©Альманах "Еврейская Старина"
    года

Loading

В результате завоеваний Александра Македонского произошли грандиозные изменения в еврейском мире. В эпоху эллинизма, начавшуюся с походов Александра, евреи расселились по всему Средиземноморью и перешли в диаспоре и, в значительной степени, в Иудее на разговорный греческий язык. Численность еврейской диаспоры накануне Великого восстания и разрушения Второго Храма превысила население в Эрец-Исраэль. В Александрии, вероятно, проживало больше евреев, чем в Иерусалиме.

[Дебют] Эрик Сендеров

ИСТОРИЯ ПРЕДАНИЙ ОБ АЛЕКСАНДРЕ МАКЕДОНСКОМ В ИЕРУСАЛИМЕ

Вопрос часового мастера

Мы жили в Москве. Мне было, наверное, лет 13, когда однажды мама попросила меня отнести её ручные часы в починку. Часы в нищее послевоенное время были в СССР, в конце 40-ых годов прошлого века, немалой ценностью. Они ещё не стали общедоступным товаром. После войны появились ручные часы «Победа», произведённые на станках, полученных по репарациям. Но купить или точнее «достать» их было сложно. Мамины ручные часики в корпусе из нержавеющей стали были «куплены по случаю». Они попали из оккупированной Германии на «чёрный» рынок на родине. Это была продукция невысокого качества, которую называли в те времена «штамповка». Точность хода была невелика, и стрелки приходилось часто подводить при заводке часов.

Часовщик-одиночка работал в клетушке под лестницей в подъезде дома на Неглинной напротив ЦУМа (Центрального универсального магазина Москвы). В этом же доме располагался какое-то время магазин «Пионер», торговавший тогда товарами для подростков школьного возраста, играми, «конструкторами», наборами для моделирования. Я был знаком с этой торговой точкой.

В те годы, когда возникла необходимость починки часов, в нашем социалистическом государстве допускалось коллективное (артели) и индивидуальное предпринимательство «без эксплуатации человека человеком», т.е. без наёмного труда. Этот вид хозяйственной деятельности был свёрнут через несколько лет в результате реформ Н.С. Хрущёва, направленных против негосударственного сектора экономики. А во времена, с которых я начал рассказ, в индивидуальный бизнес были вовлечены «частники» и «промкооператоры»: часовщики, портные, шляпницы, всевозможные заготовители, доктора и дантисты, точильщики, сборщики барахла, которое называли «утиль-сырьём» — старьёвщики. Представители двух последних из перечисленных профессий были востребованы и, часто заходя во двор дома, куда выходило окно нашей комнаты, оглашали пространство зычными призывами: «Точу ножи-ножницы!» и «Старьё берём!». Точильщик нёс на плече станок: точильный круг приводился во вращение ножным механизмом. Старьёвщик тащил на спине мешок или толкал впереди себя небольшую тележку со своим уловом. На рынке «холодный» сапожник, сидя в каком-то закутке на табуретке и держа сапожную колодку между колен, подбивал гвоздиками оторвавшуюся резиновую или «кожимитовую» (кожа-имитация) подошву ботинка. К этой же категории «частных предпринимателей» относились, по-видимому, потомки христиан-ассирийцев, бежавших, спасаясь от турецкой резни, в начале XX века в Россию. Они оккупировали на долгие годы в Москве будки чистильщиков обуви и заодно торговали гуталином и шнурками для ботинок. У подъездов домов можно было увидеть прибитые белые, эмалированные вывески с черной надписью: «Врач-уролог…», следовала фамилия и разъяснение, с какими именно болезнями имеет дело лекарь данной профессии; «Переписка на машинке, 2-ой этаж» и т. п. В нашем переулке на стене деревянного дома напротив белела доска: «Зубной врач Розина-Перкаль».

Вот по подобной вывеске «Ремонт часов всех систем…» мы знали о существовании мастера на перекрёстке Кузнецкого и Неглинной. Немолодой, аккуратно одетый человек интеллигентной внешности, с седой бородкой, выписывая мне квитанцию, спросил: «Ты знаешь, что носишь фамилию в честь Александра Македонского?». Я услышал такое впервые и запомнил сказанное. До меня дошло, что корень моей фамилии, Сендер, может быть связан с именем Александр. Уже в студенческие годы я прочёл у Шолом-Алейхема повесть «Сендер Бланк и его семейка» и наткнулся у Бабеля в «Одесских рассказах» на имя Сендер Эйхбаум. Так звали тестя Бени Крика. Я понял тогда, что имя Сендер входило в перечень традиционных еврейских имён.

Прояснение связи фамилии с Александром Македонским произошло уже в Штатах, в эмиграции. Мой сын, тогда школьник, однажды, сняв книгу с полки в доме, где мы были в гостях, обратил моё внимание на рассказ об Александре Великом. Английского названия на обложке не помню. В книге содержалась выжимка из еврейских преданий о встрече полководца в Иерусалиме. Я осознал тогда, что запомнившийся мне на всю жизнь часовых дел мастер был знатоком еврейской культуры. Позже сюжет подтвердила книга С.М. Дубнова [1], а за ней и другие публикации об Александре Македонском. Они рассказывали, как имя Александр попало в число еврейских имён. Полководец в Иерусалиме пожелал, чтобы в Храме была поставлена его статуя. Однако первосвященник убедил царя, что лучшей альтернативой будет наречение младенцев, родившихся в тот год в Иудее, именем Александр. Царь остался доволен. В дальнейшем оказалось, что разные источники, повествующие о свидании царя с первосвященником, рисуют не совсем одну и ту же сцену. И, в зависимости от того, где описана встреча, в талмудической, в античной, в средневековой или даже современной популярной литературе, версии предания включают не всегда одинаковые эпизоды и детали.

Проработав более 20 лет исследователем в разных компаниях американской химической индустрии и выйдя, как говорят в Штатах, в отставку, я воспользовался появившейся возможностью и вернулся к вопросу об обстоятельствах вхождения имени полководца в еврейский словарь. Вот что прояснилось.

В результате завоеваний Александра Македонского произошли грандиозные изменения в еврейском мире. В эпоху эллинизма, начавшуюся с походов Александра, евреи расселились по всему Средиземноморью и перешли в диаспоре и, в значительной степени, в Иудее на разговорный греческий язык. Численность еврейской диаспоры накануне Великого восстания и разрушения Второго Храма превысила население в Эрец-Исраэль. В Александрии, вероятно, проживало больше евреев, чем в Иерусалиме.

После попадания в начале новой эры эллинистических царств под римское господство в Александрии получил фольклорное и литературное развитие жанр еврейской апологетики. Апологии защищали и прославляли иудаизм и его приверженцев, полемизировали с язычниками, обличали антисемитов. Недошедшие до современности фольклорные апологетические произведения послужили источниками древних версий легенд, разработанных Иосифом Флавием и независимо рассказанных в Талмуде и мидрашах. Современная историография рассматривает эти истории как вымысел, поскольку Александр Македонский в действительности не посещал Иерусалим. Он вместе с войском прошёл мимо по прибрежной дороге на пути в Египет и из Египта.

