©Альманах "Еврейская Старина"
   2022 года

 155 total views,  2 views today

В этих письмах раскрылся богатейший духовный мир Дова и Тальи, вышедших из разных сред и пытавшихся проложить между ними мост. В течение этой переписки мы видим и точки соприкосновения, и глубокие разногласия в мировоззрениях студента ешивы и светской девушки. Несмотря на эту разницу и серьезные споры переписка Тальи и Дова продолжалась вплоть до самой гибели юноши.

[Первая публикация] Дов Индиг

 ПИСЬМА К ТАЛЬЕ

 Перевод Талии-Хаи Дубровин

 (Редактор перевода Александр Баршай)

Предисловие

Дов Индиг, благословенна память его, погиб 7 октября 1973 года в тяжелых боях на Голанских высотах в войну Судного дня. В книге воспоминаний, которая вышла в память о Дове, приведены отрывки из его обширной переписки с Тальей, девушкой из светского кибуца на севере Израиля. В то время, в 70-е годы, Талья была старшеклассницей, а Дов — студентом ешивы-эсдер «Керен беЯвнэ», недалеко от Ашдода. Как известно, учеба в ешиве такого типа чередуется со службой в армии. В один из таких армейских периодов Дов познакомился с отцом Тальи, который был в это время в милуиме (военные сборы военнослужащих запаса — прим. ред.). Несмотря на большую разницу в возрасте они часто беседовали на такие серьезные темы, как иудаизм, сионизм, жизненные ценности, проблемы воспитания и другие. По возвращении домой из милуима отец Тальи посоветовал ей написать Дову. В тот период Талья принимала участие в семинарах «Гешер» («Мост»), где встречались светские и религиозные подростки. В результате этих встреч у Тальи возникло много вопросов, на которые она искала ответы. Поэтому предложение отца о переписке с Довом пришлось ей очень кстати.

Обложка книги

Обложка книги

 Дов и Талья переписывались в течение двух лет (с 1971 по 1973 год). Это были третий и четвертый годы обучения по программе ешивы-есдер. Талья в эти годы была учащейся 11-го и 12-го классов, после окончания которых должна была призваться в армию.

 В этих письмах раскрылся богатейший духовный мир Дова и Тальи, вышедших из разных сред и пытавшихся проложить между ними мост. В течение этой переписки мы видим и точки соприкосновения, и глубокие разногласия в мировоззрениях студента ешивы и светской девушки. Несмотря на эту разницу и серьезные споры переписка Тальи и Дова продолжалась вплоть до самой гибели юноши. Прототипом Дова стал герой книги раввина Хаима Сабато «Соответствие намерений». (Он же — Давид в фильме, поставленном по этой книге). После выхода книги и фильма многие в Израиле заинтересовались личностью и судьбой Дова Индига. Но наиболее ярко и в полном объеме масштаб личности Дова проявился в его переписке с Талией. Образ этого человека оказывал и продолжает оказывать сильнейшее влияние на родных и близких Дова, даже по прошествии многих лет после его гибели.

 К 30-летию войны Судного дня мы, друзья и члены семьи Дова Индига решили выпустить в свет полную переписку Дова и Тальи, немного отредактировав и добавив небольшие пояснения. Мы надеемся, что эта книга поможет лучше узнать и понять мир студентов ешивот-эсдер, так многим пожертвовавшим в войне Судного дня. Мы также надеемся, что эта книга будет способствовать более глубокому пониманию различных слоёв еврейского народа и направит читателя путем Дова и Тальи, путем беседы и диалога, а не конфликта и раскола.

 Так пусть же образ Дова (да отомстит за него Всев-ний!) будет освещать жизнь нации так же, как и при его короткой жизни он освещал все вокруг себя светом милосердия и огромной любви — любви к Богу, любви к Торе, любви к еврейскому народу и Земле Израиля, любви к человеку и к его духовным ценностям.

 Хаги Бен-Арци

Дов ИНДИГ  25.10.71.

Дов Индиг  25.10.71.

 На снимке:

 Здравствуй, Дов! Ты, конечно, удивлен, получив письмо от неизвестной девушки. Так вот как все произошло: несколько месяцев назад моя лучшая подруга предложила мне записаться на семинар «Гешер». Если ты не знаешь, это недавно созданная группа, которая организовывает встречи религиозной и светской молодежи. В нашем кибуце мы не встречаемся с религиозными людьми, и даже в школе у нас нет религиозных учителей. Все, что мы знаем о верующих людях, это только из газет и новостей по радио. Несмотря на то, что у меня нет никакого намерения стать религиозной, просто из любопытства, я решила пойти на семинар и познакомиться с религиозной молодежью и от них самих узнать об их образе жизни. Встреча была очень интересной и увлекательной. Мы узнали очень много нового о жизни этой части нашего общества. В результате этой встречи у меня возникло много вопросов по поводу того, что я слышала и видела, но не все поняла. Вернувшись домой, я пыталась получить ответы от учителей и моих родителей, но, к сожалению, безуспешно. Все они выросли в кибуце и тоже не знакомы с другим образом жизни. Мои родители, хоть и вышли из религиозных семей в Европе, но приехали в страну детьми после Катастрофы, в которой погибли почти все их родственники. Они мало что помнят из своего детства, да и то, что помнят, объяснить не могут.

 Недавно мой отец вернулся из милуима с Голанских высот. Он рассказал мне, что познакомился с очаровательным религиозном парнем, который удивил его своими знаниями в области иудаизма. Отец рассказал мне о тебе, о том, что ты проглатываешь не только книги по иудаизму, но и научную литературу и что твои ответы очень дельные и точные. Отец сказал мне: «Вместо того, чтоб надоедать мне своими вопросами, напиши Дову, он наверняка сможет объяснить тебе все гораздо лучше меня. После нескольких дней сомнений (что вдруг писать парню, которого я никогда не видела) я решила обнаглеть и последовать совету отца. Я надеюсь, что ты сможешь уделить мне немного времени. (Я поняла, что все вы очень заняты, так как и учитесь в ешиве, и служите в армии). Вопросов после семинара у меня возникло очень много, но я не хочу свалить их на тебя все и сразу. И вообще, ты еще не дал мне своего согласия. Тем не менее я все же хочу задать тебе хотя бы один беспокоящий меня вопрос. Каждый вечер после долгих обсуждений и споров мы выходили на лужайку в Кфар-Эционе и танцевали веселые танцы под хасидскую музыку. Мы просто должны были немного расслабиться и повеселиться. Для нас — светских хасидские песни в основном были новы, но их ритмы и мелодии — прекрасны! Но как же мы были удивлены тем, что все танцы раздельные — девушки в одном кругу, а юноши — в другом. Однажды по телевизору я видела хасидскую свадьбу, где мужчины и женщины танцевали в разных концах зала. Я думала, что современные религиозные люди не придерживаются этой примитивной традиции. При равноправии женщин это разделение унижает и оскорбляет нас, как будто мы грязные и нельзя до нас дотрагиваться. Я надеюсь, что моя манера выражаться не обидела тебя и не станет препятствием для нашего общения. Я пишу от всего сердца то, что я чувствую и совершенно не хотела тебя ранить.

