Шутки в сторону, того и гляди, останешься без обеда. И на глазок можно определить, у кого нос длиннее.

— Глянь-ка, — воскликнул Бечварж. — Вон тот, в берете. Ни у одной статуи нет такого носа! Слышь, Пепик, я набрасываю ему петлю на шею…

— Вот и славно, — согласился Станковский, — поехали…

Они потянули за канат, статуя зашаталась… Шлезингер глазел на них из проходной. И вдруг как завопит:

— О Господи, оставьте этого в покое. Говорю вам, прекратите! Это же Вагнер!

Бечварж и Станковский выпустили канат из рук. Опять этот дуб что-то надумал! Пускай сам поглядит, у которой статуи самый большой нос, пускай вылезет из проходной!

Шлезингер вспотел от ужаса. Ни одной из статуй он не знал “в лицо”, только эту. Это же Вагнер, великий немецкий композитор, не какой-нибудь вам захудалый музыкантишка, а один из тех, кто помогал основывать Третий рейх. Его портрет или гипсовый бюст вы найдете в любой немецкой квартире, и на курсах о нем тоже рассказывали…

Рабочие беспомощно выпустили канат, петля раскачивалась на шее Рихарда Вагнера.

Шлезингер молча размышлял. Потом спросил:

— У этой статуи, и правда, самый большой нос?

— Ясное дело, пан шеф, — отвечал Бечварж, — у всех остальных носы самые обыкновенные.”

История о статуе Ф. Мендельсона основана на факте. Всего через несколько лет после смерти композитора его имя и музыка были морально уничтожены. Придуманная история Иржи Вайля точно характеризует не только состояние культуры в обществе, но и какие слои этого общества им управляют. На формирование культуры уходят столетия, а от падения и развала ОДИН ШАГ…

Закончилась вторая Мировая Война…

После 1945 года началось возрождение музыки Феликса и Фанни Мендельсон.

Со времени смерти двух гениальных немецких композиторов 19 века прошло 100 лет. Когда стало возможным возвращение к жизни их творчества, то выяснилось, что большая часть сочинений Феликса не была опубликована при его жизни, а из сочинений Фанни опубликовано небольшое количество песен. Но эти препятствия оказались незначительными по сравнению с политическими событиями в Германии после Второй Мировой Войны. Германия была разделена на две части Восточную и Западную, а страны на коммунистическую ГДР и капиталистическую ФРГ. Города Лейпциг и Восточный Берлин оказались в коммунистической стране, основанной на Марксистской классовой теории. Закончились псевдонаучные теории Третьего Рейха, которые нанесли непоправимый ущерб культуре и науке Германии, возникло новое музыковедение, основанное не на документах и фактах исследования времени, в котором жили и творили композиторы, а на историческом реализме и советском социалистическом реализме. На музыке Феликса Мендельсона выросли музыканты послевоенного времени, пианисты, играя его “Песни без слов“, „Серьёзные вариации“, фортепианные концерты, камерную музыку, скрипачи исполняли его знаменитый концерт в ми миноре, симфонические оркестры играли “Шотландскую’ и “Итальянскую” симфонии, увертюру “Сон в летнюю ночь“, а “Свадебный марш” сопровождал церемонии бракосочетания. Но при этом значение композитора в истории музыки существенно принижалось.

Не признавалось значение музыкальных концертов Фанни в Берлине, салон рассматривался как малозначительное домашнее музицирование, часто сентиментального содержания, в противоположность героическим, революционным темам музыки назначенных “революционных” композиторов.

Прочитав биографии Феликса Мендельсона написанные до 1990 года, а их несколько, в том числе и Советского периода, то первое, что бросается в глаза, это цитаты из высказываний главных виновников уничтожения его наследия: Вагнера и великого “Вагнерианца” драматурга Б. Шоу. Авторы биографий признавали талант композитора, но сожалели о его непонимании значения социальных революций.

Как выяснилось из исследования взглядов композитора, он прекрасно понимал разрушительность последствий утопической идеологии и лживость ее обещаний.

Своей просветительской деятельностью и творчеством Феликс Мендельсон демонстрировал неограниченные возможности модернизации лучших достижений великих мастеров прошлого и реформировал устаревшие традиции. Его прелюдии и фуги для фортепиано абсолютно романтическая музыка, также, как и сонаты, вариации, произведения для фортепиано или вокальные сочинения с оркестром, полные поэтического юмора скерцо и конечно монументальные оратории на библейские тексты.

