©Альманах "Еврейская Старина"
   2024 года

Loading

В небольшом украинском городе Кролевце, Сумской области, где, как и во всех других занятых фашистами местах, были расстреляны все евреи, в семьях, где отдельные члены семьи принадлежали к еврейской национальности, а остальные члены семьи украинцы или русские, расстреливались только евреи. Например, муж русский, а жена еврейка — расстреливалась жена. Или — жена русская, а муж еврей, — расстреливали мужа. 

Павел Полян

ХОР ЧИТАТЕЛЕЙ: ИСТОРИЯ ПРИЗНАНИЯ

(продолжение. Начало в № 2/2022 и сл.)

Павел Полян++Советский человек без национальных и расовых предрассудков и пережитков — в редакцию газеты «Литература и жизнь», 14 октября 1961 г.

Уважаемые редколлегия!

Мне накануне такого большого события как XXII съезд КПСС не хотелось бы писать по столь незначительному вопросу: об отношении газеты «Литература и жизнь» к стихотворению Евтушенко «Бабий Яр», но возмутительная, не соответствующая принципам ленинской национальной политике статья Старикова «Об одном стихотворении», а также стихотворение А. Маркова (ответ поэту Евтушенко) заставляет меня написать Вам краткое письмо.

Поэт Евтушенко сказал правильно, что «всем антисемитам — Он еврей И потому он настоящий русский».

Наше советское правительство и центральный комитет КПСС во главе с Хрущевым исправив последствия сталинского культа личности, проводят правильную ленинскую национальную политику. Но не секрет, что в народе имеются пережитки капитализма. Например: суеверие, сектантство, пьянство, неприязнь к другим национальностям. Поэтому наша коммунистическая партия ведет борьбу с проклятыми пережитками прошлого.

В народе, к сожалению, встречается довольно часто и проявления антисемитизма, вражда к татарам, к грузинам и т.п.

Очень важно для претворения в жизнь морального кодекса человека коммунистического общества вести решительную борьбу в литературе с этими постыдными пережитками в сознании и в поведении некоторых отсталых людей нашего советского общества.

Евтушенко впервые из литераторов послевоенного периода поднял вопрос о преодолении пережитка — антисемитизма в сознании отсталой части населения.

Тов. Стариков и А. Марков, Вы, наверное, не представляете, как обидно слышать, когда в наше советское время тебе говорят отсталые люди (и почему-то никто из окружающих людей не осуждает это): пархатый жид, Абрам, все евреи паразиты и жулики, проклятая Сара и т.п. Подобные оскорбления часто слышишь в очереди. Всякие небылицы и оскорбления по адресу евреев вслух высказываются в пригородных электричках и т.д.

Так почему, я спрашиваю, Вы тов. Стариков Марков позицию поэта Евтушенко осуждаете с таким непонятным гневом.

Я еврей, но моим русским товарищам по работе понравилась правильная позиция Евтушенко в стихотворении «Бабий Яр» и они, как и я, не понимают смысла опубликования такой статьи и стихотворения в вашей газете.

Я люблю свою советскую родину и, несмотря на существование таких отсталых людей как Стариков и поэта Маркова, я отдам жизнь для защиты ее. Я считаю, что правильнее было бы и это было бы по-коммунистически пропагандировать то — общее, что существует между всеми народами СССР, не выделяя ни один народ. И поэтому неправильна позиция Старикова и Маркова, когда они говорят, что еврейский народ был спасен русским народом от фашизма. Нет. Еврейский народ, также как и русский народ, был спасен от фашистского гитлеровского ига Советским народом. Для настоящего коммуниста не важно, является Гагарин русским, узбеком или какой другой национальности, а важно, что Гагарин и Титов являются советскими людьми. Я убежден, что многие советские люди готовы были бы совершить такой подвиг в имя любимой Советской родины.

Хотелось бы верить, что большинство редколлегии газеты «Литература и жизнь» не разделяет неправильной, некоммунистической позиции, занятой Стариковым и Марковым по отношению к стихотворению поэта Евтушенко «Бабий Яр», и что большинство редколлегии согласна со словами Евтушенко:

«Пусть «интернационал» прозвучит, когда на земле похоронен будет последний антисемит».

С уважением

Советский человек, полностью и окончательно преодолевший проклятый пережиток прошлого: неприязнь к другим национальностям.

P.S. Считаю полезным для тов. Старикова и Маркова, а также, очевидно, некоторым членам редколлегии газеты «Литература и жизнь» почаще петь песню Дунаевского «Песню о родине» (Широка страна моя родная…), так как в этой пене по настоящему, с большой силой убеждения воспевается любовь к Советской родине и дружба народов СССР. Думаю, что тогда т. Стариков при знакомстве с каким-нибудь советским писателем, не будет заглядывать в паспорт писателя, чтобы досконально изучить, что данный писатель — советский русский писатель, но еврей по паспорту.

Прошу, если возможно, обсудить мое письмо на редколлегии вашей газеты и обязательно показать его т. Старикову и Маркову.

Еще раз с большим уважением,

Советский человек без национальных и расовых предрассудков и пережитков.

РГАЛИ. Ф.1572. Оп.1. Д.231. Л.122-124об.

Аноним — в газету «Литература и жизнь». Стихи. 14 октября 1961 г.

<1>

Посылаю это для ознакомления в редакцию газеты «Литература и жизнь».

Это «об одном стихотворении». Только не о том, которое называется «Бабий Яр», а о другом. Простите, что долго собирался написать. У меня просто нет такой оперативности, как у некоторых, да и времени не хватает.

14.11.61 г.

<2>

…Не пора ли перестать цепляться за узкие брюки…

(из выступления на съезде)

Нет, ты совсем не Уленьшпигель,
Какой ты, в самом деле, Тиль,
Когда такую фигню–миглю
В газету лихо закатил!

