©Альманах "Еврейская Старина"
   2023 года

Loading

Жизненный опыт убеждает: не всегда семейные предания о жизни предков дают нам полную и достоверную картину. Продвинуться в поисках корней и с большей точностью получить желаемый результат позволяют архивные документы в сочетании с семейными легендами.

Любовь Гиль

ГИЛЬ, САПОЖНИК, БЕНЦИОНОВ, ГАЛЬБУРТ, ФИШМАН

Генеалогия семейств, динамика переселений, места проживания (очерки, документы, списки жителей)

Посвящаю моему мужу Михаилу Гилю

Аннотация

Глава 1

Любовь ГильО предках мужской линии моего супруга Михаила Иосифовича Гиля и наших потомков — представителях семейств Гиль и Сапожник, чьи глубокие корни в Подолии и Волыни.

Семья Давида Яковлевича Гиля, прадеда, его жены Эстер, их двух дочерей и четырех сыновей проживала во второй половине XIX века недалеко от Хмельника и в самом Хмельнике (сейчас Винницкой области). Семьи более далеких предков, по предположению, были жителями близлежащих мест, в том числе Хмельника, Чуднова, Кореца, Новоград-Волынска, Степани. .

Благодаря поискам частично стало известно о судьбах детей Давида и Эстер, в частности, их сыновей — Исаака, Бенциона, Моисея и Шмуэля. О троих из них написаны очерки.

Старший сын, Исаак Давидович Гиль, остался жить в Хмельнике, его судьба и судьба многих членов его семьи трагическая — они были уничтожены фашистами в Хмельнике.

Следующий сын, Бенцион Давидович Гиль, с женой и дочерью в начале ХХ века эмигрировал из Винницы в США, дальнейшие вехи его судьбы неизвестны.

Дед Михаила, Моисей Давидович Гиль, женился на рубеже XIX и XX столетий на девушке из Янушполя (Иванополя), Эстер Берковне Сапожник. Проживали они в Янушполе до 1930-х годов, там же родились их дети, двое сыновей — Борис и Иосиф, и дочь Марьям. О каждом из них написаны очерки.

Младший сын, Шмуэль (Шмуль, Шмиль) Давидович Гиль жил и умер в Одессе.

Наряду с историей и генеалогией семей предков повествуется об истории и генеалогии других семей Гиль, родственников или однофамильцев, местах их проживания, а также представлены списки фамилий жителей этих мест на протяжении отдельных периодов истории.

Сапожник — фамилия матери Иосифа Моисеевича Гиля, отца Михаила. Семья Сапожник проживала в Янушполе (сейчас Иванополе Житомирской области) на протяжении всего XIX века и частично в ХХ веке. Найдены предки нескольких поколений. По отношению к найденному родоначальнику наши дети — 8-е поколение. Построено генеалогическое древо семьи.

Глава 2

О предках женской линии моего супруга Михаила Иосифовича Гиля и наших потомков — представителях семейств Бенционовых/Бенциановых и Гальбурт, чьи глубокие корни в Белоруссии, в частности, в Бобруйске и Глуске.

Дед, Афраим/Эфроим Янкелевич Бенционов, и бабушка, Бася Файтелевна/Файвелевна Гальбурт, соединили свои судьбы в городе Екатеринославе в начале ХХ века, в 1907 году. Семья Бенциановых, так они были ранее записаны в Бобруйске, проживала в XIX веке на протяжении многих лет. Часть семейства переселилась в Екатеринослав, часть осталась в Бобруйске. Составлены генеалогические деревья нескольких семей, описаны известные нам события «сороковых-роковых» лет из жизни родных.

Бабушка Бася происходит из семьи Гальбурт из Глуска. Ее отец, Файтель/Файвель Израилевич Гальбурт, женился вторым браком на Ите Лейбовне Фишман. Найдены сведения о некоторых представителях родственных семей Гальбурт, выходцев из Глуска, эмигрировавших в США и Францию, проживавших до эмиграции в Одессе, Екатеринославе и Глуске.

Все главные события истории евреев Российской империи и Советского Союза коснулись всех предков моего супруга. Не обошли их стороной ни погромы, ни переселения внутри черты оседлости, ни эмиграция, ни Холокост. Это нашло отражение в написании данного повествования.

 ***

«Ничто на Земле не проходит бесследно…»

Николай Добронравов
(слова из песни)

 ***

«Хочу воскресить своих предков,
Хоть что-нибудь в сердце сберечь.
Они словно птицы на ветках,
И мне непонятна их речь…»

Булат Окуджава

 ***

«Пыльные бури у нас нередки:
В полдень темно и, как пьяные, ветки
Стучатся в окошко к нам.
А мне мерещится: наши предки,

Может быть, давние— давние предки
Мечутся по сторонам,
Ищут нас: где мы?.. Кто?.. Какие?..
Всё отчаяннее стихия…

А по спискам, книгам, писаньям
Ищут земляне росток свой ранний.
Может быть, эта пыль… Мне холодно.
Думать об этом — страшно.

Наши миры навсегда расколоты —
Дальний, сегодняшний, вчерашний.
Подайте нам весточку! Весточку! Весточку!
А по окну — веточкой…»

Софья Шапошникова «ПЫЛЬНЫЕ БУРИ, Любови Гиль»[1]

Предисловие

Жизненный опыт убеждает: не всегда семейные предания о жизни предков дают нам полную и достоверную картину. Продвинуться в поисках корней и с большей точностью получить желаемый результат позволяют архивные документы в сочетании с семейными легендами.

Если мы не располагаем достаточными подробностями из истории семей родителей, хотя бы какими-нибудь преданиями о жизни их предков, например, нам неизвестны имена, отчества и даже фамилии, то в таких случаях построить семейное дерево, узнать подробности о местах рождения и смерти, переселениях и жизненном укладе семьи чрезвычайно трудно.

Но всё же возможно продвинуться, занявшись поиском корней. Возможно!

Расскажу о ситуации, сложившейся в семье моего супруга, Михаила Иосифовича Гиля. Его родители довольно редко рассказывали о семьях, в которых родились и росли, не называли имен большинства своих предков. Когда к нам пришло желание узнать их родословную, спрашивать было уже поздно. Нам были известны лишь места рождения родителей: отца — Янушполь, матери — Екатеринослав, а также Ф.И.О. родителей Михаила, Ф.И.О. его деда — отца матери, имя его жены — бабушки. Много лет мы не могли никак узнать отчество деда по мужской линии и Ф.И.О. бабушки, его жены.

Предлагаемое читателю документальное повествование рассказывает о поиске решения этой системы с несколькими неизвестными, о частичном ответе, о попутных находках и некоторых набросках из жизни предыдущих поколений наших родственников, земляков, однофамильцев.

ГЛАВА 1

Гиль и Сапожник — предки по отцовской линии

Гиль — фамилия моего мужа, Михаила Иосифовича. Нам было известно лишь то, что Янушполь — место рождения его отца, Иосифа Моисеевича Гиля. Много лет мы не могли никак узнать отчество деда и Ф.И.О. бабушки, его жены.

К сожалению, архивные документы начала XX века местечка Янушполь Волынской губернии Житомирского уезда — места, где родились трое детей Моисея Гиля — Иосифа, отца моего мужа, его брата Бориса и сестры Марьям — не сохранились.

К нашему счастью, завеса открылась совсем недавно благодаря обнаруженной анкете в РГАЭ (архиве экономики), заполненной в Москве Борисом Моисевичем Гилем, дядей моего мужа, в 1937 году [2]. Стали известны Ф.И.О. деда и бабушки моего мужа: Моисей Давидович Гиль и Эстер Берковна Гиль, урождённая Сапожник.

Это оказалось главной зацепкой, позволившей продвинуть поиск.

Удалось установить место рождения бабушки. Эстер Берковна Сапожник родилась в Янушполе, там же жили и ее предки на протяжении долгих лет. Благодаря тому, что сохранились архивные документы синагоги местечка Янушполь с 1811 г. до 1875 г., удалось построить генеалогическое древо семейства Сапожник из Янушполя от Янкеля /Якова Сапожника — прапрапрапрадеда, для которого Михаил — потомок 7-го поколения.

Но семейство Гиль ни в одной из имеющихся записей по Янушполю обнаружено не было. Стало ясно, что корни Моисея Давидовича Гиля не в Янушполе. На следующем этапе поиск был сосредоточен на обнаружении места обитания рода Гиль и самого деда Моисея до его появления в Янушполе. Таким местом оказалась деревня Хмельникская Юридика, расположенная недалеко от Хмельника Винницкого уезда Подольской губернии. Янушполь и Хмельник расположены недалеко. Скорее всего, Моисей Давидович Гиль переселился в Янушполь, женившись на Эстер Берковне Сапожник. Удалось также установить отчество прадеда, Давида Гиля, имена его жены и их шестерых детей.

1.1.

ГИЛЬ

Происхождение фамилии Гиль

Фамилия Гиль встречается не только у евреев, а и у многих европейских народов, в основном, у испанцев, англичан, немцев, поляков, белорусов, украинцев.

Есть несколько версий о происхождении фамилии Гиль у евреев:

1. Имя Гилель было распространено в разных еврейских общинах диаспоры. Оно происходит от знаменитого еврейского религиозного авторитета — Гилеля.