 Ну, все, я достаточно написала для первого раза. Я надеюсь, что ты отнесешься к моему вопросу со всей серьезностью и что ты действительно готов к трудным вопросам, как об этом говорил мне мой папа.

 Заранее благодарю тебя.

 С уважением, Талья.

 16.11.71.

 Здравствуй, Талья!

 Был рад получить от тебя письмо и даже уже ждал его. Когда мы расставались с твоим папой в конце его службы на сборах, он рассказал мне, что у него есть дочь, заинтересовавшаяся иудаизмом после участия в семинаре. Я обещал ему, что если ты напишешь, то я отвечу тебе настолько, насколько я смогу. Я рос в религиозной среде, учился в религиозной школе и никогда не пробовал свои силы в сфере объяснения иудаизма светской публике. Я считаю, что это наша обязанность, и ее надо исполнять настолько хорошо, насколько это позволяют наши знания и силы. Но ведь у меня нет такого опыта. В связи с этим я прошу твоего разрешения показывать твои письма моему близкому другу, который сам вышел из светской среды. В этом году он перешел учиться из нашей ешивы в Иерусалимскую ешиву «Мерказ рав», чтоб изучать работы рава Кука.* Он читает много лекций светской публике, и я хотел бы с ним посоветоваться по поводу твоих вопросов.

 Хочу ответить на твой вопрос о раздельных танцах. Очень правильно, что ты с этого начала. Я считаю, что разделение между мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками имеет огромное значение в еврейской культуре: раздельные танцы, раздельное образование, раздельное времяпрепровождение и так далее. Западная культура за последнее время приняла совершенно противоположное направление: общие школы, общие места для публичных встреч и даже общественные пляжи, куда приходят минимально одетые люди. Когда сравнивают эти две культуры, то, мне кажется, можно понять логику разделения. В ортодоксальной среде брачные узы обычно очень устойчивы, и процент разводов довольно низок. В то же время в западном обществе — наоборот, семьи распадаются и процент разводов ужасающий. В Америке и Европе около трети пар разводятся. Вдумайся: тридцать процентов всех семей распадаются.** Мы в Израиле тоже не очень отстаем, здесь уже каждая пятая пара разводится. Это настоящая катастрофа общества — такой высокий процент распада семьи и где дети так жестоко оторваны от одного из родителей. Я верю, что есть связь между обществом, сломавшим все преграды между мужчиной и женщиной, и распадом современной семьи. Как видно, общество, заинтересованное в сохранении прочности семьи, должно соблюдать систему ограничений в отношениях между полами вне семьи. Еврейская традиция называет это скромностью. Я уверен, что эта система ничем не обижает и не оскорбляет женщин, а наоборот, именно женщины — это те, кто в выигрыше от законов скромности.

 Я думаю, что этого достаточно для первого письма. Хочу поддержать тебя в намерении продолжать писать и задавать вопросы с той же откровенность, как и в первом письме. Это меня нисколько не оскорбляет. Это твое право и, более того, обязанность сказать все, что ты чувствуешь в отношении к религиозному миру, с которым ты столкнулась. Буду рад, если расскажешь о вашем хозяйстве, о твоей учебе и, особенно, о том, что вы учите по иудаизму.

 С уважением, Дов.

*) Рав Ицхак Авраам Кук — был первым главным раввином на Земле Израиля (1921 — 1935 гг.). Он считается отцом религиозного сионизма.

*) Процент разводов, о которых говорит Дов, относится к началу 70-х годов прошлого столетия. В наше время говорится о 50 процентах разводов в Северной Америке и около 70 процентах в странах Скандинавии. Процент разводов в Израиле в 2002 году составлял 32. (Прим. ред. книги).  

 28.11.71

 Здравствуй, Дов!

 Я была очень рада быстрому ответу и твоей готовности отнестись серьезно к незнакомой зануде. Что касается твоей просьбы посоветоваться с другом, который стал религиозным, то е согласна. Только прошу, чтобы ты никому не показывал моих писем. Я разрешаю только советоваться по поводу моих вопросов. Но письма — это только тебе.

 Хочу поспорить с тобой по поводу раздельных танцев на семинаре «Гешер». Мне кажется, что ты не ответил на мой вопрос по существу. Я тебя спрашиваю о танцах молодежи, старшеклассников, а ты мне пишешь о семье и о процентах разводов. Какая связь? Мы еще не женаты и, значит, не собираемся и разводиться. Я согласна с тобой, что положение семьи в современном мире вызывает беспокойство. В нашем кибуце тоже есть несколько распавшихся семей. Моя подруга, у которой отец после развода ушел из кибуца, очень по нему скучает. Но какая же здесь связь с неженатой молодежью, которая хочет вместе провести свой досуг?

 У нас в школе есть кружок народных танцев. В нем занимаются и мальчики, и девочки. Ты даже не можешь себе представить, какой это кайф — танцевать вместе! Вы, религиозные просто не знаете, чего вы себя лишаете!

 Ты спрашивал об уроках иудаизма у нас в школе. Проходит это так: учим много Танаха, пять часов в неделю, историю еврейского народа и еврейскую литературу. То, что мы учим по истории, мне очень интересно, а уроки Танаха — скучные. Наш учитель довольно старый, он все время проводит сравнения между Танахом и древними писаниями Египта и Вавилона. Сейчас мы изучаем книгу Йова, в ней очень много трудных слов. Я могу прочитать целую главу и ничего не понять. Наш учитель объясняет каждое слово, основываясь на древние семитские языки. Мне это абсолютно не интересно. Как раз рассказ в начале книги довольно интересен, но странен. Как может быть, чтобы Б-г послал такие тяжелые испытания такому праведнику, как Йов только для того, чтобы проверить его? Мне это представляется нелогичным и несправедливым. Я спросила нашего учителя об этом, но он дал очень сложный ответ, из которого я ничего не поняла. Может быть, ты мне сможешь объяснить странное поведение Бога?

 Мои подружки уже сердятся на меня, так как свет на моем столе мешает им спать.

 P.S. Как зовут друга, с которым ты советуешься?

 Спокойной ночи. Талья.

 9.12.1971.

 Здравствуй, Талья!

 Решил ответить тебе еще до Хануки, чтобы в каникулы ты смогла прочитать и ответить на мое письмо. Прежде всего, хочу отреагировать на твое удивление, вызванное моим мнением о разделении. Ты спрашиваешь и, как будто бы, справедливо, какая связь между устойчивостью семьи, процентом разводов и современными танцами нашей молодежи, ведь поведение человека в обществе до женитьбы и после нее может быть разным. Когда я был старшеклассником, и тема общих танцев в «Бней-Акиве» (молодежное религиозное движение — прим. ред. перевода.) очень живо обсуждалась, то я тоже не был уверен в том. что правильно, а что нет. С этим вопросом я обратился к одному из моих воспитателей в ешиве «Натив Меир». Он не только большой знаток Торы, но и вообще очень образованный человек. Он предложил мне ознакомиться с книгой «Социальная психология». Там я прочитал очень интересную вещь. Все исследования в этой области основываются на утверждении, что привычки и манера поведения в подростковом возрасте формируют поведение человека на всю жизнь. Так же в книгах по этике, которые я читаю, таких, как «Письма Элиягу» рава Деслера, или «Алей шор» рава Вольва, подчеркивается связь между тем, чему учились и что делали люди в молодости, и поведением, и образом жизни взрослого человека. (Не пугайся всех раввинов, которых я упоминаю, может, когда-нибудь у тебя будет возможность изучать их труды. Тогда ты удостоверишься, насколько умны и логичны их высказывания).