Ведь ты работаешь в искусстве!
Каким пигмеем надо стать,
Чтоб добрые святые чувства
Так гадко, подло растоптать!

Ну что ж, теперь как с Евтушенко,
С своим соавтором вдвоем
Расправься с Горьким, с Короленко…
Они ж «виновны», как и он!

Охрип ты на поэта воя
«Душа как брючки, мол, узка!»
Но надломилась под тобою
Давно прогнившая доска!

Тебя на съезде осмеяли,
Хоть патриотом мнил прослыть,
И брюки узкие едва ли
Теперь решишься сам носить!

Да, брюки узкие натуре
Твоей, конечно, не нужны,
Ведь говорят, что сам Петлюра
Носил широкие штаны.

Так что ж кричать «я русский, люди!»
Ведь ясно точно наперед,
Кто патриот, кто больше любит
Свою страну и свой народ.

Тебе ж напомнить надо вкратце,
Что за победу над врагом
Бойцы сражались разных наций
И их мы братьями зовем.

Так не шуми в экстазе зверском,
Не ударяй руками в грудь:
Ты выбрал способ слишком мерзкий
Клааса прах упомянуть.

И пафос свой тебе бы лучше
Употребить для лучших дел,
И чем марать людские души,
Свою б получше разглядел.

РГАЛИ. Ф.1572. Оп.1. Д.229. Л.89–90.

К. Александров. «Ответ Ал. Маркову» (Стихи), 14 октября 1961 г.

ОТВЕТ АЛ. МАРКОВУ

Какой ты настоящий русский,
Когда забыл про ленинизм!
В душонке черненькой и гнусной —
Державный царский шовинизм.
Знакомый вопль: — Я русский, люди!
Не раз слеталось воронье,
Не раз змеей шипел ублюдок:
— Сотрем большевиков и жидовье!
Не первый ты –подонков много было:
Шульгин, Игнатьев, Пуришкевич, Николай.
Душили дружно царские громилы
Детей и стариков под яростный собачий лай.
Мы русские! — визжал Колчак,
Взывали Врангель и Деникин.
…Над ними лишь кресты торчат.
Ну а народ? Народ стал Октябрем великим.
Скинув гербы с орлами и золотом, дорогой,
что Ленин предначертал,
Взял народ знамя с серпом и молотом
И песню «Интернационал»!
Русские — братья евреям и неграм
И всем угнетенным народам на деле.
Русские вскроют нарыв Стариковый
На своем молодом и здоровом теле.

К. Александров, читатель «Литературной газеты»

РГАЛИ. Ф.1572. Оп.1. Д.229. Л.69–69об.

++Е.Я. Шифрон — в редакции газет «Литература и жизнь» и «Комсомольская правда», 16 октября 1961 г.

Редакция газеты «Комсомольская правда»

Копия: Редакция газеты «Литература и жизнь»

Уважаемый т. редактор!

Совершенно непонятно, почему на Всероссийском совещании молодых поэтов (см. статью т. Елкина «Талант — это ответственность» — газета за 4.Х.61 г.) осуждается стихотворение Е. Евтушенко «Бабий Яр».

Почему т. Елкин считает, что вопрос об антисемитизме закрыт? Кто сказал, что это так? Жизнь показывает, что сохранились еще отдельные проявления антисемитизма (особенно на территориях, подвергшихся оккупации, в частности, на Украине).

Годы оккупации в психологии многих людей оставили следы. Антисемиты есть, это факт, который невозможно, да и незачем отрицать.

Антисемитизм не имеет массового характера — этого никто не оспаривает, но он проявляется в отдельных случаях, и с ним надо проводить борьбу так же, как ведут у нас борьбу с хулиганством, пьянством, спекуляцией и прочими проявлениями пережитков капиталистического сознания.

Я ни разу еще не прочла ни одной статьи, в которой осуждали бы поэта или писателя, клеймящего хулигана.

Почему же осуждается поэт, поднявший голос против антисемитов?

Я еврейка, с полной ответственностью заявляю, что антисемиты существуют. Многократно испытывала неудобства и даже оскорбления, связанные с тем, что я еврейка; пришлось слышать и слово «жидовка».

Я расцениваю антисемитизм, как проявление недомыслия, тупости и хулиганства, со стороны отдельных личностей, и считаю, что с этим надо бороться.

Это особенно важно теперь, когда мы на пороге коммунистического общества.

Редакция газеты «Литература и жизнь» (газеты за 24 и 27 сентября) как-то особенно злобно, я бы сказала, с непонятной предвзятостью, ругает Е. Евтушенко, приписывая ему несуществующие грехи.

Поэт Марков, например, называет Е. Евтушенко «космополитом».

Почему? Разве русский поэт, выступающий против антисемитов уже не «настоящий русский», а космополит?

Т. Марков в стихотворении «Мой ответ» говорит: «Какой ты настоящий русский, когда забыл про свой народ».

Да это же чепуха!

Наоборот, Е. Евтушенко славит русский народ, проникнутый духом интернационализма, и клеймит антисемитов.

Что же здесь неправильного? Плохого? Какой вывод следует сделать из выступлений газеты «Литература и жизнь» и Вашей? Не надо вести борьбу с антисемитами? Это что, вяжется с национальной политикой Коммунистической партии? Это вяжется с политикой дружбы народов?

В поэзии я дилетант, возможно, многого не понимаю, но то, что стихи и статьи пишутся не только для литераторов, но и для широких масс, дает мне право высказать свое суждение.

Я считаю, что стихотворение Е. Евтушенко «Бабий Яр» гордое и справедливое, стихотворение настоящего русского советского поэта.

Я по специальности инженер-электрик.