«Гилель (3648—3768 / 112 г. до н.э. — 8 г. н.э.) — один из величайших еврейских мудрецов всех поколений. Был главой Санхедрина в течение 40 лет, с 3728 г. (32 г. до н.э.) и до последних дней своей жизни.

Гилель родился в Бавеле (Вавилоне) и там прожил первые сорок лет. Несмотря на происхождение из рода царя Давида, он был крайне беден и зарабатывал на жизнь тяжёлым ремеслом дровосека. В 3688 г. (72 г. до н.э.) Гилель отправился в Землю Израиля, чтобы изучать Тору у величайших мудрецов. Он принял устную традицию от Шемаи и Автальона (Авот 1, 12)», [3].

Имя Гилель на протяжении веков приобрело и другие варианты — Гиль, Гиля, Гилько, Гило. Среди евреев Подолии и Волыни имя встречалось неоднократно, намного чаще, чем фамилия. В Российской империи при принятии фамилий в начале XIX века некоторую часть фамилий записывали просто именем.

2. На иврите одно из значений слова «гиль» — радость, ликование, веселье. Не исключено, что у какой-то части евреев, переселившихся после изгнания из Испании в Турцию, Голландию, Польшу и другие страны имя Гиль восходит к значению этого слова на иврите. Как известно, некоторые потомки испанских изгнанников из этих стран переселялись и в Российскую империю, где имя первого записанного из рода в начале XIX века становилось фамилией. Кстати, сегодня в Израиле имя Гиль — распространенное.

3. Заимствование у других народов, среди которых проживали евреи.

В списках «Яд ва-Шем» зафиксировано 287 записей о носителях фамилии Гиль:

54.7% из Польши, 19.9% из Украины, 11.8% из Белоруссии, 7.3% из Румынии, 3.1% из России, 2.1% из Литвы, 0.7% из Латвии, 0.35% из Германии.

Некоторые места в этих списках указаны в соответствии с их предыдущей принадлежностью Польше и Румынии. Как известно, западные области Украины и Белоруссии, а также Молдавия позднее вошли в состав СССР.

Что было известно

Мой муж, Михаил Иосифович Гиль, родился в городе Харькове в 1941 году.

Отец моего мужа, Иосиф Моисеевич Гиль (1906, Янушполь — 1978, Харьков).

Дед моего мужа — Моисей Гиль. Дата и место его рождения точно не были известны, считалось, что родился он в первой половине 1870-х гг. Было известно, что он ушел из жизни в 1937 г. в Краматорске. О его жене было известно лишь то, что она жила с мужем и детьми в Янушполе, а позднее в семье ее дочери Марьям Моисеевны Гиль-Ивницкой в Бердичеве, Краматорске и Электростали Московской области, скончалась в 1943 г. в Электростали.

Что стало известно

После обнаружения анкеты 1937 г., заполненной Борисом Моисеевичем Гилем, стало известно отчество дедушки Михаила и соответственно имя его прадеда, а также Ф.И.О. бабушки.

Дед Моисей Давидович Гиль родился примерно в 1874 г.

Бабушка моего мужа — Эстер Берковна Сапожник (1872, Янушполь — 1943, Электросталь).

Фото 1: Лист из анкеты Бориса Моисеевича Гиля, Москва, 1937 г.

Фото 1: Лист из анкеты Бориса Моисеевича Гиля, Москва, 1937 г.

Затем благодаря записям из архивов мы начали составлять родословную семейства Гиль.

С установлением родословной семейства Сапожник повезло больше. Архивные документы Янушполя начиная с конца XVIII века по 1875 год сохранились, что позволило проследить за многочисленным семейством Сапожник из Янушполя за длительный период, начиная с 1811 г.

Новый шаг в поиске передков ветви Гиль

Недавно на сайте JewishGen появились новые данные о евреях Украины. Набрав фамилию Гиль, получила интересующую меня информацию, в ней указан первоисточник:

154 rev | List ofJews, GAKhmo — Государственный Архив Хмельницкой области, 227/ 3/ 446;

«Ревизские сказки, Украина, 1884 г., Литин (Подолия), семья Гиль, глава семьи Дувид Янкелевич, скотопромышленник из деревни Хмельникская Юридика Литинского уезда».

Также обнаружена соответствующая запись из архива.

Хмельникская Юридика включена в список поселений Хмельникской волости Литинского уезда Подольской губернии, [4].

Что же означает слово «юридика»? Ответ находим здесь:[5].

Юридики возникли в ВКЛ — в Великом княжестве Литовском еще в XV веке,

«…как административно независимые, обособленные части городов и предместий, на которые не распространялась административная и судебная власть местного самоуправления. Обычно такие территории принадлежали крупным магнатам-помещикам или монастырям, со временем становясь центрами ремесленничества и торговли. В Великом княжестве Литовском нередко господские предместья приобретали характер местечек с собственными формами самоуправления. Юридики ― существенный элемент социально-экономической жизни ВКЛ. Они во многом определили структуру городского и местечкового населения Украины и Белоруссии, дальнейшее развитие городов»

Окончательно в ВКЛ юридики были ликвидированы в 1791 году. Однако, как мы видим, названия иногда сохранялись.

Как известно, в 1881 г. происходило массовое выселение евреев из сел и деревень, куда ранее спасаясь от голода и нищеты, многие еврейские семьи были вынуждены селиться из-за скученности в городах и местечках. Нам неизвестно, подвергалась ли семья Давида Яковлевича Гиля выселению в 1881 г. или нет. Они могли быть выселены как из этой, так и из другой деревни в 1881 г., переселиться в местечко, а позже снова уйти в деревню. По всей видимости, на протяжении второй половины XIX века семья жила как в Хмельникской Юридике, так и в иных поселениях близ Хмельника или в самом Хмельнике, а также в местечке Степань Ровенского уезда Волынской губернии.

В посемейной переписи 1884 г. находим состав семьи прадеда, его имя и отчество, имя прабабушки, имена их шести детей:

«Дувид Янкелевич Гиль, скотопромышленник из деревни Хмельникская Юридика Литинского уезда, и его жена Эстер;

дети Дувида Янкелевича и его жены Эстер —
Ицко (Исаак),
Беньюмин (Бенцион),
Мошко (Моисей),
Шмуэль (Шмиль/Самуил),
Рейзя (Роза),
Мерем (Марьям,/Мария)»

Фото 2: Запись семьи Давида Янкелевича Гиля, 1884 г., деревня Хмельникская Юридика

Фото 2: Запись семьи Давида Янкелевича Гиля, 1884 г., деревня Хмельникская Юридика

Жаль, не указаны возраста всех членов семьи. Но из других источников известно, что братья Ицко/Исаак — 1863 г.р. (из другого источника — 1870 г.р.), Бенцион/Беньюмин — приблизительно 1871-1873 г.р., Мошко/ Моисей — приблизительно 1874 г.р., Шмуэль/Шмиль — 1879 г.р.

О дочерях Давида и Эстер Гиль пока сведений нет, неизвестны и даты их рождения.

Так как на документе не был указан возраст каждого члена семьи, возраст четырех сыновей прадеда Давида устанавливался по имеющимся записям.

О братьях деда Моисея, Бенционе и Шмуэле Давидовичах Гиль найдены сведения из архива Одессы. Выяснилось, что каждый из них в определенное время проживал в Одессе.

Бенцион , как будет записано далее в 1.1.2. (№109)-, переселился с семьей в Нью-Йорк из Винницы в начале ХХ века. Но в конце XIX века он проживал в Одессе, что следует из переписи

Одессы 1897 г: «Гиль Бенцион Дувидович, 26 лет, холостой, проживал по улице Малороссийской [Лазарева] 36, кв. 7.

Отсюда следует, что Бенцион родился в 1871 году.

В справочнике Одессы за 1912 г. обнаружен еще один брат деда, Шмуэль, никаких сведений о котором мы ранее не имели. Он жил по улице Суворовской, 58. В справочнике за 1914 г. указан тот же адрес его проживания в разделе «Бакалея». Кроме того, стало известно, что он покоится на еврейском кладбище Одессы

Запись на памятнике: «Гиль Шмиль Давидович, скончался в 1954 г.на 76 году жизни» Следовательно, он родился в 1878-79 году.

Фото 3: Памятник Шмулю/ШмилюДавидовичу на еврейском кладбище Одессы

Фото 3: Памятник Шмулю/ШмилюДавидовичу на еврейском кладбище Одессы

Родились ли все дети Дувида/Давида Янкелевича Гиля в Хмельнике, его окрестности или в Хмельникской Юридике? Это пока не установлено. Возможно, дети или часть детей родились в местечке Степань Ровенского уезда Волынской губернии. Недавно появились сведения о временном проживании членов семьи Гиль в местечке Степань:

1) Из переписи жителей Одессы 1897 г.:

«Гиль Бенцион Дувидович, 26 лет, холостой, из местечка Степань, Ровенского уезда, Волынской губ (та же приписка), проживал по улице Малороссийской [Лазарева] 36, кв 7 (адрес его проживания в Одессе — Л.Г.)»
(Одесса Перепись 1897 г. 2-8-1165 кадр 95)

2) В архиве г. Днепр нашлись документы о некоторых носителях фамилии Гиль, проживавших в городе Екатеринославе в начале ХХ века с припиской к местечку Степань.

