©Альманах "Еврейская Старина"
    года

Loading

После десятилетнего перерыва я снова обратилась в архив Ровно, чтобы получить новые сведения о своих родных. Казалось бы, какую интригу может содержать переписка с архивом? Чисто механически: вопрос-ответ. Надо просто знать, что искать, и по какому «адресу» (фонд, опись, дело) хранится нужная информация. На самом деле, и здесь были приятные и неприятные неожиданности.

Елизавета Гиллер

МОИ ПОИСКИ И НАХОДКИ. СЕМЬЯ ФРЕНКЕЛЬ-САГИНУР

Начало поисков

​С чего обычно начинается изучение истории семьи?

С расспросов родителей, дядюшек и тетушек, бабушек и дедушек, с изучения семейных альбомов, поиска семейных документов?

С семьей моего отца было совсем не так…

Давно умер папа, унеся все семейные тайны с собой, не осталось в живых после войны никого из его родственников, не осталось ни одной довоенной фотографии.

Сохранился лишь старый бумажник отца, в котором лежали профсоюзный и военный билеты. Из них я смогла почерпнуть немногие факты его биографии.

Я снова и снова пыталась найти потайной карман в бумажнике, котором была бы какая-то фотография или какой-нибудь документ…

Но каждый раз я с разочарованием откладывала его, не найдя ничего нового…

Мне почти ничего не было известно о моих предках Френкелях[1]. Но кто ищет, тот всегда найдет. Благодаря везению и настойчивым поискам, мне удалось узнать довольно много.

С детства я знала, что папа, Френкель Цаль[2] Бенционович родился в 1910 году и жил до войны в городе Ровно. В начале войны он был призван в армию. Его родители погибли от рук фашистов. После войны папа не вернулся в родной город, жил на востоке Украины, в Донецке, там и родились мы с братом. Папа много раз говорил, что бабушку звали Лея, дедушку — Бенцион, и что нас с братом назвали в их честь. Но больше о них ничего не рассказывал.

После того, как я занялась семейной историей, я попыталась найти дополнительные данные о папиной семье. Но мои обращения в организации, где он работал, в надежде найти личное дело с автобиографией не кончились ничем: в одной из организаций был пожар, все сгорело. Другая организация много раз меняла место своей дислокации, и ее архив был утерян… Архивы Волынской филармонии, в которой отец работал до войны, тоже не сохранились.

Когда я в начале поисков обратилась в Ровенский архив, то получила сведения о бабушке и дедушке, Френкель Ите-Лее 1877 г.р. и Бенционе 1873 г.р. и о том, что никаких данных о других членах семьи в архиве нет.

Первая удача

Получив ответ из Ровенского архива, из которого я не узнала почти ничего нового, я задумалась о других способах поиска. На сайте Jewishgen.org (сайт по еврейской генеалогии) в разделе The JewishGen Family Finder (Поиск семьи) я обнаружила, что Захар Финкельштейн из Канады разыскивает Френкелей из Ровно. Правда, долгие годы он не появлялся на этом ресурсе. Но я написала ему.

Очень быстро мне ответила его дочь Фреда, и поведала такую историю: «Мой отец родился в Ровно 12.12.1915 г. У него была старшая сестра Роза, которая была замужем за Френкелем. У них было двое детей, мне кажется, мальчики. Папа мне рассказывал, что вся семья Финкельштейн: его родители Моше Лейб и Белла Фрадл, брат Зуся и сестра с мужем и детьми погибли под Ровно в 1941 году».

Я не знала, что у папы была первая семья, но, судя по возрасту (папе в начале войны был 31 год), он вполне мог быть женат и иметь детей…

К сожалению, З.Финкельштейн был уже тяжело болен, и получить дополнительную информацию от него было невозможно. ​Из его воспоминаний следовало, что муж Розы погиб вместе с нею. Но тогда кого же из Френкелей они пытались найти?

Оказалось, что у семьи Финкельштейн сохранилась предсвадебная фотография Розы и ее жениха. Я с нетерпением ждала снимок.

Когда я получила фотографию, я была потрясена: жених на фото был поразительно похож на моего отца.

Роза и ее жених.