Призываю всех помнить, что цитаты даже самых великих людей о других великих людях не являются основанием для их оценки, поскольку они субъективны с одной стороны, а с другой основаны на личных взаимоотношениях или неприятии других взглядов, отличных от их.

Интересно, что Феликс Мендельсон никогда не писал никаких статей, так как считал музыку самодостаточной, но зато вел активную переписку, это 7 000 писем на нескольких языках. К сожалению, часть писем не сохранилась.

Ситуация в отношении к Феликсу и Фанни Мендельсон в корне изменилась только с 1990 года после объединения Германии. Американский дирижер Стефен Сомари, будучи ассистентом Леонарда Бернстайна, пишет, что Бернстайн обратил его внимание на важность творчества Феликса Мендельсона, укрепив в решении создать “Mendelssohn Project “.

В 1990 году Сомари получает работу в должности дирижера в Германии, а в 1996 году проект начал свою деятельность. Как основатель проекта и его главный дирижер он составил план, задачу и цель проекта таким образом:

1.Чтобы весь мир узнал о значении и вкладе семьи Мендельсон необходимо сделать письма, оригиналы музыкальных произведений и живописные работы Феликса Мендельсона доступными широкой публике.

2.Создать исследовательскую библиотеку о семье Мендельсон, а также подготовить биографии Феликса Мендельсона и Фанни Гензель.

3.Отредактировать неопубликованные до этого времени музыкальные произведения, подготовленные для мировых премьер.

4.Продолжать сотрудничество с известными симфоническими оркестрами, хоровыми группами и фестивалями, которые будут исполнять неизвестные аудитории выдающиеся музыкальные произведения Мендельсонов.

5.Постоянно дополнять базу материалов о Фанни, Феликсе и Моисее Мендельсон, так же, как и других членов их семьи.

6.Создать и договориться с институтами образования об изучении материалов о композиторах Мендельсон, для включения их в программу обучения.

7.Расширять содержание website.

8.Обеспечить финансовый фонд таком образом, чтобы работа проекта функционировала на длительный период времени.

9.The Mendelssohn Project должен являться мировым ресурсом всех материалов о выдающейся семье Мендельсон.

Сомари организовал два центра проекта в Нью Йорке (США) и в Штутгарте (Германия). В духе времени Просвещения, в свете которого было создание музыкального Салона в Берлине родителями Феликса и Фанни, стало создание музыкального Салона в городе Нью Йорке как центр Мендельсона, где будут исполняться премьеры сотен музыкальных композиций Фанни Мендельсон Гензель и Феликса Мендельсона Бартольди. Центр воссоздаст атмосферу Воскресных Дневных концертов Салона в Берлине на Лейпцигер  Штрассе #3 Фанни Мендельсон Гензель, где будут исполняться камерные произведения композиторов Фанни и Феликса, демонстрироваться живописные полотна Феликса Мендельсона, а также читаться лекции и проводиться семинары о великом основателе просвещенной эмансипированной еврейской семьи Моисее Мендельсоне. В дополнении ко всему перечисленному в центре будут осуществляться записи впервые исполненных сочинений из полного списка композиторов Фанни и Феликса. В программу концертов также входит музыка композиторов разных стилей и эпох, включая молодых композиторов 21 века, следуя традициям программ концертов в Гевандхаузе под управлением Феликса Мендельсона и в Салоне Фанни Гензель.

На “Mendelssohn project” откликнулись выдающиеся музыканты инструменталисты, дирижеры, музыковеды, писатели. Главным событием подготовки проекта было празднование 200-летия со дня рождения Феликса Мендельсона в 2009 году.

Праздновался юбилей композитора и в России, особенным событием стал концерт в Большом зале МГК им. П.И. Чайковского 25 октября. А произошло вот что. Благодаря энергии и энтузиазму американского музыковеда Майкла Купера были обнаружены ноты неопубликованного произведения Феликса Мендельсона “Фантазия и блестящие вариации на тему из музыки К. М. Вебера к драме «Прециоза» для двух фортепиано с оркестром”, которые впервые были исполнены в оригинальной редакции 1833 года с финалом друга композитора Игнаца Мошелеса.