Мой адрес: г. Харьков, Черноглазовская, 3, кв. 18

Шифрон Евгения Яковлевна

РГАЛИ. Ф.1572. Оп.1. Д.231. Л. Л.144-145.

Н.Я. Шрейер — в редакции «Литераурной газеты» и газеты «Литература и жизнь», 17 и 19 октября 1961 г.

<1>

Москва, 17 октября 1961 года.

Редакции газеты «Литература и жизнь»

Копия: Редакции газеты «Литературная газета»

В связи с помещенной Вашей уважаемой газетой стихотворения Алексея Маркова в ответ на стихотворение Евгения Евтушенко, а затем подвальную статью Старикова по поводу стихотворения Е. Евтушенко «Бабий Яр», я не могу пройти мимо этих грубых выпадов и огульных утверждений, что Е. Евтушенко забыл русский народ и стал на путь космополитизма. В самом деле всему миру известно, что в Бабьем Яру погибли исключительно евреи и никто больше. При чем тут космополитизм», которым как пьяной сталинской блевотиной захлебнулся этот Марков третий, сородич которого подвизался в погромной истинно «русской газетенке «Русское Знамя». Разве одни только русские солдаты стояли против фашистов, а против кого погиб мой племянник Яков Шрейер, сотрудник газеты «Труд» и искалечил мой сын Валентин и многие другие не-русские стриженные парни: украинцы, белорусы, грузины, армяне и много других. Чего спрашивается распоясался так этот великорусский шовинист Марков третий. Он явно опоздал на полвека его, Пуришкевич расцеловал бы. Ему по всему видно, что Николай Романов, Столыпин-вешатель, Пуришкевич и даже предатель Власов наш современник милее чем евреи Карл Маркс, Барух Спиноза, Альберт Эйнштейн, основоположник водородной энергии и, следовательно, водородной бомбы Опенгеймер и даже первого Президента Советской России повторяю России Якова Свердлова и многих других. Это горе поэту Маркову, которому Романовы, Столыпины, Власовы милей только потому, что они русские, а не революционеры евреи, и сожалению такому шовинисту предоставлена возможность блеваться на страницах советской газеты «Литература и жизнь». Вспомните товарищи слова В.И. Ленина в его работе «Национальная гордость Великороссов»: есть две России — Россия помещиков-погромщиков и Россия пролетарская, а этого Алексей Марков очевидно и не нюхал, не только не читал. Что касается Старикова — то ему ответил Илья Эренбург, я же ему напомню, что он невежествен и не знает, что нет шести конечной звезды Давида, а есть щит Давида, уж если вы Стариков приводите ссылки на древнюю историю, то знайте и читайте, и не мутите воду, а из ответа И. Эренбурга видно, что вы путаник и враль.

Где же видно, что Е. Евтушенко хоть одним словом забыл великий русский трудовой народ, перед которым преклоняется все человечество мира (прогрессивное), в том числе и евреи, за то что он великий прогрессивный — трудовой народ создал таких великих людей как Чернышевский, Толстой Л.Н., А.М. Горький, Ленин В.И. и много другие? Вы Стариков и Алексей Марков-третий возводите напраслину на Е. Евтушенко, и это вам не удастся.

Член КПСС, Персональный пенсионер, еврей, рождения 1890 г.

Н.Я. Шрейер

<2>

Москва 19/Х-61

Редакции газеты «Литература и жизнь»

Уважаемые товарищи!

Прошу присоединить к моему основному письму от 17/Х с.г. по поводу стихотворения Е. Евтушенко и ответов Маркова и Старикова. Прошу к подписи добавить нижеследующее: «Солдат 7-ой роты 203 пех. Сухумского полка, 51-й пех. дивизии Кавказ. военного округа Русской армии с 1911 года, повторяю, Русской армии, преданной «истинно-русскими генералами во главе с «истинно-русским царем Кайзеру Вильгельму. В дальнейшем я верный солдат революции с 1918 года.

Н. Шрейер

РГАЛИ. Ф.1572. Оп.1. Д.231. Л.146-147.

И. Дубровский — в редакции «Литературной газеты» и газеты «Литература и жизнь», 20 октября 1961 г.

В редакцию газет: «Литература и жизнь» и «Литературная газета»

Прочитал я статью Д. Старикова под заголовком: «Об одном стихотворении», опубликованную 27 сентября сего года в газете «Литература и жизнь».

Хочу сказать, что с автором статьи в части его оценки стихотворения Е. Евтушенко «Бабий Яр» нельзя согласиться.

Вся статья представляет собою своего рода сложный лабиринт, в котором можно запутаться в одних только обвинениях, льющихся, как из рога изобилия, в адрес Евг. Евтушенко.

Вся статья пылает огнем яростного возмущения и негодования. Весьма жестоки его нападки на автора стихотворения «Бабий Яр» Е. Евтушенко.

Невольно возникает вопрос в чем причина этой злобы, возмущения и негодования?

Оказывается, что вся вина Евг. Евтушенко только в том, что он в своем стихотворении говорит об антисемитах и антисемитизме.

Непонятно почему так не по душе пришлась Д. Старикову эта тема.

Обычно так относиться к людям, осуждающим антисемитизм, могут только те, которые сами не свободны от гнусного чувства антисемитизма.

Не зная Д. Старикова, я, конечно, не отношу его к такому сорту людей. Для этого нет основания.

Но отношение его к Е. Евтушенко, выраженное им в своей статье, кажется весьма странным и непонятным.

Д. Стариков считает, что о Бабьем Яре Е. Евтушенко не должен был писать в текущем 1961 году, так как о Бабьем Яре уже было написано Ильей Эренбургом в 1944 году.

Странно и непонятно, какое отношение имеет одно к другому?