 Неужели ты действительно считаешь, что человек, привыкший к совместным танцам или купаниям, откажется от своих привычек на следующий день после свадьбы? Ты действительно считаешь, что человек, который до свадьбы менял подругу или друга так же часто, как меняют обувь или носки, в один момент изменит свои нравы и привычки? Ведь ты тоже согласна с тем, что смешанное общество, в котором есть интенсивное общение семейных людей разного пола может пошатнуть прочность семейной ячейки. Короче, если ты согласна, что законы скромности и разделения между мужчинами и женщинами важны для сохранения прочной семьи, то ты должна признать, что к этому нужно привыкать еще до женитьбы. Я был рад узнать, что ты учишь много Танаха. Я тоже стараюсь постоянно учиться, хотя бы одну главу в день. Я согласен с тобой, что изучать Танах, как изучают археологическую находку, действительно, скучно. Для меня каждая глава, каждая строчка Танаха говорит, что я должен сделать и как должен жить настоящий еврей в данном месте и в данное время. Таков мой подход к изучению Танаха. Для меня это не только произведение древней литературы, но и книга жизни, потому что я верю, что в нем открывается слово Б-жье, которое вечно так же, как и сам Всевышний. Так же и душа человек вечна, так как он сотворен по образу и подобию Божьему. Многие разделы Танаха говорят о Б-жественной сути души: «Нер а-Шем — нишмат адам!» — «Б-жья свеча — душа человека». «Хелек Элоhа мимеаль» — «Божественная частица в нас — свыше!».

 Это, с моей точки зрения, и есть ответ на твой вопрос об испытании Йова. Мудрецы (благословенна их память!) учат наш, что человеческая жизнь в этом мире — это, своего рода, коридор в мир грядущий, где душа вечна. Боли и страдания, посланные нам Всев-ним через и испытания в этом мире, обязывают нас возвысится, перебороть наши слабости, обнаружить силу нашей веры. Все это укрепляет нашу душу, или, на языке мудрецов, «увеличивают наши заслуги в другом мире». Это вознаграждение — не внешнее проявление, отдельное от души, вроде компенсации или утешения, а качество, уровень нашей вечной жизни. Оно определяется глубиной нашей веры.

 Ну, хватит написал достаточно. Ночь почти закончилась, и скоро придут будить на утреннюю молитву, я должен хоть немного вздремнуть, а то не смогу завтра учиться.

 С уважением, Дов.

 P.S. Моего друга, с которым я советуюсь, зовут Хаги Бен-Арци.

 22.12.71.

 Здравствуй, Дов! Во время ханукальных каникул у меня было много свободного времени, и я перечитала твои письма несколько раз. Я была удивлена, что ты читаешь книги по психологии. Я думала, что в ешиве ты читаешь только святые книги.

 Согласна с тобой, что есть связь между поведением человека до женитьбы и образом жизни семейных людей. Но в отличие от тебя я не согласна, что есть что-то неправильное в смешанном обществе. Ты действительно считаешь, что распад семьи происходит из-за совместного купания в море? Ты действительно считаешь, что причина разводов — вечеринка с веселыми танцами? Эти вещи вносят только радость в нашу жизнь, которая нам так необходима. Даже на семинаре «Гешер» был лектор, который говорил о важности радости в хасидском движении. Каждый вечер мы с упоением пели песню (мне кажется, что она принадлежит раби Нахману из Бреслава) «Большая мицва быть всегда радостным». Что плохого в жизнерадостности? Самое лучшие моменты во время летних каникул — это бассейн, а самые радостные — это народные танцы и вечера песни в нашем кибуце! Ты знаешь, отчего разводятся люди? Потому что они не подходят друг другу. Иногда — не подходят духовно, а иногда — физически. Это как раз хорошо, что те, кто не уживаются друг с другом, расстаются, не превращая свою жизнь в бесконечный ад! Может быть, низкий процент разводов среди религиозных людей, как раз указывает об уходе от смелого преодоления настоящих проблем брака. Это происходит из-за боязни общественного мнения, которое осуждает разведенных людей. Я утверждаю, что разведенные могут быть прекрасными людьми, которые просто не нашли пару, подходящую их характеру и личности. В таких случаях, я считаю, лучше расстаться, чем затушевывать проблемы.

 Ну, всё, у меня уже мурашки от этой темы. К счастью, я живу в чудесной семье, и мои родители прекрасно уживаются друг с другом, кроме незначительных ссор там и сям.

 Я передала твой ответ об испытаниях Йова нашему учителю по Танаху. Он просто рассмеялся над твоим ответом и сказал, что в книге Йова нигде не упоминается грядущий мир. Йов не знает о грядущем мире, а также и автор этой книги не используют веру, как объяснение проблемы «цадик вэ ра ло» — «праведник, и тяжело ему»). Может быть, у тебя есть другой ответ?

 Должна рассказать тебе о серьезном споре, произошедшем в нашем классе до Хануки. Наша учительница по истории сказал, что она не зажигает ханукальные свечи, так как маккавеи были ревностными фанатиками и, если бы жили в наше время, то наверняка боролись против светских. Большинство учеников в классе с ней согласились. Но были и те, кто возражали, объясняя, что маккавеи боролись за независимость еврейского народа и восстановили национальное государств. И поэтому мы отождествляем себя с ними и празднуем Хануку. Это был очень серьезный спор, который длился до самой ночи. Лично я очень люблю читать о войнах маккавеев и их героизме. Но мне нечего было ответить тем, кто говорили, что маккавеи запретили бы мне ездить по субботам. Я была бы очень рада услышать твое мнение об этом.

 Завтра начинаются занятия, а у меня еще полно домашних заданий. Так что я должна закончить.

 Спокойной ночи. Жду быстрого ответа.

 Талья.

 6.01.1972

 Здравствуй, Талья!

 Вот прошла еще неделя, и завтра я еду домой на шаббат. Я не видел свою семью уже почти три недели, с Хануки. Очень соскучился. Моя мама хотела бы, чтобы приезжал домой каждую субботу, но мне тяжело отказаться от шаббатов в ешиве, которые отрывают от земных хлопот и духовно возвышают. Но почитание родителей — это заповедь Торы, поэтому я через каждые две-три недели — дома.