Центральной темой древних версий Флавия и талмудической литературы является предотвращение враждебных замыслов самаритян и язычников, замышлявших, согласно преданиям, разрушение Храма и ограбление города. Здесь очевидная рефлексия на события Иудейской войны. Древние версии ничего не упоминают о желании царя поставить статую в Храме. В Средневековье неизвестный сочинитель из Византийских владений в южной Италии создал как бы продолжение труда Флавия под именем Иосифа или Иосиппона. Сочинение, написанное на иврите, посвящено истории евреев периода Второго Храма. Здесь впервые появляется рассказ о статуе и наречении младенцев. Отметим, что в Византии тех времён ещё не полностью могла быть забыта борьба императоров в предшествующие века с иконами за соблюдение Второй Заповеди. Поэтому появление рассказа о желании царя оставить свой «образ», своё «изображение» в Храме и об его отклонении первосвященником не кажется вполне случайным для того периода.

Эпизод со статуей приобрёл популярность и был воспроизведён в последующие века в сочинениях раввинистической и светской еврейской литературы. В трудах религиозной направленности место собеседника с Александром в Иерусалиме твёрдо занял другой легендарный персонаж — мудрый законоучитель Симон Праведник, живший, по многим источникам, на столетие позже походов Александра. Симон Праведник был участником встречи и в первоначальном талмудическом варианте легенды.

Включение имени царя в число еврейских имён произошло не в результате импульса во время его никогда не состоявшегося визита в Святой город. Начиная с античности благодаря преданиям об Александре имя его навсегда вошло в словарь еврейских имён, в еврейский ономастикон.

Более детальный рассказ о хронологии создания преданий об Александре в Иерусалиме следует ниже.

I. Что рассказывают древние повествования об Александре в Иерусалиме

1. Кто были участники встречи с полководцем

Самые древние еврейские рассказы о встрече Александра Великого в Иерусалиме происходят из двух источников. Это сочинения Иосифа Флавия и талмудическая литература. В обоих источниках посещение Александром Иерусалима описано как эпическое событие. Появление завоевателя в Эрец-Исраэль первоначально создало опасение, что возникает угроза народу и Храму. В итоге всё разрешилось благополучно. Чтобы отчётливее представить, как прошла встреча и кто были её участники, придётся отступить на несколько столетий вглубь еврейской истории.

В Х в. до н. э. после смерти царя Соломона единое царство народа Израиля распалось на северное и южное. Вслед за этим Эрец-Исраэль постигли одна за другой две военно-политические катастрофы. Их последствия сказались на ходе событий, случившихся, когда над Ближним Востоком пронёсся ураган «Александр».

В конце VIII в. до н. э. ассирийские полчища сокрушили северное Израильское царство. Завоеватели необратимо депортировали в Месопотамию десять колен — племён — народа Израиля. Ассирийский царь Саргон произвёл рокировку: на место изгнанных привели язычников. Переселенцы смешались с остатками израильтян, избежавших депортации. Флавий, Талмуд часто производят название нового народа от имени одного из главных племён колонистов — хуфейцы, хутеи, кутеи и т. п. Но укоренившееся наименование — шомроним, т.е. самаритяне. Оно происходит от имени столицы рухнувшего Израильского царства Шомрон, Самария по-гречески.

Через полтора столетия после ассирийского нашествия власть на востоке, в Месопотамии, перешла к вавилонянам. Произошло новое бедствие. В начале VI в. до н. э. пало остававшееся независимым южное Иудейское царство. Армия вавилонского царя Навуходоносора сожгла Храм Соломона — святилище всех колен Израиля. Иерусалим был разрушен, многие священнослужители и жители были убиты, провинциальные города и сельская местность Иудеи пришли в запустение. Тысячи были угнаны в плен в Вавилон. «На реках Вавилонских — там сидели мы и плакали, вспоминая Сион» [2].

Уже в середине того же VI в. до н. э. персидский царь Кир Великий покорил Вавилон. Кир разрешил еврейским изгнанникам вернуться, взяв с собой награбленную вавилонянами драгоценную храмовую утварь: светильники, сосуды и чаши из золота и серебра и т.п. Шахиншахи династии Ахеменидов управляли своей империей, уважая «чувства верующих» покорённых народов. Царь повелел выделить средства для восстановления Храма. Строительным работам пытались воспрепятствовать самаритяне вместе с жителями Арама (Сирии), Финикии и другими соседями — язычниками. Они направили персидскому двору послание, в котором пытались убедить царя не разрешать постройку Храма в Иерусалиме. Однако вступивший на престол Дарий I следовал пожеланиям Кира. Второй Храм был заново построен через 70 лет после разрушения Первого Храма Соломона — в 516 г. до н. э.

За единым еврейским народом, объединявшим когда-то 12 колен, осталось имя Израиль. В Иудее укрепились вернувшиеся после плена евреи колен Иуды и Беньямина. Там оказались и священнослужители левиты, поскольку колено Леви изначально проживало на землях всех остальных колен. Население Иудеи стали называть иехудим по-арамейски, на государственном языке Персидской империи. Иехуд даже не контролировал полностью всю территорию разорённого южного царства. Иудея при персах оказалась ограничена со всех сторон землями, где жили другие недружественные народы.

Иудея приобрела автономию и стала управляться теократически. Внутреннее самоуправление осуществлялось первосвященником в Иерусалиме. Он опирался на совет старейшин — синедрион. Первосвященник подчинялся, но не назначался ни персидским царём в Сузах, ни сатрапом провинции Евер-Нахара (за Рекой) в Дамаске. И Иехуд, и Самария были частями этой сатрапии. Первосвященник в Иерусалиме избирался на должность жреческим сословием и знатными гражданами из представителей семьи, берущей начало от Цадока (Садока), служившего ещё в Храме Соломона.

Самаритяне во время и после Вавилонского нашествия продолжали жить на территории бывшего северного Израильского царства. Часть их мигрировала в опустошённые и разорённые Иудею и Иерусалим. К тому моменту многие самаритяне восприняли религию Моисея. Этому, якобы, когда-то поспособствовали жившие в той местности львы, нападавшие на вновь прибывших. Не рассчитывая на привезённых из прежних регионов богов в защите от хищников, колонисты вверили свою безопасность Единому и Всемогущему. Однако самаритяне не признали главенства Храма в Иерусалиме. Они приняли письменную Тору, но отвергли Устный Закон, записанный позднее в Талмуде. Они демонстрировали некоторые отличия в обрядах. Сами себя самаритяне видели наследниками десяти колен. Жители Иудеи и самаритяне взаимно считали друг друга еретиками. Отпадение самаритян в отдельную секту оформилось в результате строительства ими своего храма.