Ну, Илья Эренбург написал о Бабьем Яре и написал по-своему, т.е. отметил то, что нашел нужным, почему же Евг. Евтушенко нельзя хотя бы и через 17 лет тоже написать о Бабьем Яре и на другую тему?

А почему Илья Эренбург в своем стихотворении не коснулся антисемитизма, то об этом пусть спросит у Ильи Эренбурга сам Д. Стариков.

Полагаю, что и сам Илья Эренбург не находит ничего плохого в том, что Евг. Евтушенко в своем стихотворении «Бабий Яр» написал об антисемитизме, ибо и ему — Илье Эренбургу — хорошо известно, что у нас еще имеются отдельные антисемиты, которые черным пятном омрачают светлый фон нашей жизни.

Об этом мерзком чувстве, которое, к сожалению, еще присуще отдельным людям, не только можно, но и нужно писать.

Вопреки утверждению Д. Старикова «Бабий Яр» именно может служить темой для антисемитизма.

«Бабий Яр», где фашистами, особо ненавидевшими евреев и питавшими к ним в особо резкой форме чувство антисемитизма, расстреляны десятки тысяч евреев — стариков, женщин и детей, вполне естественно дал Е. Евтушенко — благородному и чистой души человеку — тему об антисемитизме.

Неправильно и не соответствует действительности толкование Д. Старикова о том, что политику геноцида в период Великой Отечественной войны фашисты проводили в отношении всех народов — русских, евреев, поляков, украинцев и др.

О том, что фашисты враждебно относились ко всем народам и не мало истребили людей каждого народа — это бесспорно. Иначе они не носили бы презренное имя — фашистов. Но и, бесспорно, и то, что к евреям они по-особому относились. Именно уничтожить полностью без остатка весь еврейский народ было в плане фашистов.

Об этом говорят неопровержимые факты.

В занятых фашистами городах, местечках они истребляли всех до единого евреев. Буквально ни один еврей не оставался в живых. А русские, украинцы истреблялись, но ведь не все.

В небольшом украинском городе Кролевце, Сумской области, где, как и во всех других занятых фашистами местах, были расстреляны все евреи, в семьях, где отдельные члены семьи принадлежали к еврейской национальности, а остальные члены семьи украинцы или русские, расстреливались только евреи. Например, муж русский, а жена еврейка — расстреливалась жена. Или — жена русская, а муж еврей, — расстреливали мужа.

Из этих неоспоримых фактов видно, что фашисты проводили резкую грань между русскими и евреями.

Именно в результате ярого антисемитизма фашистами везде и всюду в занятых ими местах полностью уничтожались все евреи.

Благодаря такому отношению фашистов к еврейскому народу были расстреляны многие десятки тысяч евреев и в Бабьем Яре.

Спрашивается, почему же тогда этот Бабий Яр не мог послужить для Е. Евтушенко темой для антисемитизма — этого гнусного чувства, которое так ярко, так правдиво изобразил в своем стихотворении «Бабий Яр» Е. Евтушенко.

Надо сказать, что к каким бы событиям, связанным с преследованиями евреев, мы не обратились бы, причиной этого мы всегда найдем только в одном, а именно: в антисемитизме.

Разве не антисемиты участвовали в еврейских погромах в царской России? А дело Дрейфуса во Франции? А дело Бейлиса в царской России? Разве насквозь не пропитаны они этим гнусным чувством антисемитизма?

Считать, что Бабий Яр, где без преувеличения можно сказать на весь мир прогремел своей исключительной жестокостью и свирепостью антисемитизм фашистов, где расстреляны десятки тысяч евреев, не может служить темой об антисемитизме, более чем странно!

Так может, по-видимому, считать только одни Д. Стариков.

Выходит, что нельзя говорить об антисемитизме и самих фашистов. А ведь Бабий Яр связан только с антисемитизмом фашистов, и о нем, по существу, и говорит Е. Евтушенко в своем стихотворении «Бабий Яр».

Д. Стариков в стихотворении «Бабий Яр» еще усматривает намерение Е. Евтушенко эпатировать «публику», брать ее на какую угодно приманку…

Из чего это взято Д. Стариковым?

Я считаю, что никто из прочитавших стихотворение Е. Евтушенко к такому ничем не обоснованному выводу не придет.

Интересно кого имеет в виду Д. Стариков под словом, отмеченным им в кавычках «публика»?

Если он имеет в виду евреев, то надо сказать, что евреи, подвергавшиеся вековым гонениям, травлям, хорошо научились узнавать, где их друзья и где их враги. Евреи хорошо научились отличать людей честных, благородных, чистой души, истинно русских, истинно советских людей от людей с грязными душонками, из которых многие явные антисемиты, но в завуалированной форме, что всего опаснее, не на деле, а на словах ратуют за хорошие взаимоотношения людей независимо от национального их происхождения.

Нет! Е. Евтушенко не принадлежит к числу этих мерзостей, к этой нечисти. Никакого намерения какого-либо бравирования и брать кого-то на приманку он не имел.

В своем стихотворении «Бабий Яр» он — Е. Евтушенко — выразил те чувства, какие волнуют всякого честного и доподлинно интернационально настроенного советского человека.

Д. Стариков еще находит, что писать об антисемитизме это наносить оскорбление советским людям, наносить оскорбление советским евреям.

Как это понять? Более чем странно!

… «О русский мой народ!
Я знаю
ты
по сущности интернационален,
но часто те, чьи руки нечисты,
твоим чистейшим именем бряцали…»

Так говорит о русском народе, так говорит о чистой душе советских людей в своем стихотворении Е. Евтушенко. Спрашивается, где же тут оскорбление?

Лично я считаю, что Е. Евтушенко своими стихотворением «Бабий Яр» мог оскорбить только антисемитов. Они, конечно, в обиде на него.