 Не могу ответить на твои вопросы из личного опыта, потому что, так же, как и ты, я не женат. Основываюсь только на книги о морали и этике, которые читаю, и на беседы воспитателей ешивы. (Один из них — психолог по профессии. Его беседы с нами опирались не только на традиции иудаизма, но и на научные труды по психологии). Во всех наших книгах об этике человеческих взаимоотношений всегда упоминается высказывание мудрецов из Талмуда: «Эйн апотропус леарайот» — «Нет покровителя (оправдания) распутству!». Смысл этого выражения в том, что никто не может на себя положиться в том, что касается сексуальных инстинктов. И поэтому по Галахе (свод еврейских религиозных законов) нам запрещено испытывать себя в этом плане и рекомендуется избегать компрометирующих нас ситуаций. Ты думаешь, что начальник, который остается на работе допоздна со своей секретаршей, не сможет почти случайно оказаться с ней в романтической связи? Ты думаешь, что мужчина, который ходит в спортзал, и каждый раз встречает там полуголую красавицу, не может оказаться у нее в постели? «Эйн апотропус леарайот» — снова и снова предостерегают нас мудрецы! Нельзя подвергать себя испытанию, которое может быть нам не под силу, и привести к трагедии, чаще всего — к разрушению семьи. Ты пытаешься нарисовать невинную картину танцующих и поющих вместе людей. «Что в этом плохого?» — правильно спрашиваешь ты. Но давай не будем наивными. Ты ведь знаешь, что этим не заканчивается. Сегодняшнее западное общество (а израильское общество тоже часть этой культуры) пришло к вседозволенности во всем, что касается взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Вся мировая литература в своих романах описывает этот процесс перехода от простой и невинной дружбы — к измене. Только недавно я прочитал роман русского писателя Бориса Пастернака «Доктор Живаго». Хаги посоветовал мне посмотреть и фильм по этой книге, но после небольших сомнений я решил довольствоваться только книгой. Она прекрасно показывает, как измена может родиться из мелочей, которые выглядят, на первый взгляд, абсолютно невинными.

 Как видишь, Талья, не получается плясать на двух свадьбах одновременно. Невозможно, чтобы был важен институт семьи и в то же время допускалась свобода нравов, как ее понимает западная культура. Это прописная истина. Там, где нарушены законы скромности, рушатся семейные устои, и количество разводов растет с устрашающей быстротой.

 Твой вопрос о маккавеях вернул меня к книге по истории, чтоб освежить в памяти события, произошедшие в период их восстания. Я взял книгу Дубнова о периоде Второго храма. (Это одна из серии 8 или 9 книг обо всей истории еврейского народа). И выяснилась интересная вещь. Борьба между теми, кто в той или иной степени восприняли греческую культуру, и теми, кто остался верен еврейской традиции, продолжалась по меньшей мере 150 лет до восстания маккавеев. (От завоеваний Александра Македонского — греческого лидера, покорившего почти весь Древний мир и принесшего греческую культуру на Землю Израиля). Это была борьба культур, которая вначале носила мирный характер, пока приверженцы греческой культуры действовали путем убеждения и объяснений. Это полностью изменилось в период правления Антиохуса (четвертого из династии Антиоха). Он пытался силой навязать еврейскому народу греческую культуру, и это сопровождалось строжайшими запретами соблюдения обрядов еврейской религии, которые называются в еврейской традиции «запретами Антиоха». Книги маккавеев рисуют ужасающую картину убийства детей и женщин, совершивших обряд обрезания; убийства стариков только за то, что они изучали Тору. Дубнов пишет, что из книг маккавеев и из других источников видно, что часть евреев-эллинистов, видимо, сотрудничала с Антиохом, поддерживала запреты и доносила на евреев, которые тайно выполняли обряды. Подумай, насколько ужасно то, что евреи выдавали своих братьев, которые всего-навсего хотели учить Тору и сохранить наше духовное наследие! Вот тогда и вспыхнуло восстание маккавеев. Это было оправданное страшное и жестокое восстание против насаждения эллинизма. Восстание, которому не было подобных. Маккавеи боролись за религиозную свободу, поэтому именно у тебя и есть все причины отождествлять себя с ними и зажигать ханукальные свечи, празднуя их победу. Это победа свободы над насилием; победа верности над предательством; победа храбрости над трусостью! Неужели ты не веришь в эти ценности? Да, они учили Тору, соблюдали субботу, ели только кошерную еду в соответствии с еврейскими традициями. Но до тех пор, пока греки не стали насаждать ассимиляцию, маккавеи никого не трогали и никоим образом ни в чем не ограничивали своих братьев, которые ели свинину и оскверняли субботу.

 В любом случае, благодаря твоему вопросу мне посчастливилось освежить свои знания о восстании маккавеев, и праздник Хануки в этом году был для меня более значим, чем в предыдущие году.

 Мне надо заканчивать, так как скоро начинается утренняя молитва. (В эту ночь я с еще десятью парнями остался учиться. Это, по обычаю ночной учебы в ешиве, называется «дозор». После этого мы молимся прямо с восходом солнца молитву «ватикин»).

 Продолжение нашей дискуссии по книге Йова я откладываю до следующего письма, которое, надеюсь, придет скоро в зависимости от твоего ответа. В этот раз я прощаюсь с благословением доброго утра и хорошей субботы.

 Дов.

 18.01.72.

 Здравствуй, Дов!

 Как только получила от тебя письмо, хотела сразу же тебе ответить. Но у нас были серьезные экзамены, что заставило меня несколько дней повременить с ответом. Надеюсь, что ты не научишься этому от меня и продолжишь отвечать мне без промедления и отговорок. Твои письма очень интересные, и я с нетерпением их жду.

 С сожалением прочитала, что ты решил не смотреть «Доктор Живаго». Это прекрасный фильм о настоящей и большой любви. Я не понимаю, что плохого в любви между женатым мужчиной и замужней женщиной. Да, иногда это заканчивается разрушением семей влюбленных, но я верю, что любовь — это самое большое и важное в жизни. Ты считаешь, что есть что-то большее, чем любовь? Человек должен следовать за своей любовью, даже если это отдаляет его от других очень важных вещей.

 Я предполагаю, что ты знаешь, что в наш кибуц для поддержки Государства Израиль после Шестидневной войны приехало очень много волонтеров из разных стран мира. Несколько кибуцников влюбились и поженились с волонтерами, уехали из страны и живут со своими любимыми. У нас в кибуце было много споров вокруг этих пар, покинувших кибуц и страну. Были многие, которые позорили и даже проклинали их. Но лично я их поддерживаю, так как считаю, что нет ничего дороже любви. Дов, прошу тебя не отходить от ответа и честно и откровенно написать свое мнение обо всем этом. Может, ты считаешь, что есть что-то более важное, чем любовь, ради чего стоит пожертвовать этим чувством. На этот раз я довольствуюсь коротким письмом, так как завтра у меня экзамен по математике, а я, такая лентяйка, еще даже не начала готовиться. Так что до свидания!

 Талья.

 30.01.1972.

 Здравствуй, Талья!