Ноты оказались в Научной Библиотеке Петербургской Консерватории, а их существование обнаружил американский музыковед Майкл Купер в старом аукционном каталоге. Как позднее выяснилось ноты находились у Игнаца Мошелеса, который после смерти Феликса М. передал их сыну композитора Феликсу младшему, тот подарил ноты Антону Рубинштейну, который пожертвовал их библиотеке консерватории.

После продолжительных переговоров, с 1997 года до 2003,Купер получил копии двух версий. Обе версии были исполнены Austin Civic Orchestra в Техасском Southwestern University, чтобы слушатели могли выбрать какая понравилась им больше. Сам факт, что большая часть сочинений Фанни и Феликса Мендельсон не были опубликованы, а в последствии их музыка была запрещена, каждая находка их произведений является важным событием во всем мире.

Огромный интерес к жизни и творчеству Фанни и Феликса Мендельсон в сочетании с отсутствием глубокого объективного исследования их деятельности привлекло внимание американского музыковеда Ларри Тодда. С 1980 он погружается в материалы о композиторах, изучает и исполняет в концертах их произведения, пишет множество эссе о результатах своей работы. А в 2003 публикует книгу “Mendelssohn: A Life in Music”, “Мендельсон: Жизнь в музыке”, которая была принята с огромным энтузиазмом музыкальным сообществом и явилась фундаментальным источником для дальнейшего изучения жизни и творчества Феликса Мендельсона. Кроме того, в 2010 году Ларри Тодд выпускает книгу о Фанни “Fanny Hensel: Other Mendelssohn”, “Фанни Гензель: другая Мендельсон”.

Благодаря труду, энтузиазму и материальной поддержке обширных многолетних исследований произведения Фанни и Феликса сегодня исполняются по всему миру, а записи исполнителей доступны всем, кто любит и ценит их музыку.

Тем не менее, читая новые публикации, замечаешь, что даже в наши дни печать мрачного антисемитского прошлого оставила свои следы на репутации семьи Мендельсон тем или иным образом, политика и падение культуры в 21 веке в целом создают благоприятную для этого почву в обществе. Тем не менее, масштабы значения и влияние творчества двух гениев первой половины 19 века Фанни и Феликса Мендельсон, благодаря титаническому труду и профессиональной ответственности замечательных музыкантов, музыковедов и поклонников будут только увеличиваться.

Очень часто истории из реальной жизни трагичней/драматичней придуманной.

Рихард Вагнер практически уничтожил все достижения и вклад Мендельсонов в немецкую музыку, образование и культуру. А вот что было обнаружено музыковедом Ларри Тоддом:

”в 1834 году Феликс Мендельсон был на вершине славы признанным композитором, в то время и Рихард Вагнер не избежал его влияния. В 1879 году Р.Вагнер признается, что ассимилировал Мендельсона в свой стиль в сочинениях: 1.увертюре в Ми мажоре, 2.второй опере «Феи» и 3. в 1835 году в музыке к драме Теодора Апеля “Колумб”.» В настоящее время статьи и книги, не соответствующие последним исследованиям Ларри Тодда для ссылок в музыковедческих работах более не принимаются, как устаревшие.

Выпущено Руководство для дальнейшего изучения творчества Феликса Мендельсона, в котором перечислены устаревшие на сегодняшний день статьи, “Felix Mendelssohn Bartholdy :A Research and Information Guide” by John Michael Cooper, Angela R. Mace такой же справочник опубликован для исследования творчества Фанни в 2019 году

Laura K.T. Stokes.

В Европе активно работает независимое профессиональное музыкальное сообщество “Иконы Европы”, которое расследует новые статьи для выявления мифов, сплетен и кляуз в отношении Великих деятелей Европы, Феликс Мендельсон в числе “Икон Европы”. Под заголовком » Защищая доброе имя Феликса Мендельсона» опубликован результат исследования в отношении связи композитора с выдающейся шведской певицей Женни Линд, которую за изумительный голос прозвали Соловей. Отношения были профессиональными и дружественными и непонятно с какой целью, особенно во время празднования 200-летия со дня рождения композитора в 2009 году, профессор Королевского Колледжа Музыки в Лондоне (GB) Куртис Прайс,Curtis Price, распространил пасквиль на великого композитора якобы угрожавшего певице покончить жизнь самоубийством, если она не поедет с ним в Америку. Самое ужасное, что этот пасквиль начали перепечатывать другие издания, ссылаясь на его статью.