— Да здравствует и крепнет нерушимое единство и братская дружба народов СССР — источник могущества и процветания нашего многонационального Социалистического Государства! — читаем мы в Призывах ЦК КПСС к 44 годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.

В нашей свободной Советской стране империалистической идеологии шовинизма и национализма рабочий класс и его Коммунистическая партия противопоставляют марксистско-ленинскую идеологию пролетарского интернационализма. В нашей Советской стране полное равноправие всех наций, дружба и братское сотрудничество всех народов независимо от их национальности и расы провозглашено самой Конституцией СССР, и всякая проповедь расовой или национальной исключительности и пренебрежения согласно ст. 123 Конституции караются законом. Это известно каждому советскому человеку. Но отдельные выродки — антисемиты, точно так же, как и отдельные воры, хулиганы и проч. нечисть, все же у нас имеются. Что же плохого в том, что Е. Евтушенко написал стихотворение на эту тему?

В стихотворении Е. Евтушенко может быть имеются не совсем удачные образные сравнения и обобщения и др. недостатки. Не мне об этом судить. Но ведь об этом можно было бы сказать спокойно, без всесжигающего огня и не бросать в адрес Е. Евтушенко столь яростные обвинения. Подумать только, дошло до того, что Д. Стариков начал обвинять Е. Евтушенко даже в какой-то провокации. Как это все понять?

Казалось бы, молодому поэту Е. Евтушенко надо было помочь в деле исправления им допущенных ошибок, если таковые имеются, а не бросать на него такую грязь, стремясь во что бы то ни стало опорочить его.

Без всякого на то основания Д. Стариков еще обвиняет редколлегию «Литературной газеты», поместившей на страницах своей газеты стихотворение Е. Евтушенко «Бабий Яр».

Совершенно правильно поступили редколлегия «Литературной газеты», ибо так оценить стихотворение Е. Евтушенко, как это оценил Д. Стариков, она безусловно не могла.

В заключение еще хочется сказать, что многие из прочитавших стихотворение Е. Евтушенко «Бабий Яр» преисполнены к нему, к человеку высокой морали и чистой души, самыми лучшими чувствами.

От всего сердца, большое, большое спасибо Е. Евтушенко.

Пожелаем ему здоровья, счастья в жизни и успеха на своем литературном поприще.

О статье Д. Старикова можно было бы много еще сказать. Но думаю, что хватит. И так все понятно!

И. Дубровский.

20/Х-61 г.

РГАЛИ. Ф.1572. Оп.1. Д.231. Л.103-109.

А. Перигода, А. Тихомирова и А. Смирнова — в газету «Литература и жизнь», 20 октября 1961 г.

В редакцию газеты «Литература и жизнь»

Послушайте, Алексей Марков! В своем «ответе», который является гораздо больше выражением Вашего кредо, чем ответом, Вы называется себя «русским» как бы в противовес т. Евтушенко.

Да, Вы и начинается свое, я бы сказал хулиганское и уже во всяком случае антисемитское выступление с вопроса «какой ты русский?» Понимаем, что, по–видимому, в Вашем представлении «русскими людьми» были те, кого в своем произведении т. Евтушенко с возмущением вспоминает нагло называвшими себя «Союзом русского народа». Да и вы, видать по всему, считаете, что русский человек должен быть нетерпимым к другим народностям. И как же прет из вас этот великодержавный шовинизм, застилая злобой память о том, что в Бабьем яру были расстреляны и замучены десятки тысяч именно евреев. Вы пытаетесь нахально называть «космополитизмом» то, что свое стихотворение т. Евтушенко в данном случае посвятил погибшим евреям, погибшим только потому, что их палачи обладали весьма сходным с вашим мировоззрением. Вы пытаетесь подсказать еще таким же, как вы, к бесконечному сожалению, еще сохранившимся экземплярам, что скорбь о жертвах, понесенных одной нацией, кстати пострадавшей больше всех многих, якобы умаляет скорбь о погибших безвинно людях других наци будь то французы, чехи, русские, поляки или другие. Но ведь это ложь, и вы, мы уверены, сами, это знаете, но знаете, подобно Гебельсу. Вот куда вы скатились! И какой же вы русский спросим мы вас в свою очередь? Разве свойственно русскому человеку, настоящему, советскому человеку эти ваша антисемитская мазня? И разве мораль советского человека эпохи строительства коммунизма имеет что–либо общее с вашей моралью оголтелого антисемита? Всегда, во все времена русская интеллигенция и передовые представители рабочего класса были прогрессивны, и в тяжелые годы царских погромов передовые люди прятали у себя евреев от погромщиков, организовывались рабочие дружины для защиты от погромщиков. Ну, а вы? Вы, вероятно, судя по вашему «ответу» были бы скорее в рядах погромщиков, чем в рядах защитников. Стыдитесь вы «русский человек» (скорее «истинно русский»), чем в вас осталась еще хоть капля стыда.

Мы совершенно согласны с т. Евтушенко, что по–настоящему интернационал прозвучит тогда, когда последний антисемит будет погребен в навозной куче.

Отныне мы сами и употребим все усилия, чтобы никто, кто уважает себя, не читал никогда ваших «произведений».

Инженер Алексей Перигода

Юрист Анна Тихомирова

Врач Алла Смирнова

20/Х–61 г.

РГАЛИ. Ф.1572. Оп.1. Д.229. Л.74–74об.

С.А. Каплан. Стихи. 21 октября 1961 г.

<1>

Уважаемая редакция!

Посылая при этом стихотворение, посвященное поэту Алексею Маркову, прошу его опубликовать.

С уважением,

Мой почт. адрес: Москва, Народная ул., д. 7, кв. 37

Софье Абрамовне Каплан

<2>

ОТВЕТ НЕ ПО СУЩЕСТВУ

Посвящается поэту А.Я. Маркову

«Ответ» Ваш не по существу,
И бьет он мимо цели.
Вы б не сквозь сон, а наяву
На «Бабий Яр» глядели.

И Вы бы поняли тогда,
И стало б очень ясно,
Что тема «Бабий Яр» — не та
— И руготня напрасна!

Я верю, Марков, что Вы русский,
И это очень веско!
Но ведь, душа не стала б узкой,
Коль была б, и Советской.

Войну с фашистами вел
Не «матушка — Россия»,
И из республик не одна —
Советская Россия.

Людей советских кровь лилась
Советских всех народов!
Об этом забывать нельзя
И в ясную погоду…

«Ответ» Ваш не по существу,
И бьет он мимо цели…
А «Бабий Яр» Вас «содрогнул»,
Но суть Вы проглядели!

Софья Каплан

16/Х–61 г.

РГАЛИ. Ф.1572. Оп.1. Д.229. Л.70–71.

Я.К. Хацкелевич — А.Я. Маркову, 21 октября 1961 г.

Подлому потомку, прославленного своей подлостью деда Маркова 2–ого, сподвижника Пуришкевича!

Гр. Марков! С каких это пор поэт, болеющий за страдальческий путь другого народа перестает быть «настоящим русским». Правда этот поэт не будет допущен в сонм истинно русских, но этим он может только гордиться.

Миллионы стриженных ребят (кстати, почему, таким обезличествующим эпитетом окрестили славных героев Советской Армии?) спасли нашу Советскую страну, ее народов от порабощения и уничтожения, народы всего мира, вечно сохранят память об этих героях, но они содрогнулись бы, если бы людоеды назвались истинно–русскими людьми.

Не понимаю, однако, почему Вы называете «космополитом» поэта, посетившего могилу миллионов замученных людей, упоминавшего их сердечным словом? Думаю, что чем чаще народы посетят эти могилы, тем скорей смоют себя позорные пятна (так В.Г. Короленко погромы 1905 г.) антисемитизма, эти волчьи пятна — наследство Марка 20–ого и Пуришкевича. И тогда не станет последнего антисемита.

Искренно это Вам желаю.

Пусть карающий меч Шолома Швербурда постигнет Вас.

Хацкелевич Я.К.

Кишинев, Азиатская, д. № 13

РГАЛИ. Ф.1572. Оп.1. Д.229. Л.75.

И.И. Пейрос — в газету «Литература и жизнь», 22 октября 1961 г.

В редакцию газеты «Литература и жизнь»

Стихотворение «Бабий Яр» должно было вызвать отклики, и оно их вызвало. Откликнулись те, против кого Евтушенко направил свой гнев — антисемиты. Действительно, на воре шапка горит.

И первым выступил Марков.

Уж не сын ли он того Маркова 2–ого, депутата 3–й и 4–й Государственной думы, который прославился, как ярый антисемит, член Главного совета «Союза русского народа»? Так и кажется, что это он кричит с трибуны Думы — «русский, люди!»…

Когда–то Ленин писал: «…всякий знает Марковы 2–ые и Пуришкевичи у нас все сильны, и в Думе, … и еще более в черносотенной царской шайке…»

Меня не удивляет, что Марков продолжает идейную линию своего отца — физического или духовного — меня удивляет, что хулиганские стихи того же содержания, что и хулиганские речи Маркова — депутата Думы, печатаются в газете сегодня, в период строительства коммунизма.

Черносотенец Марков может быть доволен: его духовные наследники живы и их опекают наследники тех писателей, которые в его время выступали против погромщиков.

Можем ли быть довольны мы?

Пейрос Иосиф Ильич

Москва А–47, Тверской–Ямской пер., 12, кв. 102

РГАЛИ. Ф.1572. Оп.1. Д.229. Л.76.

Э.И. Ханиира — президиуму XXII съезда КПСС, 22 октября 1961 г.

<1>

Редколлегии газеты «Литература и жизнь»

Посылаю копию моего письма президиуму XXII партсъезда.

22.10.61

Москва, Ж–240, ул. Володарского, д. 14, кв. 4

Ханиира Э.И.

<2>

Когда я прочел «Бабий Яр», я написал поэту «спасибо».

Я не еврей. Но я интернационалист. И немного знаю историю. Фашизм начинает с травли коммунистов, а кончает арестами либералов. Европейский расизм начинает с гонений на евреев, а кончает преследованиями всех не «арийцев» (в каждой из охваченных расизмом стран свои «арийцы»).

Антисемитизм — «каннибализм» (Сталин, 1933 г.), «Международный язык фашизма» (Ю. Тувим), «эсперанто фашизма» (И. Эренбург).

Я сказал «спасибо» потому, что у нас давно не слышно в поэзии голоса против этой пакости. Кажется, с тех пор? как замолк Маяковский.

Однако Е. Евтушенко взяли в палки.

А. Марков вспоминает убитых «русских стриженных ребят» (кстати, гибли, кажется, не только советские русские солдаты, но и советские украинские, белорусские, грузинские, армянские и др. солдаты).

Но разве Е. Евтушенко сказал, что все русские — антисемиты? Марков допускает ошибку, которая в курсе элементарной логики называется «не вытекает».

Если встать на точку зрения Маркова, то нельзя писать худого о власовцах, бандеровцах, дашнаках, муссаватистах и проч.

Немецкая нация дала не только Маркса и Энгельса, но и «кровавую собаку» Носке с Гитлером.

Русским был В.И. Ленин, но русским был и Пуришкевич.

Армянами были Шаумян, Вахтангов, легендарный Камо, армянами были и презренные маузеристы.

Каждая нация имеет своих героев и своих подонков.