 Сейчас вернулся из столовой ешивы, где мы проводили седер Ту-Бишват. Это особая трапеза в честь освящения плодов и фруктов Земли Израиля. Весь вечер был посвящен только этому — толкованию и объяснению слов Торы, Талмуда и Агады о Земле Израиля. Был приглашен лектор, который рассказывал о прибытии евреев в Эрец Исраэль в Средние века. Было что-то очень волнующее в его лекции, что нашло глубокий отклик в наших душах. В Средние века Эрец Исраэль была опустошенной, в развалинах и небольшим еврейским населением. Несмотря на это, даже в самые тяжелые времена евреи продолжали приезжать в Эрец Исраэль, в том числе и такие известные знатоки Торы как Рамбан, рабби Йегуда hа-Леви, рабби Ехиэль из Парижа, рабби Овадия из Бартанура и многие другие. Такая невероятная преданность евреев своей древней родине, несмотря на столетия, проведенные в изгнании! Лектор упомянул книгу профессора Динура «В борьбе поколений», которая содержит обширный материал на эту тему. В ближайшие каникул, может быть, в Пурим я, с Божьей помощью, собираюсь пойти в Национальную библиотеку и взять эту книгу. В следующем письме расскажи мне немного, как у вас принято отмечать Ту-Бишват (весенний праздник «Новый год деревьев»).

 Ты меня подтолкнула говорить на тему «любовь», и я не собираюсь от нее увиливать. Я, как человек верующий и соблюдающий мицвот (заповеди), никогда не женюсь на нееврейке, даже если полюблю ее. Я, как верующий человек, никогда не заведу роман с замужней женщиной, какой бы прекрасной они ни была. Для меня преданность Всевышнему, в которого я верю, и Торе, которую Он нам дал, преобладает над самым сильным чувством любви. Рассказ о жертвоприношении Ицхака из книги «Бытия» (Берешит) — это самый яркий пример того, как любовь и преданность Б-гу берут вверх.

 Я понимаю, что не верующему в Б-га человеку трудно принять такое предпочтение, но, с другой стороны, человек верующий не может не согласиться с этим принципом. Б-г, который создал нас и научил, как жить, чтобы достойно выполнять нашу миссию в этом мире, миссию человека и еврея, предостерегает нас не поддаваться чувствам и страстям. Два раза в день религиозный еврей произносит молитву «Шма, Исраэль!», в которой говорится: «И не будете вы блуждать, влекомые сердцем (чувствам) и глазами вашим (красота)… И тогда будете святы, как обещал вам ваш Б-г!». Я уверен, что вы знакомы с молитвенником и молитвой «Шма!». В соответствии с вышесказанным святость означает преданность человека Б-гу путем преодоления чувств, наклонностей и желаний, которые могут привести его на путь, противный Торе.

 Талья, я не думаю, что тот, кто следует своим чувствам, счастливее других. В конце концов, любовь заканчивается под влиянием времени и повседневности. И что тогда? Будет искать новую любовь, которая тоже устареет по прошествии нескольких месяцев. Так втягивается из одного романа в другой, от любви к любви без якоря, без всякой стабильности. В Америке, где такое мировоззрение очень принято, есть люди, которые разрушали семью во второй, третий, четвертый раз … Ты думаешь, что эти люди счастливее тех, кто остался верен своей первой любви, которые не ищут приключений и новых чувств, а строят общее «здание», в котором, по моему мнению, есть настоящая любовь, намного более сильная, чем порхание с цветка на цветок. Да, верность единственной женщине требует многого: последовательной работы, полной отдачи и преданности. Но я верю, что в конечном итоге это и есть настоящая любовь, а не проходящее чувство влюбленности — сегодня к одной женщине, а завтра — к другой. Недавно я прочитал книгу известного американского психолога, в которой представлено именно такое мировоззрение. Книга называется «Искусство любить», автор Эрих Фромм. Я очень рекомендую тебе ее прочитать. Он тоже делает различие между поверхностным, сиюминутным чувством влюбленности, лишенном значимой глубины, и истинной любовью, которую двое людей строят вместе, как результат многолетнего продолжительного труда. Э. Фромм подвергает серьезной критике западную культуру, которая приравнивает поверхностную романтическую влюбленность к истинной глубокой любви, требующей продолжительных усилий. Естественно, что у этой настоящей любви, строящейся вместе, есть подъемы и спады, кризисы и разочарования. И вместе с тем она поднимает людей на вершину счастья. Тот, кто отчаивается после каждого кризиса, тот, кто в каждую трудную минуту ищет жалости и сочувствия у другой женщины, тот, безусловно, не сможет пожать плоды настоящей любви.

 Большая мудрость еврейского Закона состоит в том, что он старается предупредить ситуации, в которых человек будет разрываться между любовью и законами Торы. И делается это, кроме всего прочего, возведением «заборов скромности», о которых мы уже с тобой говорили. Если свести к минимуму контакты женатых мужчин и замужних женщин, то снижаются и шансы развития таких отношений, которые могут привести к разрыву со своей парой. То же самое касается контактов между евреями и неевреями. Как известно, умный человек старается не попадать в сложную ситуацию, которую подчас с трудом могут разрешить даже десять мудрецов.

 Я еще должен ответить тебе на вопрос о книге Йова. Думаю, что твой учитель Танаха прав в том, что мир грядущий в этой книге не упоминается. Но, мне кажется, что в том-то и есть проблема Йова, что он не верит в вечность души после физической смерти человека. Он представляет смерть как полный конец человека: «Человек, рожденный женщиной, скуден днями и пресыщен скорбью. Как цветок, он появляется и вянет, и убегает, как тень и не устоит». («Йов», йуд далет). В отличие от человека у дерева есть надежда: «…если срублено будет, снова оживет и побеги его расти не перестанут». Я утверждаю, что книга «Йов» вошла в Танах, чтобы показать, к какому отчаянию может прийти человек, не верящий в мир грядущий и вечную жизнь после смерти. Без этой веры действительно нет справедливости, нет заслуженного вознаграждения и наказания, и тогда вообще нет смысла, как говорится в книге «Коэлет» («Экклезиаст») — «все суета сует». Вера в мир грядущий полностью меняет отношение человека к своей жизни. Жизнь в этом мире — это только короткий отрезок вечной жизни Б-жественной души человека. Видеть только один отрезок, это значит видеть совершенно ошибочную картину. Представь, что тебе показывают, как пять человек режут тело маленького ребенка. Ты бы была просто в шоке! Но на самом деле это отрывок из фильма о том, как пять врачей борются за жизнь тяжело больного младенца. По-моему, вопль Йова рождается именно от того, что он не видит всей картины в целом. Но он успокаивается после того, как Б-г открылся ему и раскрыл секрет вечной жизни. Самостоятельно, только пользуясь своим разумом, человек никогда не может раскрыть этот секрет. Для того, чтобы увидеть полную картину, нужно Б-жественное откровение. Приведи этот ответ своему учителю Танаха и напиши мне его реакцию.

 Уже очень поздно, и усталость дает о себе знать. Думаю, что я дал тебе достаточно пищи для размышлений. Жду ответа!