Надпись на обороте на идиш: «Любимый дядя и любимая тетя!
Имею честь вам представить моего жениха, за которого я намереваюсь выйти замуж в скорости и в добрый час. Роза Финкельштейн. 26.12.1934 г.»

На открытке не было написано имя жениха, поэтому оставались сомнения: кто был мужем Розы Финкельштейн? Человек, изображенный на свадебном фото, это мой отец или, возможно, его брат?

Находки в музее Яд-Вашем

Следующим этапом был поиск по базам данных музея Яд-Вашем. Там я нашла Лист свидетельских показаний на Финкельштейн Розу, отцом которой был Лейб Финкельштейн, а мужа звали Бецалель. Совпало имя мужа (Цаль и Бецалель), частично имя отца (Лейб и Моше Лейб), девичья фамилия, приблизительно возраст. С большой уверенностью можно сказать, что это та самая Роза, сестра З. Финкельштейна, которая была первой женой моего отца.

Я начала искать другие данные в базах музея Яд-Вашем. В списках погибших в Ровно 6-9.11.41 г. я нашла Розу Френкель с двумя сыновьями, Шимоном и Моше (в письме от семьи Финкельштейн тоже говорилось о двух сыновьях Розы!). В списке они шли вслед за семьей Финкельштейн. Списки составлялись выжившими земляками и, скорее всего, они вспоминали подряд членов одной семьи.

То есть, можно предположить, что Шимон и Моше Френкель — мои братья по отцу.

Продолжая поиски в музее Яд-Вашем, я увидела несколько списков избирателей в Сейм, в которых фигурировали, кроме дедушки и бабушки, еще три имени моих близких, проживавших с ними: сына Лейбиша и дочерей Мирлы и Шейндлы.

Фрагмент одного из списков

Моя переписка с архивом

После десятилетнего перерыва я снова обратилась в архив Ровно, чтобы получить новые сведения о своих родных. Казалось бы, какую интригу может содержать переписка с архивом? Чисто механически: вопрос-ответ. Надо просто знать, что искать, и по какому «адресу» (фонд, опись, дело) хранится нужная информация. На самом деле, и здесь были приятные и неприятные неожиданности.

От коллеги по поискам я узнала, что в Ровенском архиве сохранились посемейные списки Ровно за 1913 год. Я решила попытать счастья и послала запрос о поиске в этих списках семьи Френкель, имеющей сына Бенциона 1873 г.р. Со временем я получила ответ. Но найденный в переписи Бенцион Френкель был явно не мой: он был значительно старше, имя жены не совпадало с тем, которое мне было известно. Другого Бенциона Френкеля в посемейных списках Ровно за 1913 год не нашлось.

 Я была очень удивлена и попросила архивистов объяснить: как в списках может не быть семьи, вся жизнь которой, судя по имеющимся у меня документам, была связана с Ровно?

В ответ на мой вопрос я получила выписку из того же документа, что и за десять лет до этого, но с небольшой деталью, которую опустили первый раз: оказалось, что мой дед был острожским мещанином. Это означало, что все данные о дедушке следовало искать в посемейных списках по Острогу. В посемейных списках по Ровно за 1913 год их не могло быть.

По Острогу сохранились посемейные списки за 1886 год, но не полностью. Моего деда Бенциона Фринкеля там найти не удалось.

На форуме «Еврейские корни» мне подсказали новую идею: после Гражданской войны Ровно отошло к Польше, и все жители Ровно получали польские документы. На мое счастье, списки этих граждан в Ровенском архиве сохранились и содержали массу полезных сведений.

Сделала запрос, оплатила. Но ответ долго не приходил. И вдруг через Facebook мне сообщили, что письмо из архива уже давно лежит в подъезде совсем другого района города. Наконец, я получила это письмо, а в нем я нашла ответ со сведениями о моем деде Бенционе и бабушке Ите-Лее Фринкель, а также об их родителях.

Не стоит далее подробно рассказывать о переписке, можно сказать коротко, что в конце концов я получила практически все, что хотела.

Итак, родителей моего деда Бенциона звали Цаль Мошкович и Эстер-Рейзл Бенционовна. Жили они в с. Оженин Острожского уезда. Фринкели занимались торговлей зерном, имели дом в Ровно на углу улиц Дубинская, 29 и 3-го Мая, 173. У них было семеро детей, мой дед Бенцион был старшим. Прадед Цаль Мошкович и прабабушка Эстер-Рейзл умерли в один день от тифа в 1909 году. Мой папа родился через год после смерти деда и в честь него получил свое имя.