  1. Архив г. Днепр, 1911 г., Екатеринослав,[6].

Кадр 22

«1911 г. Екатеринослав,
Умер от воспаления легких Берко Гиль (3 года) — сын Степинского мещанина Ровенского уезда Волынской губ. Ицка-Герша Гиля.»

  1. Архив г. Днепр, 1914 г., Екатеринослав, [7].

Кадр 16, №76

«Екатеринослав, 15 марта 1914 г/( 1 нисана),
умер мещанин местечка Степаня Ровенского уезда Волынской губ. Ицко-Герш Пейсахович Гиль, 45 лет»

Когда были найдены эти архивные документы, возникла гипотеза (в дальнейшем получившая подтверждение) о родстве прадеда Давида Гиля и Ицко-Герша Пейсаховича Гиля.

Сопоставим двух Исааков Гилей:

Ицко-Герша Пейсаховича Гиля, 45 лет из Степани приблизительно 1868-69 г.р.
и
брата деда — Исаака (Ицко) Давидовича Гиля, родившегося примерно в период 1863 — 1870 г. Вероятность близкого родства семей прадеда Давида Янкелевича Гиля (отца Ицко Давидовича) и Пейсаха Гиля ( отца Ицко-Герша Пейсаховича) велика: в одно и тоже время у двоих носителей фамилии рождались сыновья, которым дали имя Ицко /Исаак. Скорее всего, до их рождения умер близкий родственник новорожденных. Возможно Пейсах брат Давида, в таком случае, он — Пейсах Янкелевич, и если Янкель еще был жив, то имя Исаак — могло быть именем отца Янкеля. Вероятность предположения о родстве усиливается тем, что Бенцион Давидович Гиль имел приписку в той же Степани, живя в Одессе (по переписи 1897 г. по Одессе). Получается, что семья прадеда Давида Гиля кроме Хмельникской Юридики в какое-то время полностью или частично тоже проживала и в Степани.

 Позднее в архиве Хмельницкой области ДАХмО за 1875 год в переписи евреев проживающих в г.Литине и Литинском уезде найден документ, подтверждающий нашу гипотезу.[8]

кадры 612, 613

по селу Кусиковцам

№212

«Гиль Пейсах Ицек-Янкелевич (возраст не указан)— Записан по городу Хмельнику под №1756 в сей переписи).

Приписан к Волынской губернии Ровенского уезда (к) местечку Степаню, проживает по паспорту выданному Ровенским казначейством 7 августа 1874 г. №997.

Его сыновья —
Ицко, 5 лет;
Шимон, 3 года»

Таким образом, был найден брат прадеда Давида Янкелевича Гиля. Этот документ позволил уточнить имя прапрадеда, он имел двойное имя Ицко-Янкель, а не как указано у его сына Дувида/Давида — Янкель. Такая ситуация типична для записи отчеств евреев Российской империи в XIX веке. Зачастую из двойного имени отца записывали только одно имя. У братьев и сестер могли быть указаны разные отчества, что порой ставит в тупик потомков, ищущих корни по архивным записям. В данном случае, можно считать, что нам очень повезло: отчество Пейсаха записано полностью (учтено двойное имя его отца). Так что, не в честь прадеда (как предполагалось ранее) двух двоюродных братьев, а в честь их деда Ицко-Янкеля, они получили имена Ицко (Исаак).

Эта запись также подтверждает, что Давид Янкелевич Гиль, как и его брат Пейсах Ицек-Янкелевич Гиль имели приписку к м. Степань Ровенского уезда Волынской губернии.

Выводы.

Внесена ясность в родословную.

1) Так как у Пейсаха Ицко-Янкелевича и у Давида Ицко-Янкелевича Гилей приблизительно в одно и то же время новорожденные сыновья были названы именем Ицко; то отец Пейсаха и Давида — Ицко-Янкель/Ицхах-Яаков Гиль. скончался до их рождения. Теперь имя прапрадеда уточнено, он имел двойное имя Ицко-Янкель, а не как указано у его сына Дувида/Давида — Янкель;

2) найдены, проживавшие в Екатеринославе:

Ицко-Герш Пейсахович Гиль (1868-69 — 1914), двоюродный брат Моисея Давидовича Гиля, деда моего супруга;

Берко сын Ицко-Герша Гиля (1907-08 — 1911)

Сопоставляя эту ценнейшую информацию с ранее известными нам сведениями, в том числе, с записями музея «Яд ва-Шем», мы составили семейное дерево ветви Гиль:

1 поколение

Исаак-Яков/Ицко-Янкель Гиль — прапрадед

2 поколение

Давид Исаакович-Яковлевич Гиль — прадед, скотопромышленник из деревни Хмельникская Юридика Литинского уезда, и его жена Эстер — прабабушка;

Пейсах Исаакович-Яковлевич Гиль — брат прадеда

3 поколение

дети Давида Исааковича-Яковлевича и его жены Эстер —

Исаак (Ицко) Давидович(1863/1870 — 1942), Бенцион (Беньюмин) Давидович, 1871 г.р., Моисей (Мошко) Давидович(1874 — 1937) — дед, Самуил (Шмуэль/Шмиль) (1878-79 — 1954), Роза (Рейзя) и Марьям (Мерем);

Сыновья Пейсаха Исааковича-Яковлевича Гиля —

Исаак-Герш Пейсахович Гиль (1868-69 — 1914, Екатеринослав)
Шимон Пейсахович Гиль (1870-71 г.р.)

4 поколение

Дети Исаака Давидовича Гиля и его жены Иды (известно, что у них было 5 детей, имя одного ребенка пока неизвестно) —

Хана, (1900-1942), Велвл (Вольф), приблизительно 1896-1897 г.р. и его жена Осна (1900-1942), Залман и его жена Алта, Рива Гиль-Шифрис и её муж Шимшон Шифрис;

Дочь Бенциона Давидовича Гиля и его жены Мали Эйзенберг-Гиль — Двойра,

Дети Моисея Давидовича Гиля и его жены Эстер Берковны Сапожник-Гиль:

Борис Моисеевич Гиль (1901 — 1944) и его жена Фейга Мошковна (Фаина Михайловна) Портная-Гиль (1904 — 1995),

Марьям Моисеевна Гиль-Ивницкая (1904/1906 — 1979) и ее муж Захар (Сухер) Абрамович Ивницкий (1908 — 1979).

Примечание:

М.М. Гиль родилась со слов ее дочери в 1906 г., из записи в анкете ее брата Б.М. Гиля — в 1904 г.

Иосиф Моисеевич Гиль (1906 — 1978) и его жена Евгения (Гудя Афраимовна) Бенционова-Гиль (1910 — 2000) — родители моего мужа Михаила;

Сын Исаака-Герша Пейсаховича Гиля — Берко Гиль (1907-08 — 1911, Екатеринослав).

5 поколение (список неполный)

Дети Вольфа Исааковича —

Ида, 1921 г.р., Самуил, 1924 г.р., Михаил (Муся), 1928 г.р., Ева (1939 — 1942);

дети Залмана Исааковича —

Абрам, 1921 г.р., офицер, погибший на 2-й Мировой войне,
Эстер Гиль (1919 — 1942);
дочь Ривы Исааковны — Ида Шифрис (1931 — 1942);
сын Бориса Моисеевича — Владимир Борисович Гиль (1932 — 1998);
дети Марьям Моисеевны — Роза Захаровна Ивницкая (1932 — 2009),
Сарра Захаровна Амитина (урожд. Ивницкая), 1935 г.р., живет в Москве;
сын Иосифа Моисеевича — Михаил Иосифович Гиль, 1941 г.р., живет в Беэр-Шеве, Израиль.

1.1.1.

Исаак (Ицко) Давидович Гиль (1863/1870, Хмельник — 1942, Хмельник) и его потомки

Начну с 1970 года. В те дни я впервые побывала в гостях у родителей моего, тогда ещё, будущего, мужа и встретила у них родственницу, как мне сказали, двоюродную сестру Иосифа Моисеевича, Иду Гиль. Несколько забегая вперед, отмечу — позже выяснилось, что Ида приходилась ему не двоюродной сестрой, а дочерью его двоюродного брата. С ней мы виделись после этой встречи еще дважды. Но разговоров об истории семей не было. Из сказанного Идой запомнилось: у нее в Москве живет брат Михаил Гиль, журналист, корреспондент одной из московских редакций, она живет в Харькове с дочерью и зятем.

Несколько лет назад на сайте «Яд ва-Шем» появились списки эвакуированных. Среди эвакуированных в Ташкент студентов Киевского Индустриального института обнаружила Иду Вольфовну Гиль, 1921 г.р. Появилась надежда, что она — та самая Ида, наша родственница. Но отыскать ее в наши дни не удалось, ведь связь с ней была давно утеряна. В списках «Яд ва-Шем» Самуилом Гилем, жителем США, был оставлен немалый список его родных, загубленных фашистами 9 января 1942 г. в Хмельнике Винницкой области. Но не было полной уверенности в том, что Ида каким-то образом связана с этой семьей.

Фото 4: Сидят, слева направо — Евгения Афраимовна Бенционова-Гиль, Ида Вольфовна Гиль; стоит — Люба Шаргородская-Гиль, Харьков, 1971 г.