 Дов.

 15 .02.72

 Здравствуй, Дов!

 Я просто завидую тому, как вы праздновали Ту-Бишват! Вы, религиозные, умеете устроить замечательную трапезу при любой возможности. А мы, напротив, в Ту-Бишват тяжело работали. Нас взяли на посадку деревьев на какой-то голой горе в Верхней Галилее. Целый день работали почти без перерыва. Каждый успел посадить десятки саженцев. Награда была после полудня. Мы устроили прекрасный пикник в небольшом красивейшем ущелье, в котором протекал ручеек. Мы привезли с собой полно еды, сделали барбекю, и некоторые из нас даже прыгали с утеса в воду. Для меня это слишком страшно, поэтому я отказалась в этом участвовать, но были девочки и смелее меня.

 Счастье, что у нас нет раввинов, как у вас в ешиве, а то во время пикника они бы провели какой-нибудь урок об Эрец Исраэль. Учителя, сопровождавшие нас, насладились выходным днем. Непохоже, что у них было желание нас чему-то учить.

 И на этот раз, когда я привела твой ответ учителю Танаха по поводу книги Йова, он покатился со смеху. Он сказал, что согласен с тем, что Йов не верит в жизнь после смерти, но он не согласен с тобой в том, что в конце книги у Йова появляется вера в мир грядущий. Йов покорился только потому, что понял, что ему не дано понять действия и истинные намерения Всев-него. Перелистывая «Книгу Йова» на уроке Танаха (так или иначе я не очень-то слушаю учителя), я действительно убедилась в том, что в конце книги Йов ничего не говорит о мире грядущем. Он только произносит какую-то странную, на мой взгляд, фразу: «Поэтому отвратительны мне (слова мои) и раскаиваюсь я во прахе и пепле». Как ты понимаешь это предложение?

 Я очень горжусь собой, что не поленилась пойти в библиотеку и взяла книгу, которую ты мне посоветовал — «Искусство любить». Начала читать ее вечером и не могла оторваться, пока не закончила, в два часа ночи. Назавтра я спала на всех уроках. Книга действительно захватывающая. Я думаю, что Фромму удается убедить читателя в том, что поверхностное чувство влюбленности и настоящая любовь — это две разные вещи. Мне нравится его высказывание, что мы влюблены во влюбленность, а не в любовь. Он действительно побуждает меня к размышлениям о нашей жизни. Не становится ли у нас второстепенное — главным, а главное — второстепенным. Но некоторые разделы книги вызвали у меня внутренний протест. Это, конечно, прекрасно — прилагать усилия и работать над укреплением отношений семейных пар, но что, если это не срабатывает? Что, если они просто не подходят друг другу? Тогда все усилия впустую. Почему бы сразу не разрушить такие отношения, а не тратить годы на то, что не работает?

 Моя мама мне однажды сказала, что в религиозном мире предвзятое отношение к разведенным, поэтому там не приняты разводы. Так что же предпочтительнее по-твоему — жить в непрекращающемся аду с неподходящей парой или развестись и попробовать построить новые отношения с другим человеком? В любом случае я очень тебе благодарна за совет прочитать эту книгу. Буду рада получить от тебя рекомендации других книг, которые ты читал. (Но не книги раввинов).

 Жду ответа.

 Спокойной ночи! Всего хорошего!

 Талия!

 25.02.1972

 Здравствуй, Талия!

 Хаги (мой друг, с которым я советуюсь по поводу твоих писем) приехал к нам в гости в ешиву. Он сказал, что скучает по друзьям, с которыми учился и служил в армии в течение четырех лет. Он останется с нами на «шаббат захор» до «Шушан Пурим» (шаббат до Пурима называет шаббат захор, потому что в этот шаббат читают главу Торы, которая призывает нас: «Помни — захор — что сделал тебе Амалек!». «Шушан Пурим» — это день празднования Пурима в Иерусалиме). Потом Хаги вернется в «Мерказ hа-рав» праздновать Пурим в Иерусалиме. Я много разговаривал с Хаги о книге Йова и о вопросах, которые ты задаешь. Хаги указал мне, что Рамбам в своей книге «Путеводитель заблудших» слова «прах и пепел» объясняет, как относящиеся ко всему материальному в этом мире. Когда Йов произносит ту фразу, о которой мы с тобой говорили, он имеет в виду, что нет особой важности в жизни физического тела человека, а ценна только вечная жизнь его души. На языке Рамбама это называется «разумом». Мы искали источники толкования Рамбама и нашли несколько разъяснений, которые объясняют это выражение Йова таким же образом.

 Ой, я начинаю тебе писать, как будто ты училась в ешиве! Извини, что не сделал отступление о Рамбаме. Примерно 800 лет назад он был лидером евреев Египта, крупным религиозным авторитетом, философом и врачом. Его книга «Путеводитель заблудших», о которой я упоминал раньше, это одна их его серьезнейших философских работ. На нее ссылаются еврейские мудрецы всех поколений. В ешиве мы изучаем много трудов Рамбама. А Хаги к тому же изучает много книг и по философии. А вы в школе учите что-либо о Рамбаме и его книгах?

 Очень рад, что ты, как и я, восторгаешься книгой Э.Фромма «Искусство любви». Для меня это тоже одна из важнейших книг, прочитанных мною. Я понимаю, что Э.Фромм не утверждает, что надо на всю жизнь непременно оставаться с тем, кто тебе не подходит. Еврейский закон тоже не настаивает на этом. Он не только разрешает разводы, но в некоторых случаях даже обязывает развестись. Главный вопрос, который поднимает Э.Фромм, это — как реагировать на трудности и кризисы, которые случаются в каждой хорошей семье? Сломаться, убежать и искать новую любовь, или выстоять и стараться строить дальше, обнаруживая новые силы? Проще всего сдаться и сказать: «Не получилось!» вместо того, чтобы собрать все душевные силы и преодолеть трудности. Я верю, что именно преодоление трудностей поднимает нас на более высокий уровень любви! В книге «Искусство любви», как ты наверняка помнишь, есть глава, где Фромм говорит, что иногда побег от брака происходит не из-за объективных проблем, из-за постоянного поиска новых чувств и ощущений. После нескольких лет жизни с одним и тем же человеком становится повседневностью. Тогда и появляется необходимость в том, чтобы опять пережить чувство первой влюбленности. Это чувство трудно заново пережить со знакомым и «скучным» человеком. Это приводит к измене. Не трудности приводят к измене, а измена создает новые проблемы, приводя к разводу. На мой взгляд, Фромм не предлагает особого выхода из насущной проблемы. Но в иудаизме есть прекрасное, необыкновенное решение этого.

 Ты сейчас заинтригована и хочешь скорее узнать, что же это за удивительное решение, о котором я говорю? Но я оставлю тебя в неведении до следующего письма. Просто я умираю от усталости, уже почти три часа ночи. Весь вечер разговаривал и учился с Хаги. Завтра — шаббат захор. У нас в ешиве в этот шабат принято танцевать допоздна. Мне надо немного поспать, чтобы были силы на танцы.