Главное святилище павшего Израильского царства, а затем подвластной завоевателям провинции Самария находилось поначалу в Вефиле. Но Вефиль располагался на границе Иудеи. С усилением антисамаритянских настроений при Езре и Неемии существование самаритянского святилища там стало невозможным [3]. Новое святилище было воздвигнуто на горе Гризим около Шхема (теперь Наблуса). По мнению археологов, проводивших там раскопки, храм самаритян был построен в V в. до н. э. Этот храм стал конкурентом иерусалимского.

Заметим, что гору Гризим и соседнюю гору Гивал (Эйваль) видел Моисей, разглядывая из-за Иордана Землю Обетованную. Он заповедал каждый год читать Тору в низине между горами, где сейчас Наблус. Туда коэны и левиты должны были доставить Ковчег Завета и оглашать заповеди. На горе Гризим шесть колен Израиля в этот момент должны были произносить благословления тем, кто соблюдает Завет. На горе Гивал остальные шесть колен — проклинать тех, кто от него отпал.

Географическая замкнутость Иудеи в империи персов, удалённость от торговых путей тормозили её экономическое развитие, но направили интеллектуальный потенциал евреев в духовную сферу. У вернувшихся из Вавилона репатриантов, которые ощутили, что их народ находился только-что на грани полного исчезновения с исторической сцены, утвердилось убеждение в необходимости жесточайшего соблюдения заповедей абсолютного монотеизма. Этот монотеизм включал безусловный культ не только Единого и Всемогущего, но и поклонение его единственному алтарю в Иерусалиме.

Размежевание и раскол между евреями и самаритянами стали заметны, когда в V в. до н. э. в Иудею репатриировались Езра и Неемия. Первый— писец, книжник, знаток священных текстов. Второй — вельможа, «виночерпий» Артаксеркса, получивший полномочия наместника в Иехуд. Езре приписывают заслугу редактирования окончательного варианта Торы [4], сохраняющей незыблемый авторитет до наших дней. Он переписал Тору еврейским квадратным шрифтом, оставив древний алфавит самаритянам. Езра, как и Неемия, пользовался расположением персидского двора. Участие самаритян в восстановлении иерусалимского Храма было отвергнуто ещё руководителем первой партии репатриантов из Вавилона и начальником стройки — Зоровавелем. Самаритян считали отступниками. Сопротивление Санаваллата — управляющего Самарией — строительству оборонительной стены вокруг Иерусалима рассматривалось в Иудее как доказательство враждебности северных соседей. Возведение стены было осуществлено Неемией. Самария не хотела укрепления Иудеи и направляла безуспешно кляузы на реформатора Неемию в столицу — Сузы.

В центре внимания Езры была борьба на идеологическом и демографическом фронте. Увиденное в послепленном Иерусалиме пренебрежение следованию религиозным и этическим заповедям Езра и за ним Неемия связали с тем, что представители всех сословий вступают в браки с иноплеменницами. Оба не сомневались, помня примеры библейской истории, что смешанные союзы ведут к уступкам идолопоклонству и вновь навлекут гнев Всемогущего. Желая укрепить национальную сплочённость Езра публично, на народном собрании, потребовал от евреев расторгнуть браки с самаритянками. Эти концепции Езры повлияли и на современное галахическое определение еврейства по материнской линии.

Через два столетия после завершения постройки Второго Храма на мировой сцене возник Александр Македонский.

  1. Версия Флавия

В 334 г. до н. э. двадцатидвухлетний Александр переправился во главе армии Эллинского Совета через Геллеспонт (Дарданеллы). Флавий [5] описывает первоначальный этап кампании достаточно кратко. Греко-римские историографы и биографы приводят больше деталей [6, 7]. Это было союзное войско македонского царства и греческих городов-государств. Александр выступал как предводитель (гегемон) союза. Исходной целью военного похода было освобождение греков Малой Азии (Анатолийского п-ова — современной Турции) от власти «варваров» — персов и отмщение за разрушение греческих святынь в предшествовавшей греко-персидской войне. Отец Александра, Филипп II, сумел отбросить персов с территории европейской Греции. Сын продолжил его дело.

Александр первым делом направился в Трою. Там, умастив тело оливковым маслом и оставшись в чём мать родила, он с друзьями — воинами посостязался в беге вокруг могилы Ахилла. Отсутствие «спортивной одежды» было принято в соревнованиях древнегреческих атлетов. После забега Александр отметил, что Ахилл был счастлив, потому что при жизни у него был верный друг Патрокл, а после смерти его подвиги воспел великий Гомер. Мужская «платоническая» дружба и любовь были важным компонентом эллинистической культуры. Было очевидно, что молодой царь желал повторить подвиги героев «Иллиады». Плутарх сообщает, что Александр хранил под подушкой кинжал и свиток поэмы с пометками Аристотеля, его учителя [8].

Затем недалеко от Трои у реки Гарник армия македонца разгромила войска персидских сатрапов в Малой Азии. Александр переподчинил себе расположенный здесь тогда конгломерат греческих государств, находившихся до его появления в вассальной зависимости от Ахеминидов.

В столице Фригийского царства — Гордионе, Александр разрубил Гордиев узел. Этот почитаемый и сложнейшим образом завязанный узел из ремней упряжи соединял хомут с повозкой, которая когда-то принадлежала основателю фригийской династии Гордию, отцу того самого Мидаса, который скрывал свои ослиные уши. До юного Александра никто с этой задачей справиться не мог. Предания обещали за её разрешение владычество над Азией.

В 333 г. до н. э. Александр обратил в бегство значительно превосходящую его войско по численности армию Дария III при Иссе. К ногам македонского царя пал Арам (Сирия), греко-македонцы заняли Дамаск. Затем Александр взял Сидон и другие финикийские города кроме Тира (современный Сур в Ливане). Тир, в отличие от Сидона, остался верным союзником Персии и оказал упорное сопротивление. Александр заблокировал город-порт, расположенный на острове, и после семимесячной осады захватил Тир. Вслед за Тиром, также после осады, он сокрушил другой приморский город — Газу. Там ему оказали отчаянное сопротивление филистимляне (древнее несемитское население городов приморской полосы) с набатеями (последних Флавий называл также арабами). На Газу ушло 2 месяца. Македонский царь безжалостным образом расправился с защитниками и жителями обоих разрушенных им городов, оказавших сопротивление. Таким образом, в 332-ом г. до н.э. в течение, по крайней мере, 9 месяцев он находился относительно недалеко от еврейского государства Иудея, намереваясь двинуть затем армию в Египет. Еврейские источники (Флавий и Талмуд) повествуют, как на пути полководца произошла его встреча с евреями. Греко-римские сочинения, из которых известно о многих деталях произошедшего в первые два года кампании, об этой встрече молчат.

Под властью Ахеменидов Иудея жила без особых катаклизмов примерно два столетия. Александр во время осады Тира, как сообщал впоследствии Флавий [5], запросил у иерусалимского первосвященника поддержку подкреплениями и провиантом. Царь также предложил первосвященнику дружбу в обмен на уплату ему подати, которую раньше получали персы. Первосвященник ответил, что не может нарушить присягу, данную персидскому царю. Разгневанный македонец, разделавшись с Газой, решил проучить не понявшего, с кем он имеет дело, жреца и народ Иерусалима.