Фото 4: Сидят, слева направо — Евгения Афраимовна Бенционова-Гиль, Ида Вольфовна Гиль; стоит — Люба Шаргородская-Гиль, Харьков, 1971 г.

Позднее были найдены 2 статьи, одна бывшего узника гетто и лагеря Хмельника Исаака Вайнера «ГИБЕЛЬ ЕВРЕЕВ ХМЕЛЬНИКА» [9], а вторая Игоря Циперфина «КАК УБИВАЛИ ЕВРЕЕВ В ХМЕЛЬНИКЕ» [10].

Приведу цитату из [9]:

«Самуил Гиль в своей книге «Кровь их и сегодня говорит» (1995, Нью-Йорк) использовал воспоминания своего брата — Муси Гиля (зихроно ле-враха), бывшего узника Хмельницкого гетто…»

Небольшая поправка к тексту И.Вайнера: не Хмельницкого, а Хмельникского гетто (Л.Г.)

Самуил Гиль в 1993 г. внес в списки «Яд ва-Шем» своих родных, расстрелянных фашистами в Хмельнике 9 января 1942 г., а запись о своем деде, Ицке (Исааке) Гиле, была им же оставлена лишь в 2007 г.

Отца Самуила звали Велвл, это видно из листа об его зверски замученной родной сестре Еве. То есть — его отец — Велвл Ицкович.

Возник вопрос: Михаил Гиль — родной брат Иды Вольфовны — Михаил Вольфович — он же Муся (Моисей) Велвелович?

Ответ на этот вопрос обнаружился в очерке Игоря Циперфина.

Оказалось, имя и отчество Муси были русифицированы. В дальнейшем он был записан Михаилом Владимировичем. Приведем текст [10].

 1.1.1.1.

Очерк «Как убивали евреев в Хмельнике»,
Игорь Циперфин, 24 июля 2007 г., Хайфа

«Я, представитель уходящего поколения, считаю своим долгом рассказать, как уничтожали еврейское население на Украине. В Винницкой области расположен небольшой городок Хмельник. Сейчас это курорт с целебными водами. До войны это было местечко с преобладающим еврейским населением. Когда началась война, не всем удалось эвакуироваться из Хмельника. Вот что писал об этом брат моей жены Миша Гиль:
«Когда фашисты ворвались в Хмельник, началась охота на евреев. К нашему удивлению, первыми в нее включились учителя нашей школы. Они оказались ярыми антисемитами и на митингах призывали скорее очистить городок от жидов. В местной газете, которую редактировал бывший секретарь комсомольской организации средней школы села Качановки Колодий, появилось воззвание ко всем жителям района с призывом вылавливать евреев и передавать их полиции. Вскоре в старой части местечка было создано гетто, а здание бывшей городской милиции передано украинской полиции. Первой акцией был расстрел 400 евреев. Ужас охватил население еврейского гетто, где со дня на день ожидали новых репрессий со стороны оккупантов. 9 января 1942 г. этот зловещий день наступил: в 4 часа утра, когда жители гетто спали, началась внезапная облава на женщин, стариков и детей. Немецкие жандармы и украинские полицаи во главе с их начальником Тарнавским обходили каждый дом, вылавливая несчастных, обреченных на смерть людей. Эта страшная картина и сегодня перед моими глазами: полицай Лищук с ножом в руке гонится за матерью с годовалым ребенком на руках. Со всех сторон раздаются крики, стоны и плач. К нам в квартиру ворвался полицай Белоус, штыком от винтовки он пронзил лежавшую на кровати парализованную тетю Хану, затем ударом приклада выгнал мать на улицу и на моих глазах буквально растерзал мою трехлетнюю сестричку, подняв ее за ножки и головой ударив об стенку. В тот страшный день нацисты и полицаи погубили свыше 6 тысяч евреев. В трескучий мороз евреев колоннами гнали к заранее вырытым могилам в лесу в трех километрах от города. Рядом с моей матерью шли моя двоюродная сестра Эстерка и ее мать Олта. Эстерке исполнилось 20 лет, она была необыкновенно красива, на нее обратил внимание начальник жандармерии Янко. Он разрешил ей выйти из колонны и возвратиться в гетто. Но Эстерка колонны не покинула и вместе с матерью и тысячами других невинных жертв покоится в самой большой могиле хмельникского леса. Перед расстрелом евреев заставили раздеться. Еще живых добивали. Земля на могиле долго шевелилась. Всего за время оккупации немецкие жандармы и украинские полицаи уничтожили свыше 12 тысяч евреев. Оставшиеся в живых узники гетто начали искать пути спасения. Такой случай представился мне, моему отцу и его брату Золману. Золман вязал веревки для нужд местной управы. Он сконструировал для этой тяжелой работы механизм, и представитель управы дал Золману буханку хлеба и разрешил отлучиться из гетто. Назад Золман не вернулся. В селе Мазуровке он нашел знакомого украинца Илько и с его помощью вывез меня с отцом из гетто в пустой бочке, в которой Илько привозил в гетто воду. Более шести месяцев мы прожили в яме, но оставаться там дольше становилось опасным. В одну из ночей мы отправились пешком через леса и овраги в сторону Жмеринки, где в местечке Морафе нашли убежище и дождались окончания войны. Здесь тоже было нелегко: румынские власти часто устраивали облавы, чтобы передать немцам евреев. Когда Красная армия освободила Хмельник, мне исполнилось 16 лет. Мечта о мести нацистам никогда меня не покидала, и я стал добиваться в военкомате призыва в армию, а через несколько месяцев уже воевал против гитлеровцев — мстил за все содеянное ими зло. Участвовал во взятии Берлина. После Победы демобилизовался, вернулся в родной городок и, окончив среднюю школу, подал заявление о приеме на отделение журналистики Киевского университета. В приемной комиссии не захотели принять мои документы и прямо сказали, что на это отделение принимаются лица только коренной национальности. Но я уже не был робким мальчишкой. Надев гимнастерку с орденами и медалями, с большим трудом пробился к ректору университета и рассказал ему о том, что мне пришлось пережить. Ректор приказал принять мои документы на отделение журналистики. После второго курса я женился на москвичке и перевелся на факультет журналистики Московского университета, который и окончил. Находясь на оккупированной территории, я воочию убедился в том, что таких, как украинец Илько, спасший нам жизнь, были единицы».
После войны мы с женой часто бывали в Хмельнике и вместе с жителями ходили в лес к могилам погибших»

Просматривая скорбные списки убитых евреев в карательной акции 9 января 1942 г. в лесу Хмельника и в других акциях обнаружила, что еще 2 человека внесли имя Эстер Залмановны Гиль. Товарищ ее отца Абрам Израилевич Клейнер из Иерусалима в 1979 г. написал, что она была замужем, мужем ее был инженер Леонид (фамилия его неизвестна), она жила до войны в Ленинграде, в Хмельнике оказалась летом, приехала в гости к родителям. Другой человек, ее соученик, Александр Гулер, житель Кирьят-Шмона, в 1992 г. в листе «Яд ва-Шем» добавил еще одну подробность гибели Эстер Гиль: «облили водой зимой в лесу». Невозможно читать эти строки, нет никаких сил сдерживать слезы. Очевидно, что гибель этой молодой женщины, троюродной сестры моего мужа, оставила крайне тяжелое воспоминание у друзей и родных.

Игорь Циперфин называет брата его жены — Мишей, а Самуил Гиль — Мусей. Ясно, что это один и тот же человек, в годы войны он был записан Михаил Владимирович Гиль. И да — это он, брат Иды — журналист из Москвы. Ида же, скорее всего, жена Игоря Циперфина. Я так полагаю потому, что нашла и Игоря в списке эвакуированных в Ташкент из Одессы, где указано, что он родился в 1922 г.

И, по-видимому, их пути сошлись в годы войны в эвакуации. Попыталась связаться с носителями фамилии Циперфин в Израиле. Через телефонный справочник нашла единственного человека в Израиле (из г. Кирьят-Ям) — Григория Циперфина с этой фамилией. Григорий тоже внесен в список эвакуированных из Одессы на сайте «Яд ва-Шем», он родился в 1927 году. Понятно, что он родственник Игоря. Звонила ему несколько раз, но телефон не отвечает, по-видимому, я опоздала. Игоря и Иды, скорее всего, уже нет на этом свете, а что с Григорием — тоже под вопросом. Ясно из очерка Исаака Вайнера, что и Михаил Владимирович (Муся/Миша Вольфович) Гиль сейчас в мире ином. Он тоже приходился троюродным братом моему мужу. О его участии в боях 2-й Мировой войны на сайте «Память народа» находим записи:

 1.1.1.2.

 Гиль Михаил Владимирович , 1928 г.р.

1) Звание: красноармеец
в РККА с 26.04.1944 годаМесто призыва: Хмельницкий РВК, Украинская ССР, Киевская обл.

Место службы: 57 олбс 1 УкрФ
Дата подвига: 13.02.1945
№ записи: 44756276
Медаль «За отвагу»

Запись о подвиге:

«Во время наступления красноармеец Гиль проявил себя как один из лучших бойцов. Работая линейным надсмотрщиком, его участок находится в хорошем состоянии и как правило не имеет повреждений.

13.02.1945 г. проходя по линии, Гиль заметил в одном из домов вблизи г. Гайнау подозрительных людей. Рискуя жизнью, Гиль сумел взять в плен 4-х немецких солдат вместе с оружием, которые находились в этом доме.

В своем подвиге красноармеец Гиль проявил мужество и отвагу»

2) Год рождения: __.__.1928
рядовой
в РККА с __.__.1944 года
Место рождения: Украинская ССР, Винницкая обл., г. Хмельник
Номер записи: 1502709039

Перечень наград М.В. Гиля

1.
110/н
16.06.1945
Медаль «За отвагу»

2.
09.05.1945
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

3.
09.06.1945
Медаль «За взятие Берлина»

4.
09.06.1945
Медаль «За освобождение Праги»

5.
Орден Отечественной войны II степени
Дата наградного документа: 06.04.1985

У троюродной сестры мужа, Иды Вольфовны, была дочь. Слышала более 20 лет тому назад от Лии Феликсовны Престиной-Шапиро, ז»ל, что в Израиле живут жена и дочь Михаила Гиля, журналиста из Москвы, но наша связь с ними так и не наладилась. Какие у дочерей Иды и Михаила теперь фамилии и где они живут? Хотелось бы, конечно же, донести полученные сведения, в частности, находку 1884 г. об общих предках всем потомкам, в том числе и потомкам Иды, Самуила и Михаила Гиль. Из записи на сайте «Яд ва-Шем», сделанной Самуилом Гилем, видно, что ему не было известно отчество своего деда Ицко Давидовича Гиля (родного брата деда моего мужа), зверски загубленного фашистами. Теперь общие предки всех потомков Исаака и Моисея Давидовичей нам известны — Давид Янкелевич Гиль и его жена Эстер.

Благодаря тому, что в 108-м выпуске альманаха «Еврейская старина» одновременно были опубликованы работы «Точка схода» художника Николая Эстиса и моя о родословной семейства Гиль, нам с Николаем Эстисом удалось списаться. Оказалось, что Николай Эстис был знаком в Хмельнике с Михаилом Владимировичем Гилем (Мусей Гилем), о котором написано в этой главе.В своем письме Николай Эстис вспоминает о том, что в студенческие годы его любимой сестры Майечки:

«… к нам вместе с ее подругами начали заглядывать парни. Всех их я, разумеется, знал, мы встречались в «городе» и на пляже. Так однажды у нас в доме появился Муся Гиль — среднего роста, худощавый, узколицый, казавшийся мне очень красивым. Муся отличался от местных парней большей открытостью, не был мрачен, как они. Насколько я помню, в Хмельнике в школе он не учился, а появился в городе уже студентом, приезжал на каникулы, кажется, из Киева. Учился Муся вроде на журфаке. Во всяком случае, он был гуманитарий. Слова такого я тогда, разумеется, не знал, но чувствовал внутреннее родство с гостем. Тем более, что хмельникские знакомые Майи учились в технических вузах. Мы с Мусей стали общаться, он интересовался моим «ранним творчеством». Я был еще школьником, но в отношении Муси ко мне не было снисходительности. А мне было с ним интересно. Благодаря общению с Мусей, я укреплялся в стремлении к «другой жизни». Наверняка Муся не числил меня, школьника, среди своих близких товарищей, но для меня он был важен. Еще помню, что в центре Хмельника, на улице Ленина жил тихий красивый худощавый мужчина. Мне казалось тогда, старичок — Гиль. То ли отец Муси, то ли просто родственник. К нему Муся и приезжал. Почему Муся появился в Хмельнике только в студенческие годы — не знаю. Думаю, разгадка кроется в трагических событиях войны. Потом Муся женился на москвичке Люсе. Предыстория такова. К моим ближайшим соседям — Рухлиным (тете Ханне и дяде Мойше) на лето из Москвы приезжали родственники — две девушки моего и Майечкиного возраста — Рита и Люся Гольдберг. Я с ними подружился. Вот Муся в Хмельнике и познакомился с москвичкой Люсей, а позже женился на ней, жили они в Москве. Говорили, что Муся работал в знаменитой газете «Гудок»»

Большое спасибо Николаю Эстису за такие важные для нашей семьи сведения. Возможно, прочтут эти строки потомки Михаила Владимировича Гиля, журналиста газеты «Гудок» и его сестры Иды Владимировны Гиль. Будем рады.

 Перейдем к описанию истории г. Хмельник, коснемся судеб некоторых его жителей, в числе которых и наши родные.

 1.1.1.3.

 ХМЕЛЬНИК

Как сообщает сайт «Ежевика — еврейская академическая Вики-энциклопедия»,[11]:

Общие сведения о городе

«Расположен на Волыно-Подольском плато на северо-западе Винницкой области, в исторической области Подолия, на берегах Южного Буга, в 67 км от Винницы.

Впервые городок упоминается в летописи в 1363 г. Он находилось в 6 км от Чёрного пути, которым двигались татары и турки при нападениях на Украину, был воротами на Подолье с северо-востока. Поэтому Хмельник постепенно укреплялся, и в 1434 году, когда он отошел к Польше, представлял собой укрепленный замок с расположенными вокруг него домами.

С 1434 по 1793 года Хмельник входил в состав Речи Посполитой, за исключением коротких периодов. Через Хмельник проходил удобный торговый путь из Львова на Крым и Киев. Но население города росло медленно, порой даже уменьшалось из-за набегов татар. С 1448 года Хмельник получил Магдебургское право.

В 1648-1667 гг. город числился в составе Украинского казацко-гетманского государства; в 1659 году в нём решил разместить свою резиденцию гетман Иван Выговский. С 1672 по 1699 года Хмельник принадлежал Османской империи.

В 1793 году Хмельник вошел в состав Подольской губернии Российской империи. С 1923 года является районным центром.

В 1934 году в Хмельнике была обнаружена уникальная лечебная радоновая вода, которая не имеет аналогов в мире. С тех пор в городе построено много санаториев, и он объявлен курортной зоной.

Население города составляло 28,217 чел. по состоянию на 1 апреля 2013 г.

Евреи в Хмельнике

Во время Хмельничины еврейское население Хмельника, скорее всего, угнали в неволю татары.

В 1881 году в Хмельнике была одна из крупнейших еврейских общин Подольской губернии.

Во время гражданской войны в Хмельнике был организован отряд еврейской самообороны. В 1920-1930 гг. действовал Еврейский национальный совет, работала школа с преподаванием на идише. В конце 1930-х годов была закрыта синагога, в 1938 году закрыли единственную в городе еврейскую школу, а учителей репрессировали.

Перепись 1939 г. насчитала 4793 еврея в Хмельнике, что составляло 64.8% от общей численности населения. Это число не включает евреев Угриновки, села около Хмельника, (сейчас является частью города Хмельник). Еврейское население в округе Хмельника насчитывало 810 человек; большинство из них жили в Угриновке.

В 1939-41 гг. в Хмельнике поселились еврейские беженцы из Польши. В целом еврейское население Хмельника и Угриновки составляло около 6000 человек к лету 1941 года.

Немецкая армия занята Хмельник 17 июля 1941 года. Подавляющее большинство евреев не смогло эвакуироваться и осталось под немецкой оккупацией. Массовые убийства евреев начались через некоторое время после начала оккупации, и продолжались до 26 июня 1943 года.

Осенью 1941 года евреи Хмельника были заключены в гетто, состоящее из нескольких улиц в старом городе и огражденное колючей проволокой. Многие евреи были привезены из других населенных пунктов, в том числе большое количество людей из Уланова. Самое массовое убийство состоялось 9 и 16 января 1942 г., были убиты 5800 человек. Оставленные в гетто евреи — «специалисты», 16 человек, погибли в конце 1943 года.

В 2002 г. в городе открыт общий памятник жертвам нацистов.

На 2012 год в Хмельнике существовала небольшая еврейская община» [11].

Фото 5: Общий памятник жертвам нацистов в Хмельнике

Фото 5: Общий памятник жертвам нацистов в Хмельнике

В 1789 г. в старой части Хмельника насчитывалось среди евреев: 36 купцов и крамарей, 32 шинкаря; ремесленников: 11 кравцов, 4 кушнира, злотник, интролигатор, 5 пекарей, 3 цирульника, резник, воскобойник, 3 швеца, 3 фурмана; раввин. В новой части: 2 крамаря, 21 шинкарь, 3 кравца и кушнира.

«…Хмельник был когда-то типичным еврейским местечком. Возникло это поселение около 700 лет назад, и среди его основателей были евреи. Это они начали развивать торговлю, были первоклассными столярами, кузнецами, портными, меховщиками, ткачами, основали чугунолитейный завод (Гуревич и сыновья), текстильную фабрику (Гер) и др. Еврейское население Хмельника постоянно росло. Однако жизнь обитателей была трудной, работали они тяжело — от зари до зари. Не принесла и не могла принести достаток многодетным еврейским семьям и советская власть: люди едва сводили концы с концами…»
— из очерка Исаака Вайнера,[9].

1.1.1.4.

Списки фамилий еврейских жителей Хмельника в разные годы

В документах 1833 года находим сведения о евреях, не принявших православия и находящихся на гражданской службе. [12]

Чиновники предоставляли эти сведения во исполнение Указа Правительствующего сената от 16.08. 1828 г.

Указ предписывал «не принимать впредь к определению в гражданскую государственную службу евреев, исключая только тех, которые по выслуге в военной службе в нижних чинах узаконенного срока получают на то право».

Список евреев, состоящих на службе в городовых магистратах, ратушах, градских полициях и квартирных комиссиях по общественным выборам в Хмельнике.

В городовой Ратуше. Ратманы: Арий Лейб Ицкович Бронштейн, Иось Гершкович Фишкоп.

В градской полиции. Ратман: Арий Лейб Угриновский.

В квартирной комиссии. Депутат: Мордко Лейбович Угриновский.

Список фамилий евреев Хмельника, попавших в метрические книги 1837 г. [13]

Аксельруд, Аронович, Баник, Барац, Бланкштейн, Биленкий, Богатый, Боронштейн, Бромберг, Былюмин, Вайнман, Вайсман, Варлеиз, Варшавский, Вассерман, Вейцман, Вилнер, Гандель, Генштейн, Гершкович, Гилиович, Гитман, Голдштрахир, Горин, Готштейн, Гохман, Дворкин, Денкир, Дехтяр, Дуб, Жовтис, Зайдинер, Зак, Зильберман, Зугерман, Зыльбер, Иберс-Гутерман, Ионович, Карп, Кемелмухер, Кемп, Коптин, Клубыс, Кнельгоз, Крайзман, Кременчуцкий, Кулчинский, Купчевский, Лайпскер, Ланцин, Ланцберг, Лейбензон, Лемберский, Лернер, Лехтштейн, Лившиц, Липович, Лисивад, Мазур, Манисис, Миколаевский, Мощицкий, Мучник, Найштайн, Перельман, Петробовский, Пикер, Портной, Постильник, Рабинович, Райгородский, Райхир, Рейзник, Сапожник, Свечир, Слободянский, Сониц, Спектор, Столяр, Сымхис, Твиасшор, Ткач, Токар, Третик, Угриновский, Фата, Фишбейн, Фишгоф, Фишкис, Фрейдис, Фрейнкель, Фуриендер, Фурир, Харац, Харник, Харпик, Хунис, Хунович, Цирдельник, Чапичун, Шенцер, Шмуклер, Штайнбарг, Штрамбарг, Щербелис, Элкманисис, Эльзон, Эпштейн, Эстис, Этензон, Эфтер, Юдкович, Янколиович.

Следует отметить, даже в 1837 г. спустя несколько десятилетий после принятия закона о присвоении фамилий евреям Российской империи, у некоторых жителей записаны лишь имена, так как у них фамилий еще не было, иногда таким бесфамильным записывали профессию и/или место приписки. В дальнейшем это зачастую служило основанием к принятию фамилии, по названию профессии или топонимической.

Обнаружены также списки прихожан синагог и молитвенных домов — «клойзов» Хмельника советского периода, 1928-го и 1929-го годов. В эти годы евреи, в основном немолодые, еще продолжали собираться и молиться в синагоге и нескольких молитвенных домах. Исаак Вайнер в своем очерке «Гибель евреев Хмельника» писал:

«В первые годы советской власти еще существовали какие-то признаки еврейской жизни, но постепенно всё еврейское уничтожалось: была закрыта синагога, в 1938 году закрыли единственную в городе еврейскую школу, а учителей репрессировали», [9].

Списки прихожан дороги нам тем, что они не только убедительно воссоздают еврейскую жизнь Хмельника первых лет советской власти, но еще воскрешают имена тех, кто исчез вместе с исчезнувшим миром еврейских местечек. Вечная память им.

1.1.1.5.

Синагога и «клойзы» Хмельника

В Хмельнике конца 1920-х годов функционировала Главная (Большая) синагога, находившаяся на «Новом Мiстi», кроме нее зарегистрированы 6 «клойзов», 5 из них находились в районе «Старый базар»: «клойз» Ланцберга, школа «Бес-гамедрош», «клойз» Сандигурского, «клойз» Слободянского, «клойз» Сквирского и еще один «клойз» Гершгорена — на «Новом Мiстi»

В [14] приведен список членов религиозного общества при школе «Клауз Ланцберг» (или «клойз» Ланцберга — Л.Г.) г. Хмельника, 1928-1929 гг. Число прихожан — 50 человек.

Приведу фамилии прихожан из этого списка. Число фамилий, естественно, меньше, чем число прихожан, так как в списках зарегистрировано по нескольку человек из одних и тех же семей.

«Клойз» Ланцберга
(Находился на Старом Базаре)

Среди 50 прихожан: 38 мужчин, из них в возрасте 25-30 лет — 1, 30-35 лет — 0, 35-50 лет — 17, свыше 50 лет — 20; 12 женщин, из них в возрасте 35-50 лет — 5, свыше 50 лет — 7.

Аксельруд, Брейтман, Бухарец, Бык, Вайсерштром, Варшавский, Вильнер, Гепштейн, Гершфельд, Гиль, Гильденгершель, Гоп, Ирилевич, Каплун, Кемпер, Копейкис, Крайцер, Кушнир, Леибов, Маргулис, Прицкер, Радчик, Резник, Родштейн, Ротштейн, Сандлер, Синявский, Тартаковский, Толчинский, Третяк, Уханский, Ушеренский, Фаерштейн, Флешел, Фрайман, Цинкер, Циприн, Черный, Шейнфельд.

В скорбных списках «Яд ва-Шем» среди зверски убитых и замученных фашистами жителей Хмельника присутствуют почти все эти фамилии кроме фамилий: Гоп, Леибов, Синявский, Толчинский, Ушеренский, Фаерштейн, Флешел, Черный.
Из членов семей списка прихожан «клойза» Ланцберга около 500 жертв Холокоста.

Среди них из семей: Ротштейн — 77 человек, Тартаковский — 39 человек, Уханский — 32 человека, Циприн — 31 человек. 10 человек и свыше из семей Бухарец, Варшавских, Гершфельд, Кемнер, Копейкес, Крайцер, Маргулис, Радчик.

Из семьи наших родственников — 9 человек: Гиль Исаак Давидович / Ицик Дувидович и его потомки.

Двое из семьи наших родственников Гиль молились в клойзе Ланцберга. Однако не все члены семей продолжали молиться при советской власти. В основном в синагоги и молитвенные дома, клойзы, приходили люди старшего поколения, большинство молодых проникались идеями коммунизма и становились атеистами. К сожалению верующих и продолжающих соблюдать еврейские традиции, вскоре — с начала 1930-х гг., все перечисленные места религиозного культа были закрыты.

Фото 6: Папка дела «Списки прихожан «клойза» Ланцберга», Хмельник , 1928-1929 гг.

Фото 6: Папка дела «Списки прихожан «клойза» Ланцберга», Хмельник , 1928-1929 гг.

Фото 7: Список прихожан «клойза» Ланцберга, Хмельник, 1928-1929 гг.

Фото 7: Список прихожан «клойза» Ланцберга, Хмельник, 1928-1929 гг.

Под №№17, 30 записаны:
Гиль Волько Ицков, 35 лет, кустарь;
Гиль Ицко Дувидов, 65 лет.

Ицко/Исаак Дувидович и Волько/Вольф Исаакович — брат и племянник Моисея Давидовича Гиля. О них уже было сказано.

Имя двоюродного брата моего свекра — отца Самуила, Михаила и Иды Гиль, в этих списках — Волько. Уверена, что если бы мы нашли запись о его рождении, то по-русски обнаружили бы имя Вольф или Волько, а на иврите Зеэв. Но сын Самуил записал его именем — Велвл в «Яд ва-Шем». Ида же включена в общий список эвакуированых студентов из Киева, записана с отчеством Вольфовна, а Михаил на сайте «Подвиг народа»— с отчеством Владимирович. В этом нет ничего удивительного, как правило, большинство носителей имени Вольф русифицировали это имя именем Владимир.

Самуил Вольфович Гиль записал в «Яд ва-Шем» приблизительный возраст своего деда Исаака Давидовича — 70 лет. Но согласно списку прихожан «клойза» Ланцберга Исаак Давидович родился в 1863 году. В то же время в списке сгоревших в огне Холокоста евреев Хмельника (музей «Яд ва-Шем») указывается возраст И.Д. Гиля — 70 лет. Будем считать, что Исаак Давидович Гиль родился в Хмельнике в период 1863-1870 гг.

Из записей Самуила Гиля стало известно, что Исаак Давидович, его дед, а также тетя Самуила, Рива Исааковна и ее муж, закройщик Шимшон Шифрис, проживали по улице Красноармейской.

Троюродный брат моего мужа, Самуил Гиль, заполнил анкеты «Яд ва-Шем» не менее чем на 100 человек, в том числе своих родственников, друзей, соседей. Их фамилии: Абрамович, Балинер, Беленкис, Броид, Бренер, Бронфман, Бубис, Вайндинер, Вайсерфирер, Вайсерштром, Варшавский,Векслер, Вильнер, Гельман, Гиль — наши родственники, Горбонос, Грингольц, Гройсберг, Диниц, Дронфорд, Жизмир, Забарская, Зильберг, Зингер, Кац, Кнеллер, Купервасер, Кухман, Ландсберг, Лифшиц, Маргулис, Милес, Мучник, Прандман, Пустильник, Ротштейн, Сенц, Степанская, Уханский, Федореско, Фишман, Фримерман, Шапиро, Шехтер, Шифрис, Штромберг, Эльзон.