 Спокойной ночи! Будь благословенна!

 Дов.

 27.02.72.

 Здравствуй, Дов!

 Еще не получив от тебя ответа, я снова пишу тебе. Под впечатлением книги Э.Фромма я забыла отреагировать на твое последнее письмо, написанное в Ту-Бишват. В нем было кое-что, задевшее и обидевшее меня. Ты пишешь, что как человек верующий, ты не можешь следовать своей любви и жениться, например, на нееврейке. Я тоже себя определяю как человека верующего, я тоже верю в Б-га. Но Б-г, в которого верю я, наделил людей чувствами, и Он, несомненно, хочет, чтобы мы следовали им. Ведь так Он нас создал, так почему же говорить «нет» нашим естественным чувствам? Б-г, в которого верю я, хочет, чтобы мы были верны наше природе, а не следовали каким-то странным утверждениям раввинов тысячелетней давности. Что ты думаешь о такой вере? Я знаю, что твоя вера отлична от моей, но я не согласна, чтобы меня определяли как неверующего человека.

 Жду ответа на это и предыдущее письмо.

 До свидания!

 Талия.

 3.03.72.

 Здравствуй, Дов!

 Сегодня получила твое письмо, которое меня очень рассердило. Ты интригуешь меня и оставляешь в неведении до следующего письма. Ты пишешь, что иудаизм предлагает решение проблемы обыденности в браке, но не раскрываешь, в чем суть. Это не честно! Я пыталась угадать, что ты имеешь в виду, но ничего «необыкновенного» мне в голову не приходило. Может, ты имеешь в виду какую-то особую молитву, которую, читают перед сном? Я очень тебя прошу больше не оставлять меня в неведении и скорее ответить.

 Твоё объяснение книги Йова начинает мне нравится. Значение слов «прах и пепел», как относящихся к нашей земной жизни, кажется мне справедливым и правильным. Я еще не успела поговорить об этом со своим учителем Танаха. Предполагаю, что он опять покатится со смеху! Возможно, он скажет, что мидрашим — это не прямое толкование Танаха. Есть иудаизм Танаха и есть иудаизм мудрецов. Так он всегда говорит.

 Между прочим, есть хорошие новости, которые ты рад будешь услышать. Я с еще одной подружкой собираюсь на семинар «Гешер», который будет проходить в Песах. Я чувствую, что участие в этом семинаре в Суккот открыло для меня форточку в очень интересный мир, ранее мне не знакомый. Семинар пробудил во мне большое желание учить иудаизм, так же, как и твои письма. Каждое твое письмо открывает мне что-то новое, дает мне пищу для размышления. Так что на Песах я буду в Кфар-Эционе. До этого я надеюсь получить от тебя хотя бы одно письмо (сейчас ты мне должен ответить на два письма).

 С благословением,

 Талия.

 13.03.72

 Здравствуй, Талия!

 Я действительно очень обрадовался, узнав, что ты записалась на еще один семинар «Гешера». Знай, что нет лучше прямого знакомства без посредников. Книги и письма могут только дополнить. Вполне возможно, что встретишь там Хаги. Он сказал мне, что будет инструктором на семинаре в Песах.

 Знаю, что немного повредничал, подержав тебя в неведении и ожидании. Прошу за это прощения. Просто я не был уверен, писать ли тебе о «секрете брака», так как оба мы оба еще холостые. В конце концов, я решил, что наша переписка должна быть откровенной. Ожидаю того же и с твоей стороны.

 Ты, конечно же, знаешь, что иудаизм видит в интимных отношениях между мужем и женой очень важную составляющую в строительстве и развитии семейных отношений. Если один из партнеров отказывается или не в состоянии осуществлять полноценные супружеские обязанности, это повод для немедленного развода. Несмотря на это еврейский закон запрещает супругам какую-либо физическую связь между ними примерно в течение двух недель каждый месяц. Период запрета включает в себя неделю до месячного цикла жены и еще семь дней после окончания этого цикла. Гмара (свод дискуссий и анализов текста Торы, в обиходе то же, что и Талмуд) в разделе «Нида» (так называется женщина в период запрета брачных отношений) говорит, что цель запрета — освежить интимные отношения и предотвратить их рутину и скуку. Цикличность сближения и отдаления способствует усилению желания обоих и тоски друг по другу. Пара как бы возвращается к своему добрачному периоду, их сближение снова становится волнующим и свежим. Вот как говорит об этом рабби Меир (это ближайший ученик рабби Акивы. В Талмуде сказано: «В поколении рабби Меира не было подобного ему в мудрости): «Почему Тора утверждает — «нида» на семь (дней)? Потому что привыкаешь к ней и тебе становится скучно. Тора говорит: «Будь нечистой семь дней, чтобы желанной была для мужа в час вступления под хупу!». Рабби Меир поднимает вопрос о пресыщенности и рутинности в супружеской жизни. Их можно избежать, лишь создав цикл запрета и разрешения, сближения и отдаления. Я считаю, что это прекрасный патент, который, мне кажется, не существует ни в одной другой религии! Иногда я думаю, что это еще одно доказательство того, что иудаизм базируется не на человеческой мудрости, а на Б-жественном откровении. Интересно, знала ли ты что-нибудь о «чистоте» семьи (так называется эта цикличность по еврейской Галахе)? Считаешь ли ты этот метод полезным или, по-твоему, это примитивно и устарело?

 Б-г, в которого я верю, заботится о людях и помогает им построить полноценную и счастливую жизнь. Но это при условии, что человек может преодолевать свои желания. Б-г, в которого я верю, создал человека с хорошими и плохими побуждениями. Добрые — нужно поддерживать и развивать, а плохие — подавлять и усмирять. Наши положительные намерения тоже надо уметь ограничивать и уравновешивать. «Слишком много меда — тоже плохо» — учит нас книга «Мишлей». Короче говоря, Б-г, в которого я верю, дал нам Тору, направляющую нас для идеальной жизни. Все силы и стремления, подаренные нам Б-гом, даны не для того, чтобы мы бездумно им подчинялись, а для того, чтобы мы установили равновесие и подчинили их себе. Иудаизм считает, что это и есть наибольшее испытание человека в этом мире. Ты права, это отличается от точки зрения западной либеральной культуры вседозволенности. Но такое мировоззрение неприемлемо для верующего человека, так как ни одна религия не считает, что это соответствует желанию Всев-него. Короче, я принимаю и уважаю твое желание считать себя верующим человеком. Но я уверен, что ты должна задать себе вопрос: просто так Всев-ний сотворил этот мир со всеми его возможностями или Он еще дал нам Тору, указывающую, как правильно их использовать? (Это своего рода инструкция по применению) …

 Сейчас мне понятна одна вещь — мои силы закончились, так как уже около двух часов ночи.

 С благословением, Дов!

 P.S. Несмотря на все, что я написал, я был очень рад, что ты определяешь себя как верующего человека.

 20.03.72.

 Здравствуй, Дов!