Самаритяне и идолопоклонники Палестины, Сирии, городов Финикии перешли на сторону греко-македонцев после победы Александра при Иссе. Санаваллат, правитель Самарии, жизнь которого благодаря Флавию продолжилась из V в IVстолетие до н. э., для закрепления союзнических отношений с эллинами привёл с собой в их лагерь у Тира отряд в 8 тыс. воинов. Новые союзники эллинов подстрекали юного царя наказать евреев за верность персам. Они надеялись поживиться при грабеже Иерусалима. У первосвященника были скверные предчувствия. Он принёс жертву и молился вместе с народом. Молитвы были услышаны. Всемогущий, когда первосвященник задремал, надоумил его организовать грозному гостю торжественную встречу с максимальными почестями.

Драматический сценарий того, что произошло в Иерусалиме между великим завоевателем и евреями, передан Флавием, следующим образом. Престарелый первосвященник, старшины и служители Храма, члены Синедриона и горожане — все вышли из ворот города приветствовать Александра. Встречавшие священнослужители были облачены в белые льняные одеяния, как полагалось в Храме, а на первосвященнике была расшитая золотыми нитями риза гиацинтового цвета. На голове старца была чалма, а в чалме золотая пластинка с выгравированным на ней псевдонимом Того, кто не обладал в отличие от языческих богов ни именем, ни зримым образом. Пластинку коэну гадоль полагалось носить в Храме на Йом-Кипур.

На Александра красочная процессия во главе с благородным старцем произвела впечатление. Он сошел с колесницы и первым приветствовал первосвященника. Встречавшие иудеи радостно и шумно реагировали. Однако у свиты, включавшей переметнувшихся на сторону Александра самаритян, это вызвало скрытое недовольство, а у брутальных македонских воинов недоумение. В частности, старый Парменион, служивший ещё отцу Александра, Филиппу, такого почтения к завоёванным не ожидал. Парменион обратил на это внимание царя. Но Александр возразил, что он приветствует «не смертного, а Бога, первосвященником которого этот достойный старец с почётом служит», что лицо и облик в таком убранстве он видел во сне в Македонии, и, что тот, кто царю пригрезился в сновидении, вдохновил его на победы над персами.

По версии Флавия Александр прошёл в Храм, принёс жертву Богу Израиля и проявил уважение к обычаям, не войдя в запретное помещение, в Святая Святых. Александру показали книгу пророка Даниила. Даниил был угнан в Вавилон юношей и приближен ко двору Навуходоносора за умение интерпретировать смыслы сновидений. Даниил возвысился, когда растолковал вавилонскому деспоту смысл колоса на глиняных ногах, которого Навуходоносор увидел во сне. Образ обречённого на крах колоса до сих пор принято использовать, как метафору, для иллюстрации хода всемирной истории.

В своём собственном сновидении Даниил был как-то перенесён из Вавилона в столицу будущего (если отсчитывать годы от царствования Навуходоносора) Персидского царства Сузы и увидел, что пришедший туда с запада козёл забодал и растоптал местного овна, т. е. барана, символизировавшего Персию. Это видение было растолковано Александру как предсказание окончательной его победы (македонского козла) над Дарием. Эпизод пророчества, сделанного полководцу в Храме, оказался запечатлён кистью итальянского живописца XVIII в. Себастьяно Конки.

Себастьяно Конка (1736). Александр Великий в Иерусалимском Храме.Музей Прадо

Себастьяно Конка (1736). Александр Великий в Иерусалимском Храме. Музей Прадо

По современным научным представлениям откровения Даниила легли на папирус post factum: лет через полтораста после того, как македонская армия находилась в Палестине. Создание свитка с пророчествами Даниила относится, по всей вероятности, к границе III / II вв. до н. э., к годам, наступившим значительно позже времени жизни самого предсказателя [9]. Поэтому сцена знакомства полководца с книгой Даниила, будучи лишена исторической фактуры, сохраняет выразительный художественно-эпический контекст.

Параллельно со сценами встречи Александра Македонского с первосвященником Яддуей Флавий вставил в текст «Древностей» и подвинул ко времени этой встречи повествование о Санаваллате, наместнике или сатрапе Самарии. События и жизнь Санаваллата относятся к предшествовавшему веку. Его упоминают документы V в. до н. э.: Книга Неемии и папирусы еврейской военной колонии на острове Элефантина в Египте [10]. Вот, что сказал о Санаваллате Неемия [11]:

«И из сыновей Иоиады, сына великого священника Елиашива, один был зятем Санаваллата, Хоронита. Я прогнал его от себя».

Речь в древней Книге Неемии идёт о том, что у первосвященника Элиашива, был сын по имени Иоиада и внук, который был зятем Санаваллата, уроженца библейского города Бет-Хорон. Иоиада — один из нескольких вариантов записи имени Яддуя, разбросанных в древних источниках: Иоиада — Иояда — Иаддуя — Иаддуй — Йода — Яддус. Книга Неемии проясняет происхождение сюжета в «Иудейских древностях». Иоиада, он же Яддуя, наследует пост отца — иерусалимского первосвященника. А вот сын Яддуи, он же зять Санаваллата, Манассия превращён у Флавия в брата Яддуи. Санаваллат перенесён Флавием (или фольклорным источником, который Флавий мог использовать) из V в IV век, чтобы приурочить строительство святилища самаритян к визиту Александра. Манассия нарушил предписания Езры — Неемии об эндогамии. Он женился на дочери самаритянина Санаваллата. В Иерусалиме требовали развода. Манассия сбежал в Самарию к тестю. Тот пообещал зятю сан первосвященника в храме на горе Гризим, который Саннавалат задумал построить. Он добивается утверждения проекта сначала у персидского царя в V в., а потом, решимся сказать, путешествуя во времени, получает у Александра повторное разрешение. Санаваллат строит храм для зятя и умирает (во время осады Александром Тира и Газы), исполнив отцовский долг.

По данным археологии самаритянский храм на горе Гризим был построен при Санаваллате в V в. до н. э, [3]. С тех пор иерусалимцам история появления соперничающего святилища не могла нравиться.

«Иудейские древности» подчёркивают, что царь дал разрешение евреям жить, как и при персах, следуя законам Моисея. Александр освободил Иудею от податей в седьмой Субботний год. Подати в обычные годы не должны были превышать платежей, взимаемых Ахеменидами. Таким образом, сохранилось политическое status quo. Царь предложил иудеям присоединиться к его войску, что многие, якобы, с радостью сделали. Им было предоставлено право праздновать Субботу.

Привилегии, данные в Иудеe, были обещаны евреям и в Вавилоне, и в Мидии. Обещание восточным евреям выглядит преждевременным: в 332 г. до н. э. Вавилон и Мидия ещё не были завоёваны Александром. Можно предположить, что Флавий, когда он работал над «Древностями» в I веке, хотел тем самым подчеркнуть важность подтверждения гражданских прав для жителей не только в Иудее, но и в странах рассеяния.