Родителей моей бабушки Иты-Леи звали Берко Лейбович и Перла Фишелевна Сагинур[3]. Берко был экспедитором, его жена была домохозяйкой. Они числились клеванскими мещанами, но жили в Ровно. Там же в 1875 году родилась моя бабушка Ита-Лея. Приблизительно в 1897 году Бенцион и Ита-Лея поженились и жили в собственном доме Ровно на улице 3-го Мая, 77. У пары было шестеро детей: Фроим-Фишель (1897 г.р.), Сося (1898 г.р.), Лейбиш (1902 г.р.), Мирла (1904 г.р.), Шейндла (1909 г.р.) и Бецалель (1910 г.р. ). Но, самое главное, я впервые увидела лица бабушки и дедушки и их младших детей — моих близких, которые погибли около 80 лет назад.

На фотографиях: Ита-Лея (слева), Бенцион (справа) и младшие дети: Цаль (папа в возрасте 14 лет), Мирла, Лейбиш, Шейндла.

Мемориал в Нью-Йорке

Несколько лет назад на сайте Музея семейной истории я нашла фотографию памятника евреям, погибшим в Ровно от рук фашистов. Он находится на кладбище Бет Дэвид Эльмонт в Нью-Йорке, (секция E, Блок 4). Памятник возведен в 1954 году.

Общий вид памятника и список погибших ровенчан.

Мемориал имеет вид трехгранного столба.

С двух сторон на английском и идиш написано:

«В память о 23500 евреях, убитых нацистами 7 ноября 1941 года в нашем родном городе Ровно.

Этот памятник был установлен Первым Ровенским обществом с помощью землячества Ровно».

На третьей стороне написаны на идиш три десятка имен погибших ровенчан.

На седьмой строчке — имя моей бабушки Леи Френкель. Кто внес ее имя в список погибших? Возможно, кто-то из родственников бабушки, скорее всего, брат или сестра. Конечно, их уже нет в живых. Но я не теряю надежды найти их потомков.

Утраченные имена

До войны в Ровно проживало около 25 тысяч евреев, около половины всего населения города. После «освобождения» Западной Украины Красной Армией в августе 1939 года Ровно стало советской территорией. В город хлынули потоки еврейских беженцев с территории Польши, захваченной Германией. В результате этого еврейское население Ровно в июне 1941 года составило по приблизительным подсчетам более 30000 человек. Фашисты вошли в Ровно менее, чем через неделю после начала войны. Организованной эвакуации не было, но многие евреи, зная от беженцев с запада Польши о зверствах немцев, двинулись на восток. Приблизительно десятой части евреев (около 3000 чел.) удалось покинуть город.

В городе сразу начали проводиться акции по расстрелу небольших групп евреев. За июль-август 1941 года было уничтожено 3000 человек.

Сосенки… Лес с таким милым названием был выбран местом кровавой фашистской расправы над еврейским населением Ровно. Это место часто называют «вторым Бабьим Яром». 6-9 ноября в этом лесу нацистами и членами ОУН были зверски замучены 15-18 тысяч евреев. По количеству погибших евреев Сосенки занимают печальное третье место в Украине.

Мемориал погибшим в Сосенках под Ровно. Вокруг монумента установлены плиты с фамилиями погибших

Остальные евреи, в основном, ремесленники, были помещены в гетто вместе с семьями. Гетто было создано в декабре 1941 года в квартале Воля, а уже 13 июля 1942 гетто было ликвидировано, 5000 узников были вывезены под Костополь и расстреляны.

Списки узников гетто сохранились. Большинство имен погибших в Сосенках неизвестно. Сразу после войны восстановить имена убитых было гораздо проще, но никто не ставил такой цели. Наоборот, гибель десятков тысяч евреев Ровно, как и огромное количество жертв на всей оккупированной части СССР, замалчивалось. Эвфемизм «мирные советские граждане» вместо «евреи» был общеупотребим, и до 90-х годов практически нигде не было памятных знаков на месте гибели евреев.