Бороду носит Фидель Кастро, бороду носит и А. Марков…

И вот за то, что Е. Евтушенко ударил подонков, Марков отлучает его от русской нации, шельмует космополитом (видимо, из ненависти к космополитизму Марков называет СССР Россией).

Марков пишет, что «глазастых детей» защищали, не заглядывая в метрики.

Однако после войны, и мы все это знаем, стали не просто заглядывать в метрики — изучать начали. И не метрики, а 5-й пункт «Листа по учету кадров». И если там значилось «еврей», человек не мог стать студентом Московского института международных отношений (уже с 1945 г.), не мог быть принятым в аспирантуру по гуманитарным наукам (конец 40-ых — начало 50-ых годов), не мог работать в некоторых учреждениях.

Мы были свидетелями истории с «космополитами» и врачами. Это в сотни раз страшнее дрейфусиады и бейлисиады. К лицу ли нам теперь говорить: «А был ли мальчик? А может, мальчика-то и не было?»

123–я статья Конституции была предана забвению.

Моя однокашница, тогда 24-летняя комсомолка, Инна Гурвич в августе 1952 года пришла в одну из школ рабочей молодежи. Здесь, в Москве. В школе было свободно место учителя. Произошел такой разговор.

— Ваша фамилия Гурвич?

— Гурвич.

— Мы не можем принять вас на работу: у нас оборонный завод.

Так плюнули в душу комсомолке. Не плюнули, а харкнули. И смачно харкнули.

Человека уже подозревали, уже его остерегались лишь потому, что он родился евреем. Он уже был потенциальным врагом в глазах ублюдков из отдела кадров.

А серия скверно пахнущих газетных фельетонов в 1952–53 гг.?

А избиение детей их сверстниками в некоторых московских школах после «разоблачения» врачей? А грязный слушок тогда же о выселении евреев из Москвы? А слова кондукторши в московском трамвае: «Слышали, Катя: евреев освободили, а наших посадили»?

По-моему, это все антисемитизм.

А как по-вашему, граждане Марков и Стариков?

Берия и его команда были умными врагами. Они знали, что делали.

Мы получили антисемитизм в наследство от старой России. Мы с ним боролись в 20–30-ые годы. Но разве секрет, что немецко-фашистская пропагандистская машина во время войны использовала антисемитизм против нас, разбрасывала его ядовитые семена?

После войны вместо усиления борьбы с ним мы перестали с ним бороться. Это уже была поддержка ему. Косвенная. Потом началась прямая. Только слепец или беспросветный лицемер станет отрицать, что в конце 40-ых — начале 50-ых годов антисемитизм усилился.

Антисемитизм жив у нас и сегодня.

Он жив подобно своим родным братьям: пережиткам всякого национализма.

Мы не стыдимся писать и говорить, что у нас на 44–ом году Советской власти есть пьянство, бандитизм, воровство, показуха, спекуляция. И боремся с ними. И называем их конкретных носителей. Почему бы нам не быть столь не мужественными и перед лицом национализма? Случаи национализма мы если и обнаруживаем, то лишь в нацрепубликах. А в Москве, Ленинграде, Туле, Горьком и т.п., судя по газетам, его нет. Но где же тогда дети ругают друг друга «евреем», где говорят «армяшка», «жид», «жидовская морда», где зовут закавказцев «черножопыми», а среднеазиатцев «урюками»? Где?

В январе 1960 г. мою знакомую, члена партии, инструктировали в городском комитете профсоюза работников культуры (да, культура). Прости, господи!) кому предлагать туристические путевки в Австрию.

Хромым, кривым, горбатым, старым не предлагать. Евреям — в ограниченном количестве.

И моя знакомая не стукнула кулаком по столу. Не потребовала вмешательства парторганизации. Она «объяснила» себе эту инструкцию так: «Евреи не должны представлять (?) страну».

В прошлом году в автобусе бабенка лет 40, приняв меня за еврея, пробурчала: «Сталина нет… Распустились…»

Обидно, что такая мразь берет себе в союзники большевика Сталина. Это расплата за то лихолетье, когда антисемитам почудились сознательная поддержка, благословение государства и (страшно вымолвить!) партии.

Только идиот или отпетый ханжа может утверждать, что антисемитизма в СССР нет.

А если антисемитизм есть, с ним бороться надо или нет? Называть его по имени надо или нет? Оскорблять его надо или нет? Или он исчезнет автоматически? Вот будем твердить о торжестве ленинской национальной политики, глядишь, он испугается или застыдится и исчезнет. Сам. Автоматически–механически.

Но марксизм не признает теории автоматического прогресса.

«Добро невозможно без оскорбленья зла» (Чернышевский).

На одном заседании Ленин шутливо сказал в записке, что у него болит зуб, но как только зуб выдернут, всеми здоровыми зубами будет грызть антисемитизм.

Нам бы проникнуться этой ленинской, и горьковской, и маяковской ненавистью к антисемитизму!

Марков со Стариковым не пойдут лечиться к врачу, который перед тем, как их принять и выслушать, завяжет себе глаза и заткнет уши.

Нельзя вылечиться от гнусного «средневекового предрассудка против евреев» (Энгельс), не увидев и не услышав его.

Удивительно легкомысленно обращается Стариков с цитатами из проекта программы КПСС. Необыкновенная способность ставить вещи с ног на голову! Он хочет цитатами подкрепить свою позицию. А они бьют по ней.

Проект зовет «вести непримиримую борьбу против проявлений и пережитков всякого (подчеркнуто мной. — Э.Х.) национализма и шовинизма. Проект говорит: «Проявления национализма и национальной ограниченности не исчезают автоматически с установлением социалистического строя. Националистические предрассудки и остатки былой национальной розни — это та область, где сопротивление социальному прогрессу может быть наиболее длительным и упорным, ожесточенным и изворотливым.