Фото 8: Список из «Яд ва-Шем» («Гиль уничтоженые в Хмельнике»)

Фото 8: Список из «Яд ва-Шем» («Гиль уничтоженые в Хмельнике»)

Несколько забегая вперед, хочу отметить, что в родстве с семьями Гиль состояли семьи Фрейдис из Хмельника. Однако фамилия Фрейдис в списках прихожан «клойзов» не обнаружена. Возможно, никто из семей Фрейдис не был религиозным в эти годы, не исключено также, что большинство из некогда обширного семейства Фрейдис уже не жило в Хмельнике.

В списках «Яд ва-Шем» найдены Махля и Аврум Фрейдис.

Махля Фрейдис, по мужу — Лейбенштейн, 60 лет (1881 г.р.). Родилась в Холоневске Винницкой области, жила со своим мужем Шаей Лейбенштейном в Хмельнике, где была расстреляна фашистами. Запись о ней оставила в «Яд ва-Шем» в 1995 г. её родственница Геня Сокол — потомок жителей Хмельника, живущая из Израиля.

Аврум Фрейдис, родившийся в 1921 г. в Хмельнике, погиб на фронте.

По-видимому, члены большой семьи Фрейдис, жители Хмельника 1830-1850-х гг. впоследствии переселились в другие места, частично в Холоневск.

Семья наших близких родственников — Гиль — Ивницкие — жила до войны в Краматорске. В списках «Яд ва-Шем» найдена анкета, заполненная в 1999 г. Маней Крайцер из Лос-Анжелеса о гибели на фронте её двоюродного брата, Крайцера Якова Иосифовича, родившегося в 1925 г. в Хмельнике. До войны Я.И. Крайцер жил в Краматорске. Она сообщила, что Яков геройски погиб в 1943 г. в Львовской области. Возможно, семья Иосифа Крайцера, отца погибшего героя, имела родственную связь с семьей Гиль, дедушкой Михаила, Моисеем Давидовичем, и его братом Исааком Давидовичем, либо с семьей Ивницких, тоже наших родственников. И то, что семьи жили в одно и то же время в Краматорске — не случайное совпадение.

Ивницкие жили в Хмельнике и Янушполе, как раз в тех же местах, где и Гили. Тетя Михаила, Марьям Моисеевна Гиль, была женой Захара (Сухера) Абрамовича Ивницкого.

В записях о молитвенных домах Хмельника 1928 -1929 гг. находим Нахмана Янкелевича Ивницкого, 1880 г.р., в списке прихожан «Бес-гамидрош», Ивницкого Лейба Мордковича, 1878 г.р., в списке прихожан «клойза» Сандигурского.

В список пострадавших в карательной акции 9 января 1942 года в Хмельнике включены 5 человек семьи Ивницких: Браха, Дина, Нахман, Иосиф и Цива.

Как уже было сказано, в 1929 году кроме «клойза» Ланцберга функционировали Главная (Большая синагога), Бес-гамидрош, «клойзы» Сандигурского, Слободянского, Сквирского и Гершгорена.

В списках евреев Хмельника сгоревших в огне Холокоста 88 представителей семьи Слободянских, 10 — семьи Гершгорен, 6 — семьи Ланцберг.

Число погубленных членов семей Кульчинских, Пинчевских и Рабинович очень велико. Немало жертв и среди членов семей Кравец, Крайцер, Полин, Пустыльник, Угриновских и других.

Приведу список фамилий прихожан других молитвенных домов.

Главная (Большая) синагога
Новобазарская (находилась на «Новом мiстi»).

Под председательством Мошко Левита при секретаре Янкеле Пикере.

Число прихожан — 50.

Список фамилий:

Левит, Пикер, Шифрис, Гольдис, Козак, Вусихис, Фишбейн, Шиндлер, Голдман, Деревицкий, Мильзон, Рабинович, Пинилис, Гримпил, Клапух, Рабинштейн, Коган, Фурлендер, Кер, Рисис, Лабинов, Барон, Новак, Меламуд, Хаит, Эстис, Гинкер, Герман, Лангерман, Байдман, Фурмандский, Дынин, Постернак, Шварцман, Таска, Ройзман, Шолков, Дубчак, Нульман, Клинг, Шамис, Баринштейн, Фишбейн, Лейбинштейн, Волирштейн, Бойдерман.

Бес-гамидрош
(был расположен на Нижне-Шевченковской улице)

Среди 50 прихожан: 49 мужчин, из них в возрасте 25-30 лет — 2, 30-35 лет — 3, 35-50 лет — 16, свыше 50 лет — 28; 1 женщина — 78 лет.

Список фамилий:

Барац, Шмерлин, Штарбарк, Спектор, Бронштейн, Лехтштейн, Мазур, Сондильковский, Титман, Лившиц, Фримерман, Кеслер, Койфман, Охман, Грос, Вайндинер, Тартаковский, Миролоз, Мильман, Либерман, Сониц, Ковлер, Биленкий, Бурштейн, Грингольц, Гройсберг, Канис, Мануст, Лернер, Мосенкис, Скульский, Берштейн, Штрахер, Вайсман, Фримерман, Ланцберг Авраам Шмулевич, 28 л., Харитон, Берштейн, Ивницкий, Ваксман.

«Клойз» Сандигурского
(находился на Старом Базаре)

Среди прихожан: 50 мужчин, из них в возрасте 25-30 лет — 1, 30-35 лет — 4, 35-50 лет — 16, свыше 50 лет — 29; женщин не было.

Список фамилий:

Рахман, Барон, Гуральник, Слободянский, Змогора, Хармац, Семкер, Горбонос, Зон, Шмилевич, Гиндич, Синица, Жовтис, Гликлис, Гильдингершель, Гефтер, Вавирко, Калихман, Алтерман, Машкит, Эльзон, Зильбер, Двосис, Баран, Сандлер, Гальперин, Тих, Хворощан, Гольдинберг, Мильзон, Давидзон, Ивницкий, Рабей, Бибергал, Гершман, Овечкис, Шварц. Шварцман, Кремаренко.

«Клойз» Слободянского
(находился на Старом Базаре по Аптекарскому переулку)

Среди 50 прихожан: 38 мужчин, из них в возрасте 25-30 лет — 1, 30-35 лет — 0, 35-50 лет — 17, свыше 50 лет — 20; 12 женщин, из них в возрасте 35-50 лет — 5, свыше 50 лет — 7.

Список фамилий:

Голдис, Бессельман, Гудис, Штромберг, Штейнград, Мордохович, Шнапер, Полищук, Вайс, Штейнберг, Штрайхер, Шнайдер, Прицкер, Рехтер, Полонский, Коломеер, Шайн, Вайнер Меер Хаимович, 42 г. (предок Исаака Вайнера, автора публикации [9]), Забарский, Фишман, Грингольц, Киперман, Харитон, Деректор, Сокол (Мошко Элевич, 56 л. и Сура Мееровна, 52 л. — родственники Гени Сокол, оставившей запись в «Яд ва-Шем» на Махлю Фрейдис), Гройсман, Брейтман, Михельзон, Баник, Дуб, Столяр.

«Клойз» Гершгорена
(находился на «Новом мiстi»)

Среди 53 прихожан: 53 мужчин, из них в возрасте 30-35 лет — 14, свыше 50 лет — 39; женщин не было.

Список фамилий:

Клубис, Ламсдман, Рабин, Гринберг, Фрейдзон,Грингольц, Клейнерман, Купервасер, Деркач, Штительман, Белый, Зон, Соляр, Слободянский, Рабинович, Фарбер, Липшиц, Кеслер, Либерман, Островский, Зейдес, Гитис, Гольцберг, Шима, Гладштейн, Бронштейн, Кок, Дынин, Пинелис, Шапиро, Вайс, Баринберг, Брун, Файнштейн, Гребельский, Аснис, Головатый, Коцовский, Вайсер, Гершгорен Шломо Тевелевич, 85 лет, раввин — Слободянский Мордко Беркович, 52 г., Гурвич, Короцкий, Ротштейн, Гольцштрах, Харитон.

«Клойз» Сквирского
(находился на Старом Базаре по Нижне-Шевченковской улице)

Среди 45 прихожан: 38 мужчин, из них в возрасте 30-35 лет — 12, свыше 50 лет — 26; 7 женщин, из них в возрасте 35-50 лет — 1, свыше 50 лет — 6.

Список фамилий:

Овечкис, Шухер, Слободянский, Найфельд, Макогон, Омберг, Слепой, Зайдис, Эфрус, Баренштейн, Манусис, Фильтерштейн, Гулер, Блувштейн, Шульман, Гохштейн, Мосенкис, Сегал, Клубис, Щерб, Розенберг, Лернер, Вайсман, Рехтер, Мильштейн, Перельмутер, Койфман, Штромберг, Фелер, Вайдинер, Белый, Файнштейн, Баршах, Крамеренко, Гильдингершель, Рубинштейн, Вайншельбом.