Музей Яд-Вашем десятки лет собирает имена жертв Холокоста, но получить сведения из СССР удалось только в 90-е годы, практически через полвека после войны. Можно сказать: слишком поздно, многие из свидетелей Холокоста умерли… Долгие годы ровенский краевед Яков Герман собирал имена и фамилии погибших земляков-евреев. Собрано 3600 имен погибших. Их имена выбиты на памятных плитах мемориала Сосенки. Остальные имена, скорее всего, утеряны навсегда…

Плита, на которой, среди прочих, занесены имена Розы Френкель и ее сыновей, моих сводных братьев, Шимона и Моше Френкель

Дополнение. Местечки моих предков

Все города и поселки, где жили предки моего отца Фре(и)нкели и Сагинуры, находятся в Ровненской области, совсем близко друг от друга.

Красным подчеркнуты названия местечек, где жили мои предки.

Как и большинство западноукраинских земель, территория нынешней Ровненской области пережила непростую историю, бесконечно сменяя владельцев: среди прочих за нее соперничали два соседних государства — Литва и Польша.

В конце XVIII века регион вошел в состав Российской империи, а в 1939 году стал частью Советской Украины. Во время Второй мировой войны гитлеровцы сделали Ровно столицей оккупированной Украины.

С 1991 г. Ровненская область стала частью независимой Украины.

Об истории города Ровно

Первое упоминание о еврейском присутствии в Ровно относится к 1566 г.

Князья Любомирские, владевшие городом с 1723 года, поощряли поселение здесь евреев. В 1749 году Станиславом Любомирским был издана грамота, расширявшая права общины и общества Хевра Кадиша. В 1786 г. Юзеф Любомирский увеличил участок для еврейского кладбища и разрешил строительство деревянной синагоги.

В 1760 году раввин Ровно Арон бен Шмуль построил первую хасидскую синагогу и общественную баню. С 1760 года в Ровно жил Дойв-Бер из Межерича — один из лидеров хасидского движения. К нему часто приезжали Менахем-Мендл из Витебска, Шнеер-Залман из Ляд, Леви-Ицхок из Бердичева — видные деятели хасидизма.

В 1765 г. в Ровно проживало 890 евреев, а в окрестных деревнях — 296.

Ровно выделялся быстрыми темпами развития практически во всех областях. Развитие торговли сделало его важным городом Волыни. Привлечение населения, особенно евреев, считалось важной задачей. Из всех окрестных населенных пунктов люди приезжали в Ровно с целью купли и продажи продуктов: зерна, хмеля, фруктов, яиц, молочных продуктов, шкур, мыла, пиломатериалов и продуктов леса, кирпича и многого другого, а также изделий сельских ремесленников.

Количество евреев постепенно росло. В 1897 г. в городе проживало 13780 евреев, которые составляли 56% населения. Строительство двух проходящих через Ровно железнодорожных линий привело к его дальнейшему бурному развитию и притоку евреев.

Во второй половине 19 века Ровно стал крупным центром Хаскалы (Просвещения). Были основаны частные школы, в которых обучение шло на иврите. В городе также был открыт один из первых реформистских хедеров в России. В 1884 г. в Ровно было создано отделение движения «Ховевей Цион», за которым последовали отделения различных сионистских партий, представители которых принимали участие в сионистских конгрессах. В 1903 г. в Ровно было создано местное отделение Бунда.

В 1909 г. в Ровно проживал 18 631 еврей (55,8% населения). Пять местных заводов, чугунолитейный завод и все девять типографий в городе принадлежали евреям. Среди 16 местных врачей семеро были евреями. В городе была еврейская больница и организация помощи бедным. В 1911 году в Ровно начало свою деятельность отделение Ассоциации любителей иврита.

Улица 3 Мая

Улица 3 Мая — главная улица Ровно. За время своего существования она сменила несколько названий: сначала она называлась Шоссейной, с потом— улица 3 мая, Адольфа Гитлера, Немецкая, Сталина и Ленина. Сейчас она носит название Соборная. На этой улице жила семья моего деда Бенциона Френкеля.