При основании Александрии Египетской в 331 г. до н. э., греческие и еврейские поселенцы, по утверждению Флавия, законодательно были приравнены друг к другу. Ниже будет отмечено отсутствие доказательств для такого апологетического заявления.

Узнав о милостях, полученных жителями Иудеи, самаритяне поспешили послать из Сихема (Шхема) депутацию к Александру. Они попросили для себя тех же благодеяний. Александр спросил их, как будто он видел самаритян в первый раз, кто они такие, иудеи ли они. Самаритяне колебались и уклонились от прямого ответа. Они назвали себя сихемскими сидонцами. Александр отложил решение, как рассказывает Флавий. подчёркивая, что самаритяне называли себя евреями только, когда им это было выгодно. В этом месте повествования ощущается новая сшивка различных сюжетов: царь контактировал с самаритянами у Тира и должен был их узнать.

Царь-завоеватель благосклонно отнёсся к Иерусалиму и его населению. С другими народами случалось хуже: Александр Македонский заливал сопротивление населения непокорных городов потоками крови. Именно это произошло во взбунтовавшей Самарии. Самаритяне, чем-то недовольные и подстрекаемые персами, восстали и, захватив Андромаха, поставленного во главе Сирии, сожгли его заживо. Римский историк Курций [12] в I веке н. э. упоминает, что царь, чтобы отомстить за его смерть, ускорил движение из Египта. В 1962 г. в пещере Вади-Далиех было обнаружено более двухсот человеческих скелетов, в том числе детских и женских, и документы на арамейском зыке, доказывающие, что это останки беглецов — самаритян, погибших от македонских солдат. Это были только те, кому удалось поначалу скрыться.

В 331 г. до н.э., Самария была разрушена, и на её месте была основана македонская колония. Новый город именно тогда стали называть по-гречески Самарией. С того времени в области Самария появились эллинистическое языческое население в дополнение к потомкам смешения мигрантов из Ассирии VIII в. до н. э. с уцелевшими жителями Израильского царства. Этих «коренных» самаритян оттеснили в Сихем [13]. Поэтому название самаритяне в исторических документах и трудах последующих лет могло относиться к разному этническому контингенту.

  1. Талмудическая литература

Талмудические истории об Алекандре Македонском обсуждаются здесь по адаптированным пересказам содержания Талмуда и мидрашей, книги «Мегиллат Таанит». Эти истории упоминаются совокупно под общим названием талмудическая литература. В талмудической литературе, по подсчётам в работе [14], содержится одиннадцать эпизодов — притчей, описывающих деяния, подвиги и приключения македонского царя. Они включают описания встреч в стране женщин, погружения в морские пучины, подъёма в небеса, пребывания в дальней стране Кация и т. д. Такое прославление фигуры нееврейского героя свидетельствует о положительном отношении к личности Александра Македонского в еврейской культурной традиции.

Только в части талмудических эпизодов, повествующих об Александре Македонском, место действия связано с Иерусалимом. Об иерусалимских событиях рассказывают трактаты «Йома», «Синедрион», «Тамид» и мидраш «Берешит Рабба» [15,16]. Однако только в трактате Йома идёт речь о встрече полководца и первосвященника [17]. Предание о встрече дублирует хроника «Мегилат Таанит». В этом очерке сказание «Мегилат Таанит» приводится по тексту из книги Виктора (Авигдора) Чериковера [10]. А Чериковер приводит изложение, как оно дано в «Схолии» — комментарии к «Мегилат Таанит», написанном в послеталмудический период. Свиток «Мегилат Таанит» отмечает радостные дни, когда евреям нельзя горевать, поститься, соблюдать траур, скорбеть. Одна из таких праздничных дат приходится на встречу Александра с иерусалимским первосвященником. Встреча устранила угрозу Храму, исходившую от самаритян и подстрекаемых ими греко-македонцев.

«Мегилат Таанит» и трактат «Йома» рисуют драматургию события, во многом, используя мизансцены, напоминающие повествование «Иудейских древностей». Но есть важные отличия. По Флавию, царя встречал первосвященник Яддуя. По талмудической версии, участвовал признанный мудрец Симон (или Шимон) ха-Цадик, т. е. Праведник. По Флавию, встреча прошла в Иерусалиме. В Талмуде она перенесена к окрестностям ещё не существовавшего в IV в. до н. э. города Антипатрида (Антипатрис). Этот город был отстроен Иродом Великим и назван именем отца Ирода — Антипатра. Антипатрида находилась примерно в середине пути из Кесарии (Кейсарии) в Иерусалим. Македонское войско, следовательно, двигалось из Тира. В наши дни поблизости расположены города Рош ха-Аин и Петах-Тиква. Есть также отличие и между «Мегиллат Таанит» и «Йома». По «Таанит» (гл.9), встреча и день горы Гризим отмечается 21 числа месяца Кислев. Из трактата «Йома» (69а) следует, что этот день выпадает на 25 Тавета.

Самаритяне замышляли разрушить иерусалимский Храм и попросили Александра Македонского продать им наделы земли на горе Мория, т. е. на Храмовой горе в Иерусалиме. Царь согласился. Когда самаритяне пришли, жители Иерусалима прогнали их палками и сказали об этом Симону Праведнику. Симон был обеспокоен мыслью, что Александр ха-Мокдон может позволить самаритянам осуществить свой замысел. Симон облачился в священные одежды, которые первосвященник (коэн гадоль) одевал только в Храме. Однако из-за экстраординарных обстоятельств он переступил важный запрет. Он отправился навстречу Александру в сопровождении тысячи уважаемых мужей Иерусалима, тоже облачённых в белые одеяния. Рядом с ними шли молодые священнослужители, которые производили шум, колотя по священным сосудам. Депутация пустилась в путь с факелами задолго до рассвета. Группа натолкнулась на греко-македонцев и суетившихся около них самаритян в точке (у города Антипатрида), расстояние которой до Иерусалима больше полусотни километров. Ночной марш-бросок должен был оказаться весьма утомительным.

Александр, завидев факелы, спросил: «Кто эти люди?». «Это иудеи, непокорные тебе», — поспешили заявить хутеи, т. е. самаритяне. Дальнейший ход встречи рисуется существенно схожим образом в альтернативных версиях Флавия и Талмуда. Когда рассвело, полководец, разглядев Симона, первым приветствовал первосвященника. Александр был заворожен одухотворённым обликом встречающего старца. Он сошёл с колесницы и преклонил перед ним колено. Приближённые сказали царю: «Ты знаешь этого человека? Он только смертный». Царь объяснил свите, что ангел или образ, выглядящий в его сновидениях как первосвященник, помогает ему одерживать победы над врагами.