(продолжение следует)

Литература

[1] Софья Шапошникова, «Избранные стихи»
http://world.lib.ru/s/sofxja_s/shaposhnikova2.shtml

[2] РГАЭ ф870-оп244-л2451, Гиль Борис Моисеевич
https://cloud.mail.ru/public/5HeR/21G12ZY9e

[3] https://toldot.ru/rabbanim/rabbanim_2611.html
О Гилеле. Рав  Александр Кац

[4] http://ukrfamily.com.ua/index.php/podolskaya-guberniya/litinskij-uezd/khmelnikskaya-volost

[5] Юридики в Великом княжестве Литовском
https://ru.wikipedia.org/wiki/Юридики_в_Великом_княжестве_Литовском

[6] Архив г. Днепр, 1911 г., Екатеринослав, кадр 22
https://drive.google.com/file/d/1AVVE_LGmW3pRwI2Gh41BQDzBsRcnl1pw/view

[7] Архив г. Днепр, 1914  г., Екатеринослав
https://drive.google.com/file/d/1f0XsOyZvjw32IxSQzTrJ8ou-mkSAsIDs/view

[8] Госархив Хмельницкой области. Фонд 226, опись 80, дело 1178.
1875 год. Перепись евреев Литинского уезда
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ … %D1%83.pdf

[9] http://berkovich-zametki.com/Nomer14/Vainer1.htm
Исаак ВАЙНЕР, ГИБЕЛЬ ЕВРЕЕВ ХМЕЛЬНИКА

[10]  http://www.alefmagazine.com/pub710.html
КАК УБИВАЛИ ЕВРЕЕВ В ХМЕЛЬНИКЕ

[11] Ежевика — еврейская академическая Вики-энциклопедия. Хмельник.
http://www.ejwiki.org/wiki/Хмельник

[12]  1833 год. О предоставлении сведений о лицах еврейской национальности не принявших православия и, находящихся на гражданской службе. ЦГИАУ Киев, ф.442,о.1,д.1441

[13] ДАХмО фонд 227, опись 1, 1837 г., метрики евреев Подольской губернии

[14] Винницкий окружной административный отдел, отделение культов.Список членов религиозного общества при школе «Клауз Ланцберг» г. Хмельника, 1928 г.

[15] Список евреев, проживавших в Одессе во 2-ой половине XIX века
http://genealogy-ua.com/список-евреев-проживавших-водессе-в-xix/

Print Friendly, PDF & Email

Любовь Гиль: Гиль, Сапожник, Бенционов, Гальбурт, Фишман. Генеалогия семейств, динамика переселений, места проживания (очерки, документы, списки жителей): 4 комментария

  1. Любовь Гиль

    Из новых находок родословной семейства Гиль.
    ——————————————————————————
    Новые сведения о прапрадеде Михаила Гиля, взятые с сайта JewishGen полностью подтверждают несколько приведенных ранее гипотез, расширяют сведения о местах проживания предков Михаила Иосифовича Гиля по ветви Гиль и позволяют продвинуться вглубь на одно поколение.
    Приведем эти сведения.
    «Подолия, Литин.
    20 января 1889 г.
    Гиль Ицко-Янкель Дувидович

    Таверна «Забара» в деревне Мазуровка. Степанский мещанин. Семья состоит из 3-х лиц мужского пола и 2-х – женского пола.
    Дети:
    2 сына и 2 дочери.
    Приписан с 1866 г. Служил управляющим Войтовецкой экономии. Он арендовал дом с 2-мя десятинами огорода за 25 рублей в год у графа Владимира Левашова»
    Таким образом мы нашли еще и отчество прапрадеда. Ранее он был записан в родословной без отчества:
    «семейное дерево ветви Гиль:

    1 поколение

    Исаак-Яков/Ицко-Янкель Гиль — прапрадед» . Теперь мы записываем его:
    Ицко-Янкель Дувидович Гиль. А его отец Дувид/Давид Гиль — прапрапрадед теперь в родословной — родоначальник (1 поколение), а прапрадед Ицко-Янкель Дувидович Гиль — из 2-го поколения. Михаил Иосифович Гиль и все представители рода из его поколения теперь — потомки 6 поколения.
    Семья прадеда Дувида/Давида Ицко-Янкелевича также проживала в Мазуровке в 1889 г., т.е. они уже переселились туда из Хмельникской Юридики (где проживали ранее, в 1884 г.),
    найден дополнительный документ об этой семье за 12 апреля 1889 г.
    «Подолия.
    Литин
    Гиль Дувид Ицко-Янкелевич

    -Проживает в постоялом дворе «Забара» в деревне Мазуровка. Степанский мещанин.Приписан к Степани в 1866 г. согласно Листа (переписи) волостного управления (губернаторства).
    О селе МАЗУРОВКА
    ———————————
    Мазуровка (укр. Мазурівка) — село, в ХІХ – нач. ХХ ст. Литинского уезда Подольской губернии. В 1957 г. присоединено к г. Хмельник Винницкой области.
    Село относится к историко-этнографическому региону Подолье.
    ——————————————————————————————————-
    Так прослеживается связь времён. Напомню строки из воспоминаний о войне, светлой памяти, журналиста Михаила Владимировича Гиля, троюродного брата Михаила Иосифовича Гиля. «Оставшиеся в живых узники гетто начали искать пути спасения. Такой случай представился мне, моему отцу и его брату Золману. Золман вязал веревки для нужд местной управы. Он сконструировал для этой тяжелой работы механизм, и представитель управы дал Золману буханку хлеба и разрешил отлучиться из гетто. Назад Золман не вернулся. В селе Мазуровке он нашел знакомого украинца Илько и с его помощью вывез меня с отцом из гетто в пустой бочке, в которой Илько привозил в гетто воду». Можно предположить, что семьи из рода Гиль не случайно имели друзей в Мазуровке, ведь они там жили немало лет до того, как перешли жить В Хмельник.

    1. Любовь Гиль

      Продолжение записей о роде Гиль
      ————————————————————
      Недавно из арх. документов по Ровно стало понятно, что изначально (т.е. с 1-ой половины XIX века ) предки Михаила Гиля по ветви Гиль были жителями местечка Степань Ровенского уезда Волынской губ.

      Список документов:

      1) Из посемейного списка 1874, а также 1884 г. по г.Ровно
      https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/68/%D0%94%D0%90%D0%A0%D0%9E_165-1-3._1874._
      %D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%96%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%96_%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B8_%D0%BC%D1%96%D1%89%D
      0%B0%D0%BD_%D1%94%D0%B2%D1%80%D0%B5%D1%97%D0%B2_%D0%BC._%D0%A0%D1%96%D0%B2%D0%BD%D0%B5.pdf

      а) Алфавитка.
      житель Ровно — Купец Гиль Берко Иде-Лейбович,

      б) Купец Гиль Берко Иде-Лейбович, 47 лет, причислен в Ровно из местечка Степань 27 января 1872 г. (№28)
      сыновья:
      1. Ицко -14,5 лет ( на 1 янв. 1884 г. — т.е. прибл. 1868 г.р.)
      2. Шмуль — 10,5 лет (прибл. 1872 г.)
      Жена — Геся,38 лет (прибл. 1845 г.р.)
      дочери:
      1. Хася-Меся, 25 лет ( прибл. 1858 г.р.)
      2. Лея, 4 года (прибл.1879 г.р.)

      2) РС (Ревизская сказка 21 января 1851 г.) по Ровно , взято с сайта JewishGen

      Глава семьи — Гиль Шулим сын Юдко (Юды — Иегуды -Лейба — Л.Г.), 48 лет по предыдущей ревизии ( т.е. в 1834 г.), умер в 1849 г.

      Гиль Шулим сын Юдко (1786 — 1840)

      Сыновья:
      1. Лейба ( Иде-Лейб = Юда-Лейб = Иегуда- Лейб — Л.Г.), 27 лет по предыдущей ревизии (т.е. 1806-1807 г.р.), земледелец
      2.Мошко ( Моисей — Л.Г.), 11 лет по предыдущей ревизии (т.е. 1822-1823 г.р.), земледелец
      3.Шлема (Шломо, Соломон -Л.Г.), 6 лет по предыдущей ревизии (т.е. 1827-1828 г.р.), земледелец

      Выводы
      ————
      Т.к. еще в 1834 г. семья Гиля Шулима сына Юдко (Юды/Иегуды-Лейба)/ Шулима Юдковича (1786 — 1840) была зарегистрирована в Ровно или м. Степани Ровенского уезда Волынской губ., а также указано , что эта семья жила в местечке Степань ранее 1872 г., а также учитывая те факты, что в 1860-х гг. прямые предки Михаила Гиля тоже проживали в м. Степань и других носителей фамилии Гиль по выше указанным документам не было, можно
      утверждать, что семьи Гиль от Юды (Иегуды-Лейба, отчество его пока неизвестно), и семья Гиль от Давида Гиля (прапрапрадеда Михаила, отчество его тоже пока неизвестно) —
      РОДСТВЕННЫЕ СЕМЬИ. Есть общие имена среди потомков обеих ветвей рода. Воможно Юда отец или родной брат Давида, по годам поколений этоо реально.
      Для уточнения родственной связи пока документов недостаточно. Хорошо бы найти дополнительные документы, например, РС 1834 г. и др.

  2. Степаненко Раиса

    Люба, огромное Вам спасибо! С интересом и волнением читаю написанное Вами. Это история не только Вашей семьи, но и всего нашего народа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.