В 1920-39 гг., во время польского владычества Ровно стало крупным центром еврейской культурной и общественной жизни. В 1919 году была открыта средняя школа «Тарбут», а через год две начальные школы и детский сад с ивритом, также входившие в сеть «Тарбут». В этот период в Ровно действовали различные сионистские организации, в том числе «Хагалуц», занимавшаяся миграцией в Палестину. В 1918-1939 годах в Ровно издавалось 10 газет на идише и иврите, в том числе еженедельник на идише «Волынер Лебн» и ежедневная газета «Дер Волынер идише курьер». В городе были созданы еврейские спортивные клубы «Га-Коах» и «Хасмонея», футболисты которой выступали в высшей польской лиге.

Война нанесла непоправимый урон еврейской общине города. После освобождния Ровно жители вернулись из эвакуации. В это время в горорде проживало 1200 евреев. Была восстановлена еврейская община, начала работу синагога. Община разыскала еврейских сирот в детдомах и семьях украинцев и подобрала для них еврейские семьи. В 1945-48 году появилась возможность репатриации евреев в Израиль и большинство евреев воспользовалось этой возможностью.

В 1948— 53 году в СССР началась антисемитская компания, и для евреев Ровно наступили тяжелые времена: увольнения с работы, аресты по вымышленнм обвинениям в «еврейском национализме». В начале 1953 года в связи с «делом врачей» врачи-евреи оказались без работы.

В 1957 году закрыли последнюю синагогу. На месте еврейского кладбища разбили общественный парк. Количество евреев стало уменьшаться. В 1959 году в городе жило 2637 евреев, то после массовой эмиграции 1970-90 гг. количество евреев сильно сократилось.

В 1990-е гг. была создана еврейская община Ровно. В 1992 г. еврейская община получила в пользование здание синагоги, с 1998 г. оно стало ее собственностью. В городе работают несколько еврейских воскресных школ сети «Ор Авнер».

История города Острога. Синагога Магарша

Острог — это город с древней и очень интересной      историей. Он впервые упоминается в Ипатиевской летописи в 1100 г. как владение князя Давида Игоревича. В давние времена город прославился как культурный и образовательный центр как украинского (в Остроге в 1576 году было основано первое высшее учебное заведение — греко-славяно-латинская академия под названием «Острожская школа»), так и еврейского народа.

Название города, скорее всего, происходит от древнеславянского слова «острог», что означает «место, огороженное деревянным частоколом».

Евреи жили в Остроге издавна. Найдены еврейские захоронения, относящиеся к 1445 г. Старейший документ, в котором упоминаются евреи Острога, — это Указ об изгнании евреев из Литвы от 1495 г. Однако, через несколько лет им было позволено вернуться. В 1536 году королем Сигизмундом было издано постановление, в котором определялись налоги, которые должны были платить евреи Острога.

Основным занятием евреев Острога в 16-17 в. была торговля. Шел обширный обмен товарами с разными странами: в Валахию евреи поставляли одежду и другие товары и получали крупный рогатый скот, в Данциг вывозили лес, воск, поташ, кожи, кожаные изделия. Развитие торговли вызвало быстрый рост численности еврейского населения. Острожская община стала одной из самых крупных и богатых на Волыни, а позднее на всей Речи Посполитой.

В 16-18 вв. Острог стал крупным центром еврейской учености. В городе функционировала одна из самых знаменитых в Польше иешив, которую возглавляли выдающиеся раввинские авторитеты. В 16 веке главными раввинами Острога, руководителями иешивы были: Калонимус бен Яаков Хаберкастн, Шломо бен Иехиэль Лурия, в 17 в. — Иешаягу бен Аврахам га-Леви Горовиц, Шмуэль Элиэзер бен Иегуда га-Леви Эдельс. По свидетельству Н. Н. Ганновера, Острог был «великим городом ученых и писателей». Со 2-й половины 18 в. город стал одним из крупнейших центров хасидизма. В это время раввином Острога был рабби Меир Маргалиот (умер в 1790 г.), ученик рабби Исраэля бен Элиэзера Баал-Шем-Това.

Строительство большой каменной синагоги в Остроге связано с именем раввина Шломо бен Иехиэль Лурия. В 1598 году в Острог приехал Шмуэль Элиэзер бен Иегуда га-Леви Эдельс (известный как Магарша). Он был двоюродным племянником Махараля из Праги и являлся духовным лидером еврейства Польши. Магарша отремонтировал синагогу за свой счет и пристроил с северной стороны женское отделение. После этого синагога стала носить его имя. Она была центром еврейской жизни города. В 1608 году была открыта типография, которая была одной из первых на территории Украины.

Большая синагога. Фото начала 20 века

 Восстание Хмельницкого (1648-1654 гг) нанесло тяжелый урон общине Острога: храм был осквернен и превращен в конюшню, евреев уничтожали с особой жестокостью, а их дома сровняли с землей, о чем пишет Натан Ганновер в своей хронике «Пучина бездонная».

Время шло, община возродилась. В 1726-м синагогу обновили, заново покрыли крышу, восстановили интерьер, купили большой бронзовый подсвечник, а стены облицевали керамической плиткой. Кроме богослужений, здесь проходили собрания кагала, а также заседания еврейского суда.

Как и многие синагоги в этом регионе, здание имело и оборонное значение — толщина кладки достигала 2,5 метра — примерно столько же, как у городской стены, окружавшей Острог.

Во время русско-польской войны 1792 года российские войска приняли синагогу за крепость и обстреливали ее из пушек в течение двух дней. На счастье ни одно из ядер, попавших в здание, не взорвалось — в память об этом чуде был написан специальный свиток (мегилат Таммуз), который впервые был прочитан в 1793 году.

 Большая синагога Острога действовала до прихода Советской власти в сентябре 1939 года. Подавляющее большинство общины погибло в Холокосте. После войны пять синагог были просто уничтожены, а семь сильно пострадали при перестройке.

Большую синагогу после войны планировали превратить в хлебозавод, но ограничились использованием ее в качестве товарного склада, который работал до начала 1990-х.

В 2000 году перед 900-летним юбилеем Острога появились планы реставрации здания синагоги, но дело кончилось тем, что демонтировали старую советскую кровлю, и 15 лет здание простояло фактически без крыши.

За работу по восстановлению синагоги в 2015 году взялся Григорий Аршинов — инициатор проектов по сохранению еврейского наследия в Украине. У него сохранился проект реставрации синагоги, разработанный в конце 1980-х. Он, как специалист по строительству, понимал, что если не начать срочно восстановление здания, рухнут перекрытия, и оно будет безвозвратно утеряно. Г. Аршинов начал реставрацию на собственные средства. А вскоре из Нью-Йорка пришло письмо от рава Луиса Кестенбаума, который выразил готовность оказать финансовую поддержку на $25 тысяч.

Главной своей миссией Г. Аршинов считал сохранение синагоги и 600-летней истории евреев Острога, а также памяти о 11.5 тысяч евреев, погибших в Холокосте.

Работа велась полным ходом, были вывезены горы мусора. Началась реставрация: восстановлена кровля, фронтоны, заложены разбитые участки стен, установлены окна.

Идет реставрация

Начали приводить в порядок интерьер.

Задача-максимум, которую поставил перед собой Аршинов, — добиться функционирования здания в качестве синагоги, а в отдельных залах открыть музей истории евреев Острога. В планах было создание иешивы и паломнического центра. В свое время Григорий восстанавливал огель над могилой Магарша и в сотрудничестве с равом Кестенбаумом занимался работами по приведению в порядок еврейского кладбища, которое посещают сегодня более 3000 паломников в год.

Интерьер синагоги после ремонта

К сожалению, 2 ноября 2020 года Г. Аршинов умер. Эстафету принял его сын Дмитрий. Работы продолжались, и уже можно было увидеть красоту и величие синагоги.

Но началась война…

Оженин и Клевань

Село Оженин, где жили мои прадед Цаль и прабабушка Эстер-Рейзл Фринкели, сейчас является центром Оженинского сельского совета Острожского района Ровненской области Украины. Село находится на 14 км севернее г. Острога. Сейчас в нем проживают 5000 жителей.

С севера и запада село окружают леса, богатые ежевикой, которая по-украински называется ожина. Видимо, село получило свое название от названия этой ягоды.

Впервые село Оженин упомянуто в Акте от 1 июля 1534 года, в котором говорится о передаче князем Андреем Юрьевичем Заславским князю Илье Острожскому части своих имений в сёлах Верхове и Оженин «с людьми и полями, и сенокосами, с лесами и борами и дубравами, и озёрами, и данинами денежными и медовыми и куничными, и с бобровыми гоном, и с ловами звериными и птичьими, и с прудами, и со всеми пожитками».

Станция Острог, которая находилась в Оженине.

 Клевань— местечко, откуда родом предки моей бабушки Леи Сагинур. Это местечко стоит на реке Стубле. По утверждению историков местечко было известно с ХІІ века под названием Колывань. В письменных источниках она впервые упомянута в 1458 г. как собственность князя Н.Чарторийского. Во второй половине 15 ст. князь Федор Чарторийський, луцкий староста, возвел замок, окружив его крепкими каменными стенами и глубоким рвом, который наполнялся водой Стублы. Первое упоминание о евреях Клевани относится к 1563 году. Среди основных занятий местных евреев преобладала торговля зерном, медом, ремесленными изделиями. Евреи сильно пострадали во время «хмельнитчины» и многие вынуждены покинуть местечко, однако вскоре часть из нх вернулись. Начиная с 1766 г. количество евреев в Клевани постепенно росло, достигнув в 1897 г. уровня 2432 человек, что составляло 65% населения местечка. В местечке в это время было 2 синагоги, имелась богадельня и аптека провизора Понель, был организован кружок «Любители Сиона (Ховевей Сион)», а в 1905 году начали работать отделения Бунда и сионистских партий.

Синагога в Клевани, арон кодеш

В 1910 в Клевани работало частное мужское еврейское училище, в 1913 открылась еврейская больница. В 1914 евреям принадлежали 2 аптеки, ателье, склад керосина, книжный магазин, водяная мельница, постоялый двор, 2 трактира, 88 лавок (в т. ч. 41 бакалейная и 12 мануфактурных). В 1902 году в США было основано общество взаимопомощи выходцев из Клевани, которое оказывало помощь евреям местечка после окончания 1-й мировой войны. В1919 году прокатились погромы. Первый устроил Богунский полк Красной Армии. Чуть позже еврейский погром организовали солдаты польской армии. После присоединения Клевани к территории Польши в местечке активизировалась еврейская жизнь: в 1924 году были открыты садик и школа с преподаванием на иврите, начали действовать различные еврейские партии и организации.

3 июля 1941 в Клевань вошли части вермахта. На следующий день в местечке произошел погром, жертвами которого стали 50 евреев, сожженных в синагоге, сотни евреев были расстреляны. Остальные евреи Клевани (ок. 1500 чел.) были расстреляны 15 мая 1942 в лесу, в 1 км от поселка. Группа евреев из Клевани во главе с Иосифом Гаренштейном, Зусей Хайчиком и Абрамом Купером воевала самостоятельно 3 месяца, затем влилась в партизанское соединение С.Ковпака. Сегодня в бывшем местечке евреи не проживают.

Использованная литература

Мой штетл. Еврейские местечки Украины

https://history.rayon.in.ua/news/312349-sinagoga-v-ostrozi-iaku-vidnovliuvav-grigorii-arshinovhttp://archive.hadashot.kiev.ua/content/v-ukrainskom-ostroge-vosstanavlivayut-odnu-iz-stareyshih-sinagog-evropy
Книга Изкор г. Ровно

Примечания:

[1] Фамилия Френкель принадлежит к одной из самых старинных групп ашкеназских фамилий, так называемым «топонимическим» фамилиям (образованным от названия города или места, из которого человек происходил). Фамилия Френкель происходит от прозвища «франк»: Френкель — выходец из Франконии, маленький франконец.

Семья Френкель — известная раввинская династия, восходящая к 16 веку. Неизвестно, является ли эта фамилия моногенетической (т.е. все носители являются родственниками между собой).

В документах мне встречались различные написания этой фамилии: Фринкель, Фройнкель, Фрейнкель и др.
Мои предки изначально писались Фринкель. В 20-м веке они стали Френкелями.

[2] Имя Цаль — производное от имени Бецалель, которое в переводе с иврита означает «в тени бога». Существует много имен, производных от Бецалель: Цаль, Цалко, Цалель, Цала и др.