Слушая новую для меня музыку Фанни и Феликса Мендельсон, поражаюсь уникальности музыкального языка каждого из них. Этот факт поразителен, поскольку композиторы регулярно с самого детства творчески были очень близки. У обоих есть фортепианное трио в тональности ре минор, трио Феликса, 1839, мне хорошо известно, а Фанни, написанное в 1847, одно из последних ее сочинений, неизвестно было совсем, при прослушивании кроме общей романической стилистике обнаруживается разница в характере всех элементов музыкального языка: мелодии, гармонии, ритме и архитектонике строения формы.

Опубликовано множество статей с анализом двух трио. Можно заведомо предположить результат анализа, если политика доминирует над музыкой.

Классическая музыка сформировала огромный генетический материал, из которого рождаются новые направления в разных исторических пространствах и времени.

Необходимо признать, что Фанни и Феликс Мендельсон — уникальные немецкие композиторы романтической стилистики начала 19 века. Послушайте песни Фанни Гензель и Франца Шуберта или Роберта Шумана их объединяет стилистика эпохи романтизма, но каждый из них уникален, как выдающаяся личность.

Значение и влияние двух гениальных немецких композиторов начала 19 века огромно настолько насколько велико богатейшее наследие их последователей, а это не только романтическая музыка второй половины 19 века, но и современная музыка, пришедшая сквозь ХХ век в наши дни.

Феликс Мендельсон, трио ре минор, соч.49 А.Рубинштейн, Я.Хейфец, Г.Пятигорский

Феликс Мендельсон, трио ре минор, соч.49 А.Рубинштейн, Я.Хейфец, Г.Пятигорский

Фанни Мендельсон-Гензель, трио ре минор,соч.11 исп.Мендельсон трио

Фанни Мендельсон-Гензель, трио ре минор,соч.11 исп.Мендельсон трио

Литература:

1.http://www.themendelssohnproject.org/announcements/announcement1.htm

  1. R.Larry Todd “Mendelssohn:Life in Music” и “Fanny Hensel : Other Mendelssohn”

3.https://laurenbelfer.com/books/and-after-the-fire/and-after-the-fire-real-people-and-places/

4.https://www.mendelssohn-gesellschaft.de/content/2-gesellschaft/2-ausstellung/meg_ausstellungsfueher_eng_180912.pd

5.https://forward.com/culture/121154/bildung-mendelssohn/

6.http://www.iconsofeurope.com/mendelssohn.htm

7.https://archive.org/stream/lifeofmoschelesw02mosc/lifeofmoschelesw02mosc_djvu.txt

https://magazines.gorky.media/neva/2011/5/na-kryshe-mendelson.html

8.https://www.jstor.org/stable/24615763

9.Феликс Мендельсон, трио ре минор, соч.49 А.Рубинштейн, Я.Хейфец, Г.Пятигорский

Print Friendly, PDF & Email

Людмила Беккер: Феликс и Фанни Мендельсон в истории немецкой романтической музыки XIX века: 4 комментария

  1. Mедина Джебраидова

    Дорогая Милочка,ты как всегда на высоте! Этот труд о Мендельсона,открывает многим гениальность композитора,художника,просветителя.О Фанни Мендельсон вообще не было никаких сведений.Спасибо за эти интересные биографические данные о творчестве и деятельности Фанни и Феликса Мендельсон!

    1. Ludmila Bekker

      Спасибо за отзыв дорогая Мирочка! Это был огромный труд и очень важно, чтобы исследование читалось как музыкантами,так и любителями музыки. Творчество Мендельсонов пример для новых поколений исполнителей и композиторов. Политические войны приходят и уходят, а музыка остается,если ее исполняют.

  2. Ефим Левертов

    Спасибо, уважаемая Людмила Беккер!
    Ваша прекрасная статья — настоящий памятник в честь двух выдающихся немецких композиторов Фанни Мендельсон и Феликса Мендельсона. Их имена оказались для некоторых историков музыки несколько заслонены другими именами, но это не делает наших композиторов менее великими. Вы, как я вижу, не относитесь к таким историкам.
    Низкий поклон Вам!

    1. Людмила Беккер

      Дорогой Ефим Левертов, очень рада, что мой труд нашел отклик. Имея возможность изучать новейшие материалы о Мендельсонах, я с огромным удовольствием в них погрузилась. Поскольку на русском языке материалы о композиторах в основном устаревшие, надеюсь мои работы привлекут внимание музыкантов и любителей музыки.

Добавить комментарий для Ефим Левертов Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.