Коммунисты считают своей первостепенной обязанностью воспитывать трудящихся в духе интернационализма и социалистического патриотизма, непримиримости к любым проявлениям национализма и шовинизма (подчеркнуто мной. — Э.Х.).

Если зовут к борьбе — значит есть с чем бороться.

И разве антисемитизм не одно из проявлений национализма? И разве он не цепок, не изворотлив? И разве это не самый сильный пережиток великодержавного национализма? А если нет, тогда почему именно за него ухватилась Берия и его банда?

И последнее. Стариков говорит, что у Евтушенко фигурируют «евреи вообще», что Евтушенко не делает различия между евреем советским и евреем несоветским.

Во–первых, у нас в газетах (и не только в газетах) время от времени пишут о «русских вообще», не делая различия между советским, красным русским и несоветским русским. У меня куча фактов. Ну вот хотя бы статья С.С. Смирнова в «Литгазете» от 27/Х–1959 г. Но я что–то не помню, чтобы Стариков хоть раз возмутился.

Во–вторых, Евтушенко писал не о «евреях вообще», а об антисемитизме, юдофобстве вообще.

О том самом «средневековом предрассудке против евреев», который был фашистами возведен в сан государственной политики, в ранг партийной идеологии, который не сдох вместе с фашистским рейхом и который взят сейчас на вооружение буржуазной идеологией (см. Проект, ч. 1, гл. VII).

И еще. Евтушенко не пишет «еврейская нация». Он говорит «народ». Это очень точно.

Есть еврейская буржуазная нация — Израиль. Но есть и еврейский народ. Он живет в СССР, Израиле, Франции и т.д. И он имеет многовековую историю.

Есть армянская социалистическая нация — Армянская ССР. Другой нет. Но есть армяне во многих странах мира. Одни из них ассимилировались народам, среди которых живут. Другие считают себя армянами. Помнят язык, обычаи. Хотят в армянскую церковь (если верующие). Это все армянский народ. И кто же может этим армянам отказать в праве говорить о Хаясе — колыбели армян, — считать себя армянами и вспоминать о древности армянского народа?

Стихотворение Маркова и статья Старикова — это то, чего их авторы будут стыдиться, когда доживут до коммунизма.

Я не хочу краснеть за то, что был просто их современником. И потому я написал это письмо.

Э. Ханиира.

РГАЛИ. Ф.1572. Оп.1. Д.229. Л.77–83.

Кравченко–партизан — в газеты «Литература и жизнь», «Литературная газета» и «Комсомольская правда», 25 октября 1961 г.

В редакцию газеты «Литература и жизнь»

Копия: В «Литературную газету»

Копия: В газету «Комсомольская правда»

Я прочел стихотворение Маркова в газете «Литература и жизнь» от 24 сентября 1961 г. ответ на стихотворение «Бабий Яр» — Евтушенко и пришел к заключению, что автор ее Марков не иначе, как сын или внук Курского помещика Маркова 2–го, бывшего депутата 4–ой Государственной дум, известного в старой России, как первый после Пирушкевича черносотенцу, погромщик, член союза «Михаила Архангела».

Известно, что гитлеровские оккупанты, выгнанные из пределов нашей Родины, оставили в наследство, наряду с разорением, и антисемитизм, которым, к сожалению, заражены и сейчас многие граждане нашей страны и в первую очередь вы.

Евтушенко, как видно из его стиха, выступил как настоящий русский патриот против одного из многих зверств фашизма в нашей стране, упомянув одну из многих могил фашизма «Бабий Яр».

В виду того, что в этой могиле похоронено 90% евреев, вы, г. Марков, решили, что Евтушенко выступил в защиту убиенных и замученных евреев. Что вас, г. Марков, так затронуло стихотворение Евтушенко? То, что гитлеровцы уничтожили в ССВ только 2 миллиона евреев, а не все 4 миллиона?

А известно ли Вам, что фашисты уничтожали в основном евреев, коммунистов, их жен и детей? А знаете ли Вы, что главными предателями на Украине были украинцы, в РСФСР — русские, по вине которых и было уничтожено и погибло столько жертв? Евреев–предателей, которые выдали бы фашистам хоть одного русского или украинца, вы не найдете. Я, партизан, оставшийся в подполье, это хорошо знаю.

Вы может быть считаете, что в Великой Отечественной войне евреи не воевали, так проверьте по статистике и вы узнаете, что в армии их было больше 2%, в том числе героев награжденных.

Так вот: Евтушенко — настоящий русский гражданин и патриот, а не космополит, вы же потомок Маркова 2–го, члена русского союза «Михаила Архангела».

Кравченко — партизан

Харьков, Сумская 120

25.Х.61 г.

РГАЛИ. Ф.1572. Оп.1. Д.230. Л.53.

(продолжение)

Print Friendly, PDF & Email

Павел Полян: Соло поэта и хор читателей: история признания. Вокруг поэмы Евгения Евтушенко «Бабий Яр»: 2 комментария

  1. Леонид Цальман

    Д-р Павел Полян.
    Уважаемый Павел Маркович!
    Благодарю за Ваш труд. В начале статьи Вы поместили слово о Шоа на территории СССР: «в семьях, где отдельные члены семьи принадлежали к еврейской национальности, а остальные члены семьи украинцы или русские, расстреливались только евреи. Например, муж русский, а жена еврейка — расстреливалась жена. Или — жена русская, а муж еврей, — расстреливали мужа». Скажите, пожалуйста, слово историка о судьбе детей.
    Леонид Цальман

    1. Евгений Беркович

      Ответ Павла Поляна: «Начиная с сент. (или августа? не помню) 1941 детей убивали вместе с родителями, не обязательно пулями, зависело от возраста, описаны случаи, когда им мазали губы сулемой, например».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.