Александр спросил: «Что ты ищешь?» Симон ответил: «Неевреи ввели тебя в заблуждение. Ты дал им Дом, в котором мы молимся за твоё царство». Царь осознал, что самаритяне обманули его. Александр передал их в руки иудеев. Те же, не откладывая дело в долгий ящик, прокололи самаритянам пятки (трудно представить, как практически это сделать), привязали к хвостам (непонятно откуда взявшихся) лошадей и проволокли бедняг по чертополоху и колючкам до горы Гризим ещё не менее полусотни километров. Там евреи разрушили святилище самаритян, перепахали участок, на котором оно стояло и засеяли его, согласно разным переводчикам древнего текста, то ли конскими бобами, то ли луком-пореем, то ли викой. Именно так, по мнению составителей талмудических записей, самаритяне намеревались поступить с иерусалимским Храмом. В реальности самаритянский храм на горе Гризим был разрушен через двести лет Иоанном Гирканом Хасмонеем.

Рассказанная история относится к агадической категории талмудической литературы. Картина представляется сказочной и нереальной, расправа над самаритянами утрированно жестокой. Великий Рамбам учил, что притчи агады надо воспринимать как аллегории, а не буквально, не привязывая их к обозначенным историческим, географическим и этнографическим реперам. Их следует трактовать метафорически. Если следовать такому недогматическому подходу, то меры сурового наказания самаритян, замышлявших разрушить иерусалимский Храм, надо понимать, должны были бы быть экстраполированы на римлян, которые Храм действительно разрушили.

Ссылки на беседу в Храме Александра и Симона после первого контакта у Антипатриды в доступных пересказах талмудических источников обнаружить не удалось. Повествование о контакте царя и первосвященника останавливается в точке встречи иерусалимской депутации и македонского войска у несуществующего ещё города.

В талмудической литературе подчёркивается не только благородство гостя, но также ум и находчивость его собеседников. Первоначальное ознакомление царя с Храмом провёл один из еврейских умников, горбун Гевига бен Песиса (мидраш «Берешит Рабба»). Он безотлагательно изготовил для гостя сандалии, украшенные драгоценными камнями, чтобы в такой деликатной манере предотвратить использование царём в Храме каждодневной обуви. «Сними обувь твою…, потому что место, на котором стоишь — земля святая», — слышал Моисей из несгораемого куста. Подведя Александра к Святая Святых, Гевига заявил, что дальше проникнуть невозможно. Царь был недоволен: самаритяне предупреждали, что евреи не захотят пустить его туда. Но Гевиге удалось, используя наивную шутку о своём горбе, уйти от гнева вспыльчивого Александра. Согласно «Мегиллат Таанит», Гевигу спасло не чувство юмора, а змея, которая в этот момент ужалила Александра («Мегиллат Таанит», гл З) [14].

Упомянутый хитрец Гевига в трактате «Синедрион» представлял сторону ответчика — евреев — на судебных разбирательствах перед лицом Александра. Это случилось в 24-ый день месяца Нисана. Из календаря мы видим, что царь должен был достаточно долго задержаться в Иерусалиме. В суде финикийцы (или пунийцы — ветвь древних жителей Ханаана), доисламские арабы (потомки Исмаила) и египтяне выступали истцами. Пунийцы и арабы недовольные экспансией Иудеи претендовали на землю Палестины, хотя во времена Александра ни о какой экспансии речь идти не могла. Египтяне хотели возвращения золота и драгоценностей, которые они отдали накануне Исхода еврейским беглецам, испугавшись новых казней египетских. Во всех случаях Александр признал аргументы сутяжников необоснованными.

Царь был поражён глубокомыслием старцев Юга, под которыми подразумевали мудрецов Второго Храма, и ответами, которые они дали на его 10 вопросов (трактат «Тамид»). Осведомлённость этих мужей, убедила его спросить их совета, как его войску преодолеть «горы Мрака» на пути в Африку. Мудрецы сообщили царю, что необходимо посадить воинов на ливийских ослов, хорошо ориентирующихся во тьме, и привязать верёвку в начале маршрута, чтобы не заблудиться на обратной дороге.

На что намекают эти рассказы? Античные антисемиты в Александрии сетовали на то, что евреи ограбили египтян, когда бежали из страны фараонов. Язычники Ближнего Востока сетовали на Хасмонеев, воцарившихся через два столетия (после суда) и раздвинувших границы Иудеи. Законоучители и составители Талмуда — могли быть как-то знакомы с вопросами, перечисленными Плутархом в биографии Александра Македонского [8], которые полководец задавал в Индии местным мудрецам. Схожие вопросы были заданы старцам Юга.

История с экспедицией полководца на ливийских ослах также содержит аллюзию на реальное происшествие. Когда Александр оказался в Египте, в числе нескольких предпринятых им там начинаний и ряда маршрутов по стране пирамид он пересёк Ливийскую пустыню. Ему угрожала опасность. Песчаная буря засыпала за два века до Александра на том же пути армию персидского завоевателя Египта — Камбиза, сына Кира. Совет мудрецов Второго Храма в отношении ливийских ослов выглядит небесполезным.

В Ливии целью Александра было посещение храма Амона в оазисе Сива. В оазисе верховный жрец приветствовал македонца как фараона и сына Амона-Ра. Александр по этому поводу отчеканил монету, на которой его голова снабжена рогами Амона Ливийского. А по Геродоту тот, кого египтяне называли Амоном соответствовал Зевсу греческого пантеона. С тех пор Александр стал называть себя сыном Зевса-Амона.

С Яддуей и Симоном Праведником связана очевидная нестыковка версий Флавия и Талмуда. Неясность возникает ещё из-за того, что рассматривается существование двух Симонов. И того, и другого называли Праведник. Вот, как выглядит предполагаемая череда первосвященников, включающая обоих Симонов и Яддую [18];

Яддуя (первая половина IV в. до н. э.) — Ония I (Хония) — Симон I (около 300 г. до н. э.) — Ония II — Симон II (219 — 199 гг. до н. э.) — Ония III — Ясон.

 Все они из семьи Ониядов.

Попытки согласовать время службы в Храме, хотя бы кого-нибудь из Симонов или Яддуи, с моментом пребывания Александра в Палестине, не прекращаются до сих пор [14, 19]. Похоже, что в талмудической литературе участником легенды принято считать несмотря на то, что жил он на столетие позже Александра, прославленного Симона II. Именно его вспоминают как Симона ха-Цадика, последнего из мужей Великого Собрания, связующего звена между эпохой пророков и эпохой законоучителей Талмуда.

II. Что случилось в действительности

 Литературная деятельность Флавия пришлась на конец I в. н. э. «Иудейские древности» были закончены на греческом языке в самом конце первого столетия новой эры. Это на четыре века позднее момента нахождения Александра в Палестине. В талмудической литературе предания об Александре на иврите и арамейском были записаны ещё по прошествии столетий после книг Флавия. В I — II в. таннаями (законоучителями) было завершено создание Мишны, первоначального систематизированного изложения законов Устной Торы. После Мишны Иерусалимский и Вавилонский Талмуды формировались амораями (толкователями Учения таннаев) в иешивах Ерец-Исраэль и Вавилонии, начиная с III в. н. э. [20]. Ранние мидраши (разъяснения и толкования) относят к тому же времени. «Схолию» — комментарий к «Мегиллат Таанит» по поводу дня горы Гризим относят к VII в. Предания об Александре в Иерусалиме сформировались в талмудической литературе, как минимум, на два столетия позднее сочинений Флавия, по-видимому, в III — V вв.

Значительный разрыв между моментом действия рассказов, повествующих о встрече в Иерусалиме, и временем их литературного оформления порождает неуверенность в исторической точности описания событий, о которых в них шла речь. Упоминавшиеся выше противоречия внутри версий и нестыковки между версиями этих преданий также добавляют сомнения к достоверности сообщаемых в них фактов. Эти сомнения подтверждает отсутствие упоминаний о визите Александра в Иерусалим у многочисленных античных греческих и римских историков и биографов полководца. Александра сопровождали в военных экспедициях в большом числе образованные по тем временам греки. Они оставили воспоминания, письма, разного рода документы, которые использовали античные авторы. У всех этих древних писателей (Арриана, Диодора, Плутарха, Курция Руфа, Юстина и др.) нет какого-либо подтверждения сведений, которые указывали бы на посещение царём Иерусалима [7, 10].

В трудах греческих и римских биографов Александра Македонского отмечены только Газа и Тир при пересечении полководцем Палестины. Царь, согласно греко-римским авторам, после осады в сентябре-октябре и взятия Газы не задержался где-либо и сразу направился вдоль морского побережья в Египет. Вдоль побережья плыл и флот Александра. Завладение средиземноморскими городами и Египтом должно было обезопасить морские пути, которые связывали армию с Грецией и Македонией. Сказочная страна пирамид, о богатстве и чудесах которой грекам было известно из трудов Геродота (V в. до н. э.), сулила большую военную добычу. Возвращаясь оттуда весной 331 г. до н. э., Александр снова спешил. Он устремился, нигде не задерживаясь, в Тир, затем в Сирию и Месопотамию. Он торопился окончательно сразиться с Дарием.

Имеются факты, определённо указывающие на малую физическую вероятность визита в Иерусалим. Временное окно между взятием Газы и появлением Александра в городе Пелусий на востоке дельты Нила осенью 332 г. до н. э. составляло, согласно дневнику событий, который разработан античными историками, всего семь дней. Оно слишком узко, чтобы у войска оказалась возможность за неделю свернуть в Иерусалим с дороги вдоль Средиземного моря, потом вернуться на неё и успеть в Египет. Поэтому подлинность еврейских «преданий старины глубокой» подвергалась и подвергается сомнению.

Не только греко-римские, но и еврейские авторы, создавшие в III — I вв. до н. э. ряд произведений на историко-нравственные темы, остались немы поначалу к рассказу о встрече с полководцем, от которой могла зависеть судьба страны и народа. Похоже, что Александр не был замечен ими в Иерусалиме. Напротив, египетские и персидские жрецы без промедления отзывались на действия завоевателя в их странах [21]. Египтяне были благожелательны, зороастрийцы называли Александра «ненавистным». В 1-ой книге Маккавеев, составленной в конце II в. до н. э. по хроникам первосвященников деяния Александра описаны сухо и без восхвалений [22]. Тема Александра ожила в еврейской литературе позднее на завершающей стадии периода эллинизма. И в талмудической литературе встреча Александра и Симона Праведника перенесена из Иерусалима на дорогу, ведущую из Тира через Кесарию (до Ирода на месте Кесарии было поседение Стратонова Башня).

После решающей победы при Гавгамелах (осень 331 г.) и смерти через год Дария Александр провозгласил себя царём Азии. Находясь в Персии в начале 320-ых годов, он стал перенимать манеры персидского двора и требовать к себе раболепного обращения, подобного льстивому этикету персидских придворных. Александр примерял дорогие облаченья шахиншахов, стал приглашать на службу персидских военачальников и аристократов. Помимо того, он желал, чтобы даже соратники близкого круга считали его богом. Он начинал письма к матери Олимпиаде: «От царя Александра, сына Зевса-Амона».

Новый стиль поведения не нравился его соратникам-македонцам, ценившим свободу и простоту общения. Они роптали. Ощущая недовольство и заподозрив в заговоре младшего сына Пармениона — Филоту, царь судил и казнил его. Два старших сына Пармениона погибли в походах за пределами родины. Самого старика после суда над Филотой царь приказал убить. В пьяном гневе он метнул копьё в Клита, спасшего его в одной из битв. Вспышка стоила Клиту жизни. Ученик Аристотеля философ Каллисфен, не одобрявший проявления тиранических замашек у Александра, был посажен в темницу и погиб. Александр не допускал, чтобы кто-то не соглашался с мыслью, что он подобен богам, а не смертным. Приведённые факты свидетельствуют о крутом характере македонского царя и об убеждении, что никто из людей не может быть равным ему. Поэтому кажется весьма справедливым мнение автора [7], что, если можно ещё теоретически как-то допустить, что полководец сумел нанести визит в Иерусалим, то представить, что царь преклонил колени или поклонился первосвященнику, никак невозможно. Деталь с коленопреклонением представляется выдумкой повествователей, как и все повествования о встрече первосвященника и завоевателя.

Упоминание в «Иудейских древностях» и в талмудических рассказах событий вокруг святилища самаритян, якобы происходившие во время предполагаемого посещения Александром Святой Земли, тоже оторваны от реальной хронологии [3]. Храм на горе Гризим был построен до походов завоевателя и разрушен Иоанном Гирканом Хасмонеем в 108 г. до н. э.

Несмотря на то, что Александр Македонский не посетил Иерусалим, Иудея безусловно не могла остаться им незамеченной. Если Александр сам и не был в Иерусалиме, контакт с евреями, тем не менее, должен был быть необходимым элементом политического процесса подчинения новому царю. Арриан [23] писал, что, когда Александр, разгромив Тир, оказался у Газы, он «решил идти походом на Египет. Вся так называемая Палестинская Сирия уже перешла к нему, кроме города Газы». Иными словами, процедура подчинения уже произошла. Она могла осуществляться через уполномоченных лиц. Царь не мог пренебречь контролем над новой, хотя и совсем небольшой, страной и народом, оказавшимся на отвоёванной у персов территории. Завершение завоевания и переподчинение, вероятно, были выполнены кем-то из полководцев, возможно, тем же Парменионом. Он уже исполнял по поручению царя процедуру по подчинению Сирии в Дамаске. Несомненно, в какой-то форме, устной или письменной, Иудее было дано представителем царя подтверждение права жить, как и раньше, по законам предков, сохранять автономию и власть первосвященника [10]. Александр действовал через своих представителей всегда, когда надо было одновременно решать несколько военных или политических задач. И всегда, если город или государство не оказывали ему сопротивления, сохранял действовавшие до него порядки.

В точке, где могло состояться пересечение пути Александра Великого с историей Святого Города, остался незаполненный пробел. Но история, оказалось, как и природа, не терпит пустоты. Потребовались, однако, столетия эллинистической эпохи, прежде чем еврейское воображение начало заполнять пустующее историческое пространство. Оформлению преданий об Александре предшествовали тектонические трансформации в еврейской жизни.

III. Что произошло после Александра

  1. Общественно-политические изменения

 После смерти великого завоевателя на 33-ем году жизни, в 323 г. до н.э., на руинах его империи были основаны новые царства. Птоломеи воцарились в Египте, Северной Африке, на островах Средиземного моря. Селевкидам досталась Сирия, Малая Азия, Вавилония (Месопотамия). Их царства иногда называют, соответственно, Египтом и Сирией. Столицей Птоломеев стала Александрия, главной столицей Селевкидов — Антиохия. Антиохия располагалась вблизи средиземноморского побережья современной Турции.

Эрец-Исраэль, по библейской терминологии, или Палестина, если использовать историко-географический научный жаргон, в течение всего III в. до н. э. входила в царство Птоломеев. Иудея контролировала лишь центральную область Палестины. Войны обошли Иудею в III в. стороной. Но в культурной жизни и экономике происходили важные события. Тора была переведена на греческий язык. Возросло влияние еврейской финансовой аристократии, которой удалось получить откуп на взимание налогов в Палестине и Сирии. Обогатившаяся верхушка общества склонялась к более либеральному отношению к греческому стилю жизни.

В самом начале II столетия до н. э. Селевкид — Антиох III Великий — отвоевал у Птоломеев Келесирию. Территория включала земли Палестины, современного южного Ливана, южной Сирии. Царь Антиох IV Эпифан, занявший трон Селевкидов в 175 г. до н. э., предпринял попытку коренной эллинизации Иудеи, оказавшейся под его властью. Он хотел оторвать евреев от иудаизма и заодно ограбить Храм. Войска Эпифана заняли Иерусалим в 170 г. и жестоко подавили сопротивление. Эпифан издал указы, целью которых был запрет религии Моисея.

В 167 г. до н. э. вспыхнуло восстание. Его возглавили провинциальный священник Маттафия (Мататияху) из рода Хасмонеев и пять его сыновей. Старший сын Иуда получил прозвище Маккавей (Маккаби) — молот. В 164 г. до н. э. Иуда Маккавей освободил Иерусалим и провел очищение Храма от языческого осквернения. Новое освящение Храма отмечается с тех пор восьмидневным праздником Ханука. Ставший в 142 г. вождём народа ещё один сын Маттафии — Симон — перестал платить налоги в казну Селевкидов. Иудея стала независимым царством после 25 лет партизанской войны.

При сыне Симона Иоанне Гиркане и внуке Александре Яннае Хасмонейское царство достигло максимальной мощи. Победы и завоевания раздвинули границы Иудеи, приблизив их к пределам царства Давида. Хасмонеи, видя угрозу в тенденции роста эллинизированного языческого населения на земле Эрец-Исраэль, стремились обернуть её вспять. Они изгоняли сирийские гарнизоны и сирийских поселенцев, расширяли территории царства, обратили в иудаизм и добавили в иудейскую общину нееврейские семитские народы — идумеян, итуреев. Среди обращённых были знатные граждане Идумеи — дед и отец Ирода Великого.

Период независимости завершился в 63 г. до н. э. В этом году Гней Помпей подчинил Сирию и захватил еврейское царство. Он отнял у Иудеи покорённые ранее города: Яффу, Газу, также некоторые пограничные территории. Он позволил вернуться в эти города сирийцам.

Наступала завершающая стадия эллинистической эпохи. Власть во всех государствах, возникших на обломках империи Александра, перешла в той или иной форме к Риму. Победитель в войне римских полководцев Октавиан стал первым пожизненным римским монархом. Он взял себе в 27 г. до н. э. имя-титул Император Гай Юлий Цезарь Октавиан Август. Первая часть имени была унаследована от брата его бабки — пожизненного диктатора Цезаря, который как главнокомандующий называл себя Императором. Убитый заговорщиками Цезарь в завещании усыновил своего внучатого племянника Октавиана. Флот Оклавиана разгромил в 30 г. до н. э. флот соперника, Марка Антония. Фаворит Клеопатры VII, Марк Антоний, и последняя царица из династии Птоломеев — оба покончили с собой. Египет вслед за Сирией превратился в провинцию империи.

Ирод, провозглашенный иудейским царем в Риме в 40 г., воцарился в Иерусалиме в 37 г. до н. э. Династия Хасмонеев уступила место Иродиадам. Иудея приобрела статус зависимого царства. Ирод сумел вернул владения Хасмонеев и даже их расширил. После смерти Ирода (4 г. до н. э.) Иудея, в основном, находилась, как провинция, под римским протекторатом и осталось таковой во время восстания 66–73 гг. После поражения восстания бар Кохбы в 135 г. страна была переименована императором Адрианом в Сирию Палестинскую со столицей в Кесарии (теперь Кейсария).

С переходом под римское господство усилился налоговый гнёт и поборы с населения присоединённых стран. С экономическим угнетением началась череда жестоких бунтов против римского господства и межэтнических столкновений иудеев с язычниками. В 38 г. случился кровавый Александрийский погром. Он оказался прелюдией к Великому восстанию в Иудее. В ходе подавления восстания римляне разрушили Второй Храм в 70 г. Параллельно с началом Иудейской войны в 66 г. произошёл бунт в Александрии, потом погром в Дамаске. Евреев ждали жесточайшие расправы. Два отчаянных антиримских мятежа имели место во II в. н.э. Это Вторая Иудейская война в 115–117 гг. и восстание Бар-Кохбы в 132–135 гг. н. э. Лишь восстание Маккавеев оказалось удачным этапом в борьбе евреев за политическую и религиозную свободу.

(окончание)

Print Friendly, PDF & Email

Один комментарий к “Эрик Сендеров: История преданий об Александре Македонском в Иерусалиме

  1. Маркс Тартаковский.

    Начитанность автора вызывает искреннее почтение. Правдивое повествование о том, как творятся легенды — и как они, а также и откровенные выдумки (Иосифа Флавия и не только) слагают ныне религиозные «толкования», чему талмудистам надлежит верить…
    Действительно, Александр, проходя Сириопалестину, столкнулся с ожесточённым сопротивлением Тира и Газы, на захват которых было затрачено (как, кажется, нигде больше) девять месяцев… Тогда как Иерусалим был, повидимому, им попросту не замечен. Македонцы двигались по прибрежной дороге, а небольшой, тогда захолустный город, растерявший значительность в беспрестанных склоках Иудеи и Израиля и вторжениях могущественных держав восточного Средиземноморья, был в нескольких десятках километров к востоку…
    С одной из бесчисленных легенд, связанных со славным именем македонца, и самому пришлось столкнуться аж на Памире. Мне, искупавшемуся в озере Искандер-куль (в публикации на портале есть фото), было поведано о том, что именно здесь утонул Буцефал — конь самого Александра (на Востоке — Искандера). Это преподнесилось как «историческая правда». Но и тогда я понимал — забраться на эти высоты (под 4 тыс. м.) коню полководца, да и ему самому, было незачем — да и не по силам…

Добавить комментарий для Маркс Тартаковский. Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.