[3] Фамилия Сагинур относится к группе еврейских фамилий, отражающих характеристики, личные черты, свойства характера или те или иные особенности внешности ее первых носителей. Такие фамилии зачастую возникали сначала, как прозвища, с целью идентифицировать человека, а потом становились фамилиями. Ареал фамилии — Слуцк, Дубно, Ровно. Арамейское выражение סַגִּי־נְהוֹר означает «много света», на идиш сагеноер/сегиноер «слепой человек» (эвфемизм).

[4] Улица 3 Мая — главная улица Ровно. За время своего существования она сменила несколько названий: сначала она называлась Шоссейной, с потом— улица 3 мая, Адольфа Гитлера, Немецкая, Сталина и Ленина. Сейчас она носит название Соборная. На этой улице жила семья моего деда Бенциона Френкеля.

Print Friendly, PDF & Email

Елизавета Гиллер: Мои поиски и находки. Семья Френкель-Сагинур: 9 комментариев

  1. Elizaveta Giller

    Наташа!
    В моем рассказе речь идет о войне с гитлеровцами. Не поняла, причем здесь русский мир?

  2. Светлана Амитина

    Лизочка, статья просто великолепная! И я традиционно восхищаюсь той огромной работой, которую ты проделала. Но, к тому же, ты от статьи к статье растёшь еще и как литератор. Правда, очень здорово!

  3. Сара

    Как написано граммотно! Елизавета, Вы совершили большую работу в которой чувствуется Ваше желание восстановить знание и память рода в поколениях. Уважительный труд по отношению к Вашим предкам и к будущим поколениям.

    1. Анатолий

      У умерших есть надежда, что в будущем они снова смогут жить. Это станет благодаря воскрешению, которое обещает Бог: «Не дивитесь сему: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут» ( Библия, Иоанна 5:21, 28, 29).
      Греческое слово, переведённое в Библии как «воскресение», происходит от слова ана́стасис, которое означает «подъём» или «вставание снова». Воскресший поднимается из состояния смерти и возвращается к жизни, при этом воссоздаётся та же самая личность (1 Коринфянам 15:12, 13). Воскресение к жизни на земле будет происходить во время Тысячелетнего правления Христа, когда земля станет раем (Луки 23:43; Откровение 20:6, 12, 13).

      Почему разумно верить в воскресение? В Библии подробно рассказывается о девяти случаях воскресения, каждый из которых был подтверждён очевидцами (1 Царей 17:17—24; 2 Царей 4:32—37; 13:20, 21; Луки 7:11—17; 8:40—56; Иоанна 11:38—44; Деяния 9:36—42; 20:7—12; 1 Коринфянам 15:3—6).

      Воскресение Лазаря заслуживает особого внимания, поскольку он был мёртв уже четыре дня и Иисус совершил это чудо на глазах у множества людей (Иоанна 11:39, 42). Даже противники Иисуса не могли это опровергнуть, поэтому они сговорились убить и Иисуса, и Лазаря (Иоанна 11:47, 53; 12:9—11).

      Библия показывает, что у Бога есть как сила, так и желание воскресить умерших. Он хранит в своей безграничной памяти подробные сведения о каждом человеке, которого он воскресит с помощью своей великой силы (Иов 37:23; Матфея 10:30; Луки 20:37, 38). Бог может воскресить умерших, и он очень хочет это сделать! Описывая будущее воскресение, Библия говорит о Боге: «Ты затоскуешь по творению своих рук» (Иов 14:15).

  4. Любовь Гиль

    Елизавета, невозможно читать все Ваши строки без волнения. Какая поразительная находка — найдена трагически ушедшая 1-я семья Вашего отца, и как эта находка повлияла на дальнейшее исследование. Написано блестяще! Узнаю от Вас много нового, и, в частности, историю Ровно и его окрестностей, мне это очень интересно, большое Вам спасибо!
    Сегодня День Шоа (День Катастрофы еврейского народа). Горе принесенное нашему народу Катастрофой нельзя ничем измерить. Вечная память Вашим родным и всем нашим соплеменникам, сгоревшим в огне Холокоста.

    1. Elizaveta Giller

      Спасибо, Любовь. Эта находка была первой. Я была потрясена, но все же рада удаче: первый шаг был сделан. Остальные находки произошли десяток лет спустя….

Добавить комментарий для Elizaveta Giller Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.