 Действительно, ты смог меня удивить. Насколько это просто и в то же время гениально: две недели «да» и две недели «нет». В общем-то это чередование базируется на природном цикле женщины, только продлевается до двух недель. Правда, я кое-что не поняла. Когда ты цитируешь рабби Мейера, который говорит, что «нида» только семь дней, откуда у тебя появились две недели? Кроме этого, зачем называть женщину «нечистой»? Ведь она находится в процессе очищения организма и подготовке к возможной беременности. Это естественный процесс, в котором нет ничего «нечистого». Здесь все в порядке.

 Я спросила свою маму, знает ли она что-то о «чистоте семьи». Она была очень удивлена и хотела узнать, где я об этом услышала. Я успокоила ее, что не учила этого в школе, а узнала из твоих писем. Мама сказала, что действительно большинство пар соблюдают это правило, но, что касается миквы (бассейн или ванна для ритуального омовения) — это, по ее мнению, устарело и не имеет никакого смысла. Она сказала, что по еврейскому закону женщине по истечении двух недель после месячных недостаточно принять ванну или душ, а нужно окунуться в микву. Точно объяснить, что такое миква, мама не смогла. Она окуналась в микву только один раз — перед свадьбой. Но я поняла, что это посещение миквы не произвело на нее особого впечатления. Может быть, ты мне сможешь объяснить, что такое миква и почему для еврейского свода законов недостаточно таким удобных и гигиеничных способов омовения женщины, как ванна или душ?

 Я не согласна с тобой, что закон о «чистоте семьи» доказывает факт дарования Торы Б-гом. По всем вероятности, Моше или какой-то другой мудрец, написавший законы Торы, был настоящим гением, придумавшим прекрасные патенты для укрепления семьи. Кто сказал, что умные вещи — это не создание человеческого разума?

 Моя подруга, с которой я еду на семинар «Гешер», просто загорелась книгами по иудаизму. Вчера она принесла мне книгу Йосефа Шехтера «От науки — к вере» и посоветовала прочитать ее перед семинаром. Родители моей подруги очень боятся, что она станет религиозной и покинет кибуц. По поводу себя — опасаться мне нечего, я очень стойкая. Но я сержусь на школу за то, что она не дает нам возможности глубже изучать иудаизм и культуру нашего народа.

 На этой воинственной ноте я заканчиваю свое письмо.

 Спокойной ночи. Отвечай быстрее!

 Талия.

 27.03.72.

 Здравствуй, Талья!

 Сейчас я пишу тебе не из ешивы, а с Конитры на Голанских высотах. Нас всех, учеников ешивы послали на разные военные базы во всех концах страны на «Операцию Песах». К этому празднику все учащиеся ешивот-эсдер кошируют кухни на военных базах. Меня послали на базу военной полиции в Конитра. Уже два дня я занимаюсь этим вместе с ответственным за кашрут. Вид здесь потрясающий — прямо над Конитрой возвышается Хермон, все еще белый от зимнего снега. На востоке простерлась долина Дамаск, вся покрытая зелеными садами. Вчера вечером заскочили в соседний кибуц «Маром Голан». Это очень красивый кибуц. Дома окружены зелеными лужайками и небольшими садами. Тихий уголок среди черных базальтовых гор Голан. Один из кибуцников, увидев религиозного парня, завел со мной небольшую беседу: «Почему религиозные не создают новые поселения на Голанских высотах? Высоты пустые, они взывают к поселенцам. Где же мицва заселения Земли Израиля?» — спрашивал он меня. Мне было неловко. Думаю, что он прав. Нужно привести на Голанские высоты тысячи поселенцев, которые наполнят их жизнью и светом.

 Сейчас я пока еще студент ешивы, служащий в армии. Но, может быть, с Б-жьей помощью, с окончанием службы удостоюсь принять участия в заселении и развитии Голанских высот.

 Твое письмо получил прямо перед «Операцией Песах». Как всегда, все твои вопросы по существу. Ты правильно обратила внимание на неделю и две недели. По Торе период отдаления между супругами обычно семь дней, и только в редких отдельных случаях он может длится две недели и больше. Позже период отдаления был продлен мудрецами. В наше время по еврейскому закону женщина должна отсчитать семь «чистых» дней после окончания месячного цикла. После этого она должна окунуться в кошерную микву и только тогда она может вступить в интимные отношения со своим мужем. Примерно две недели — это, видимо, оптимальный срок, чтобы супруги вновь соскучились друг по другу. Я не женат. Поэтому не могу подтвердить это собственным опытом. Но есть факт, который говорит сам за себя: соблюдение принципа «чистоты» сохранило еврейскую семью в течение тысячелетий, несмотря на жуткие условия изгнаний и скитаний. Этот принцип стал крепостью стабильности и счастья еврейской семьи. Очень больно, что именно когда мы вернулись в нашу страну, создали государство, экономику, израильская семья находится в кризисе, что у нас так много развалившихся браков. Не думаешь ли ты, что это связано с отступлением от религиозного образа жизни, который, по моему мнению, единственный рецепт здоровой счастливой семьи? Миква — это не что-то ужасное. Видимо, такое впечатление оказал на тебя разговор с твоей мамой. У мужчин нет обязанности ежемесячного погружения в микву. Но у еврейских мужчин принято делать это хотя бы раз в год, перед Йом Кипуром. Некоторые окунаются и в другие праздники. Я стараюсь делать это несколько раз в год. И это всегда для меня особый возвышающий опыт. Каждое мое погружение сопровождается прекрасными высказываниями рабби Элимелеха бар Шауля (когда-то он был директором образовательной части нашей ешивы). Он отождествляет погружение в микву с новым рождением. Как известно, зародыш человека находится в околоплодной жидкости, и подобно ему погружающийся в микву выходит из воды как новорожденный. Ощущение рождения, того, что после миквы ты как заново сотворенный, усиливается тем, что вода в микве дождевая, живая. Так же, как и околоплодные воды — создание Всев-него, так и миква наполнена живой водой, данной нам Творцом. Большинство микв в наше время чистые, ухоженные и не менее гигиеничные, чем бассейн в вашем кибуце. В нем ведь тоже плещутся десятки и сотни людей, но несмотря на это и ты там тоже купаешься. Благодаря современным средствам дезинфекции мы можем погружаться в чистую микву, куда не побрезгует зайти и врач.

 В любом случае таково мое ощущение каждый год перед Йом — Кипуром: чувство человека, заново родившегося, начинающего новую жизнь с чистого листа. Естественно, что миква — это часть целой системы ритуалов и молитв, которые укрепляют это чувство. Мне представляется, что и женщина, окунающаяся в микву, тоже испытывает чувство обновления, такое важно в семейной жизни.

 Завтра я собираюсь вернуться домой. По пути недалеко отсюда есть красивый ручеек. Собираюсь окунуться в него перед наступающим праздником Песах. Надеюсь услышать, как прошел ваш семинар сразу после Песаха.

 А пока — поздравляю тебя с праздником!

 Кошерного Песаха!

 Дов.

(продолжение следует)

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *