©Альманах "Еврейская Старина"
   2023 года

Loading

 Инициатором создания музыкальной школы и музучилища в Сталино стал прекрасный пианист, профессор Московской, а затем Киевской консерватории Абрам (Авраамий) Михайлович Шепелевский — глубоко эрудированный, высокообразованный музыкант, учившийся в Московской консерватории с Сергеем Рахманиновым и Александром Скрябиным, которые стали известными композиторами.

Елизавета Гиллер

ДОНЕЦК: НАЧАЛО

(евреи в истории города)

 (окончание. Начало в №2/2023)

 Первый НИИ в Сталино

Лиза ГиллерРазвитие промышленности в Донбассе имело и другую, негативную сторону: регион занимал ведущие позиции по количеству профессиональных заболеваний. Для своевременного выявления и лечения подобных заболеваний получила развитие так называемая рабочая медицина: была развернута значительная сеть заводских и шахтных медицинских учреждений. Но этого было недостаточно. Следовало глубоко исследовать причины профессиональных заболеваний, найти лекарства для их излечения, а также изучить возможности сохранения здоровья работников на вредных производствах.

Для всесторонних исследований в сфере физиологии, гигиены труда и профессиональной патологии в регионе 14 ноября 1925 года в г. Сталино был открыт Украинский институт рабочей медицины. Инициатором открытия этого института и его первым директором стал ректор Харьковского медицинского института доктор медицинских наук, профессор И. Я. Штрум. На первых порах новый НИИ являлся филиалом Харьковского института рабочей медицины. Институт располагался в здании особняка барона Бальфура (сейчас — район металлургического завода), где находились 5 лабораторий (химическая, экспериментально-морфологическая, клинико-диагностическая, горно-физиологическая и лаборатория профессиональной гигиены) и 2 отдела (клинический и социальной гигиены). Свою работу ученые института начали с изучения предприятий угольной промышленности и горячих цехов металлургического завода.

Среди первых сотрудников был Вульф Раввин. В 1925 г. Вульф и его жена Рива, выпускники МГУ, узнали об открывающемся в Сталино институте Раблида (так назывался тогда Институт гигиены труда и профзаболеваний), которому требуются научные работники.

Семья Раввиных переехала в Сталино и приступила к работе в институте. Вульф Абрамович изучал изменения в легких шахтеров под воздействием угольной пыли и опубликовал множество статей о заболевании антракозом[1]. В дальнейшем он посвятил этой проблеме всю свою жизнь.

Иосиф (Василий) Гроссман прибыл после окончания МГУ в 1929 году и работал там же химиком-ассистентом. В. Раввина и В. Гроссмана связывала теплая дружба.

В 1929 г. согласно Постановлению ЦК ВКП (б) «О задачах угольной промышленности Донбасса», Украинский институт рабочей медицины был преобразован в самостоятельный Донецкий краевой институт патологии и гигиены труда.

Для комплексного изучения проблем профилактики и диагностики профзаболеваний Донецким краевым институтом патологии и гигиены труда была проведена совместная экспедиция одиннадцати научно-исследовательских институтов Украины на рудник «Ветка». Эта экспедиция дала толчок многочисленным изысканиям в сфере профилактики и диагностики профзаболеваний.

К первому юбилею, в 1935 году, институт переехал в новое здание на улице Челюскинцев.

С началом Великой Отечественной войны сотрудники были эвакуированы, оборудование было передано эвакогоспиталям. Институт возобновил свою работу только в 1946 году после восстановления здания.

За долгие годы своего существования институт расширял направление своей деятельности и в связи с этим менял свое название.
Последнее время институт занялся изучением проблем медицинской экологии, которая очень важна для Донбасса. В связи с этим институт получил название «НИИ медико-экологических проблем Донбасса и угольной промышленности».

В 2014 году институт в связи с войной покинул Донецк и переехал в г.Константиновка.

Сталинский мединститут им. Горького 

Бурный рост населения Донбасса во второй половине двадцатых годов требовал увеличения количества врачей в регионе. В январе 1930 года на проходившем в Харькове (в то время столице Украины) съезде руководства здравоохранения рассматривалась необходимость открытия медицинского вуза в Донбассе, поскольку ожидалось быстрорастущее развитие региона. Оставалось решить, где именно должен быть открыт такой вуз: в Сталино или Луганске. После долгих обсуждений и изучения доводов «за» и «против» 12 июня 1930 г. было принято решение об открытии мединститута в г. Сталино.

Первым директором института был назначен И.Я. Олимпиев.
Для размещения нового вуза Сталинский горисполком выделил здания финотдела (сейчас там располагается городская больница №1) и семилетней школы, двухэтажный дом на центральной улице города, а также 30 квартир для преподавателей из других городов.

Сталинский горный институт предоставил свои аудитории для преподавания химии и физики.

Большую помощь в материальном оснащении молодого вуза оказали мединституты Киева, Одессы, Харькова. Они прислали микроскопы, некоторые экспонаты анатомического музея, Ленинградская военно-медицинская академия передала сотни книг из своей библиотеки. Фундаментальная библиотека Академии наук — ряд монографий, журналов, дубликаты диссертационных работ.

В июле 1930 г. был объявлен конкурс на замещение должностей заведующих кафедрами и преподавателей.

Среди первых сотрудников института были анатомы Н.Д. Довгялло (Одесса) и Акилова А.Т. (Харьков), биолог Е.Е. Паули (Харьков), гистологи В.А. Раввин (ученик А.Г. Гурвича) и А.Г. Черняховский (Киев), физиолог Н.Н. Кудрявцев (Харьков), микробиолог Н.Н. Благовещенский (Казань), биохимик А.И. Войнар (Одесса), физик В.В. Адаменко, химик B.C. Гроссман, хирург В.М. Богославский (ученик С.И. Спасокукоцкого), рентгенолог И.А. Кунин, физиотерапевт С.М. Свидлер, терапевт П.А. Антоньев, врачи П.П. Раевский., Ф.М. Осипов, П.А. Контрольский, и др.

Хочу рассказать о некоторых из тех, кто работал с первых дней основания вуза.

Вульф Абрамович Раввин 

Вульф Абрамович Раввин родился 5.02.1888 г. в местечке Германовичи в семье учителя. Отец был разносторонне образован, владел русским, ивритом, идишем и немецким, читал на французском, знал историю и географию, играл на скрипке. Вульф учился в хедере, изучил русский язык.

В 1900 г. семья переехала в Лодзь, где В. Раввин окончил четырехклассное училище с отличием. Его манила карьера инженера, он готовился к поступлению, но в 1909 г. Варшавский политехнический евреев к вступительным экзаменам не допускал. Он отправился во Францию, где не был так развит антисемитизм. Но Вольфу пришлось отказаться от мысли стать инженером из-за того, что еврею в России подтвердить иностранный диплом инженера было непросто.

Для учебы он выбрал университет в г. Монпелье, где начал изучать медицину. Первый курс В.Раввин закончил успешно, а в начале второго года он остался без материальной поддержки из дома. Молодой человек устроился работать гувернером и давал частные уроки. Вольф продолжал увлеченно учиться, но в 1913 году пришлось вернуться домой, где семья с трудом сводила концы с концами. Вольф, помог семье, зарабатывая частными уроками: ему как студенту иностранного вуза неплохо платили.

Пришел 1917 год, произошла Октябрьская революция. Вульф покинул Лодзь и переехал в Москву. Он поступил в Московский университет на медицинский факультет и на психологическое отделение философского. В 1919 г. из Петербурга приехал профессор А.Г. Гурвич на должность заведующего кафедрой гистологии университета. Профессор сразу заметил талантливого студента и пригласил В. Раввина на должность ассистента.

С 1925 года В.Раввин работал в г. Сталино в институте Раблид (позже— Институт патологии и гигиены труда).

После открытия мединститута В. Раввин по просьбе И.Я. Олимпиева организовал кафедру гистологии, которая занимала одно из ведущих мест в мединституте.

В.А. Раввин успешно сочетал работу в мединституте с работой в Институте патологии и гигиены труда.

В 1934г. Вульф Абрамович — заведующий кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии мединститута. Летом 1939-го В. Раввин защитил докторскую диссертацию.

Во время войны он — в эвакуации — зав. кафедрой гистологии Новосибирского мединститута. Перед вступлением немцев в г. Сталино В.А. Раввин приложил максимум усилий к сохранению учебного оборудования, которое частично удалось вывезти, а остальное — спрятать.

После возвращения домой весной 1944-го В.А. Раввин продолжал работать зав. кафедрой в Донецком мединституте.

Кафедра вновь становится образцовой. Была создана лаборатория для экспериментальной работы. Производя опыты на крысах, он нашел способ выведения пыли из легких, т.е. открыл путь к профилактике антрокоза. Солидный возраст (ему шел 76-й год) не позволил ему добиться внедрения своей методики без поддержки института, облздравотдела и обкома профсоюза угольщиков.

В.А. Раввин

Исследования профессора Вульфа Абрамовича стали основанием для внесения в законодательство пункта о денежной компенсации шахтерам в случае заболевания антрокозом.

Работу в мединституте Раввин сочетал с общественной деятельностью в качестве организатора и руководителя Донецкого научного общества анатомов, гистологов и эмбриологов. Научные работы В.А. Раввина были известны далеко за рубежом.

В 1977 году он закончил работу над большой монографией «Профессиональный антракоз». Раввин получил отличные рецензии, но издаться не смог из-за «неподходящей» фамилии! От него требовали сменить фамилию на «более приемлемую». Но Вольф Абрамович решил остаться Раввиным! На другое предложение — «издаться под двумя фамилиями» — он также ответил отказом. Столь важная для коллег монография так и осталась неизданной.

Бывший заведующий кафедрой гистологии Донецкого мединститута, доктор медицинских наук, профессор Раввин скончался скоропостижно, на 91-м году жизни. Из некролога, опубликованного в ленинградском журнале «Архив анатомии, гистологии и эмбриологии», №6 — 1979 г.: «Мы знали его как человека, обладавшего очень ценными качествами: непоколебимой принципиальностью, нравственной чистотой, большим трудолюбием, добрым отношением к людям. Он прожил долгую и плодотворную жизнь, оставив большой след в науке». 

Самуил Михайлович Свидлер 

С.М. Свидлер — наш земляк, он родился в Бахмуте в бедной многодетной семье ремесленника-шапочника 13.12.1889 г. Вскоре семья переехала в Юзовку. Здесь он провел всю свою жизнь. Самуил был очень любознательным и с удовольствием учился, закончил гимназию с серебряной медалью. Несмотря на процентную норму для евреев, ему удалось поступить в Одесский университет. Во время учебы ему приходилось давать частные уроки и даже работать статистом в театре. Когда С. М. Свидлер вернулся в Юзовку, там бушевала эпидемия сыпного тифа. Он принял активное участие в борьбе с эпидемией, заразился и переболел этой болезнью.

С.М. Свидлер

 После революции Свидлер занимается организацией здравохранения в Юзовке, создает физиотерапевтическую службу, продолжает работать врачом. За долгие годы своей профессиональной деятельности он работал в санитарном управлении Юзовского уезда, главврачом городской поликлиники, заместителем заведующего облздравотделом. Но делом его жизни стала работа в Донецком медицинском институте, где он преподавал курс физиотерапии.

В институте он проработал до 80 лет, сочетая научную работу с преподавательской. Свидлер изучал влияние физиотерапии при различных заболеваниях, включая профессиональные заболевания шахтеров и металлургов. Результаты своих исследований публиковал в научных журналах.

Заслуженный врач УССР, кандидат медицинских наук, доцент Донецкого медицинского института С.М.Свидлер десятилетия своей жизни отдал делу воспитания советских врачей. Он участник двух мировых войн. За свой плодотворный многолетний труд и участие в Великой Отечественной войне награжден орденами и медалями.

С.М. Свидлер немного не дожил до 101 года.

Чижин Ион Моисеевич 

Ион Моисеевич Чижин родился в Украине в 1890 г.

В 1916 г. окончил Императорский университет Св. Владимира (ныне Киевский университет).

В 1934 г. Иона Чижина, профессора и завкафедрой ортопедии Среднеазиатского мединститута (г. Ташкент), переводят в г. Сталино, где в мединституте он создает кафедру ортопедии, травматологии и военно-полевой хирургии и становится ее первым заведующим.

Ион Моисеевич Чижин

В 1937 г. ему очень повезло: пока он был в командировке в Москве, за ним приехал черный воронок. Однако на следующий день объявили об аресте Ежова, и Чижина оставили в покое.

Ион Чижин участвовал в трех войнах. Во время первой мировой в студенческие годы он служил санитаром. Во время финской он сообщил семье о длительной командировке в Москву, а сам уехал на фронт для спасения обмороженных. Он оставил в Москве пачку писем, которые его братья периодически отправляли его жене.
В 1941 г. Ион Моисеевич отправился в эвакуацию практически в последний день, едва не оставшись на оккупированной территории.
Чижин не подлежал мобилизации из-за стенокардии, но не мог усидеть в тылу в такое сложное время. Он записался в добровольцы.

В звании подполковника медицинской службы И. М. Чижин — главный хирург армии, воевавшей на Курской дуге. Бесстрашный, на У-2, называемой «уточкой», он летает по всему фронту, оперируя самых сложных раненых.
Когда Чижин вернулся в Сталино после войны, оказалось, что утерян его профессорский диплом. В круговерти работы он вовремя не занялся его восстановлением. И его лишили основанной им кафедры.

Именно ему принадлежала идея создания большого специализированного лечебного учреждения вместо нескольких травматологических отделений, не обеспечивающих возросших потребностей промышленного региона. Ион Чижин стал инициатором создания травматологической больницы в Сталино (Донецке). Его дочь, Гаянэ Ионовна вспоминает, что «в 47-м году к нам домой, уже как к себе домой, ходил главный архитектор проекта, как с отцом обсуждалось всё до мелочей»…

Донецкая областная клиническая больница была открыта 7.12.1953 г.

Вспоминает его коллега С. Талейсник: «Я помню этого трудоголика и преданного пациентам врача, который постоянно создавал новые аппараты и методы лечения, пытаясь облегчить страдания пациентов. Я, как нейрохирург, помню предложенную им вращающуюся кровать для спинальных больных, которую опробовали в нашей клинике».

Вспоминает дочь, Гаянэ Ионовна: «На его счету — десятки, если не сотни изобретений, облегчающих страдания больных. Отец сконструировал унистап — универсальный стол-аппарат, за которым было очень удобно оперировать. Легкие в изготовлении, эти столы одно время были весьма распространены в госпиталях Советского Союза.

 В течение нескольких лет отец сделал механический протез руки, со всеми функциями, присущими настоящей кисти»…

В последние годы жизни Ион Чижин занимался лечением трофических язв. Лечил больных методом, который сам и разработал: их ноги на сутки укладывали под углом, отек уходил, и Чижин накладывал повязку. Своим методом он поставил на ноги сотни людей.

Горько сознавать, что И.М. Чижин ушел очень рано. Когда ему было 72 года, он заболел гриппом. А когда возвратился, оказалось, что закрыли отделение, в котором он работал и которое принимало людей со всего Советского Союза, ставило их на ноги, дарило им практически новую жизнь.

На пенсии он пробыл всего две недели — не выдержало сердце. Ион Моисеевич Чижин похоронен в г. Горловка, расположенном в 40 км от Донецка.

Сталинский педагогический институт 

Пединститут — самый молодой из вузов Донецка, созданных до войны. Он был открыт в 1937 году. К сожалению, о довоенном периоде института известно совсем немного.

У института есть своя предыстория. Донбасс развивался, нужны были специалисты среднего звена, поэтому открывались новые техникумы и рабфаки, но не хватало квалифицированных преподавателей для этих учебных заведений. Для выпуска таких специалистов 15 ноября 1930 года г. Сталино был открыт Сталинский педагогический институт профессионального образования в котором было два факультета: физико-математический и социально-экономический. Позже появилось вечернее отделение. К сожалению, из-за плохой материальной базы — отсутствия помещений для учебы и общежитий — институт был вскоре переведен в Мариуполь, а потом и вовсе расформирован. Студентов перевели в Луганск и в Заочный украинский институт.

В 1936 году, как обнаружил в газетах того времени «Социалистический Донбасс» и «Сталинский рабочий» донецкий краевед Анатолий Жаров, всерьез шел разговор об основании в Сталино нового университета. И даже шло проектирование зданий университетского городка.

В газете «Сталинский рабочий» от 2 ноября 1936г. была размещена статья киевского корреспондента М.Циолека под названием «Университетский городок в Сталино». В ней говорилось, что «В начале будущего года в Сталино развернется колоссальное строительство нового университета. Новое учебное заведение будет состоять из нескольких громадных домов, в которых разместятся 7 факультетов: физический, математический, химический, биологический, географический, исторический и литературный. Кроме того, будут сооружены общежития для студентов, дома для профессуры, лаборатории и т. д».
Технический проект и смета строительства первой очереди будут закончены до 1 декабря 1936 года, а всего университета — до 1 февраля 1937 года».

Начинать строительство планировалось с корпуса исторического и литературного факультетов, общежития на 400 мест и дома профессуры на 40 квартир.
Технический проект и смета строительства первой очереди должны были быть закончены до 1 декабря 1936 г., а всего университета — до 1 февраля 1937 г.

В феврале 1937 года в той же газете было сообщено о месте строительства первой очереди Донецкого государственного университета: «студенческие общежития — на территории Студгородка, учебные корпуса на территории парка (бывшего Семеновского кладбища — на этой территории сегодня находится Свято-Преображенский кафедральный православный собор и сквер — Прим. А. Жарова), дома строительства 1-й очереди — на улице Челюскинцев». В номере же за 11 июля того же года был размещен рисунок главного корпуса университета. Газеты постоянно писали о том, что строится университет, повторяли, что Сталино станет «университетским» городом. Со временем на эту тему перестали писать. Так красиво начавшись, эта история быстро сошла на нет. Университет был создан только в 1965 году на базе пединститута.
Сталинский государственный педагогический институт, которому было присвоено имя А.М. Горького, был открыт 15 июля 1937 г.

Первое здание пединститута

Директором института стал А.В. Евдокименко. В новом институте было два факультета (исторический и филологический) и пять кафедр: истории, языка и литературы, педагогики и психологии, социально-экономических дисциплин, военного дела и физической культуры. Руководители кафедр стали: старший преподаватель истории СССР Н.А. Пурель, старший преподаватель русского языка Г.И. Рихтер, профессор Н.А.Чалисов, А.В.Евдокименко, преподаватель военного дела Ф.С. Едыкин.

Немного подробнее о Григории Исааковиче Рихтере. Г.И. Рихтер (1903-1976) закончил Харьковский университет, там же потом защитил кандидатскую. Это был очень яркий, выдающийся ученый, о котором упоминал Корней Чуковский в книге «Живой как жизнь», ссылаясь на труд Рихтера «Нормы литературной речи, по преимуществу разговорной». 

Г.И. Рихтер

Его лекции были театром одного актёра, их с интересом посещали студенты с других факультетов. Он никогда не читал по конспектам, всегда импровизировал. Григорий Исаакович был ходячей энциклопедией, прививал хороший вкус к настоящей литературе. Это был человек-легенда.
Он заведовал кафедрой более тридцати лет с 1937 по 1969 г.г.

Становлению пединститута сопутствовало множество проблем: выделенное помещение в срочном порядке перестраивалось для нужд института, не хватало мест в общежитии, отсутствовала столовая, не хватало учебных пособий и научно-методической литературы. Да и штат преподавателей был заполнен лишь на 50%.

Постепенно все приводили в порядок: были созданы три учебно-методических кабинета (истории, языка и литературы, военной подготовки), открылась библиотека, которая была необходима для занятий студентов.

Многое делалось для развития вуза, но в тоже время, 1937-38 г.г. проходила волна репрессий, которые не обошли преподавателей института.
Среди тех, кто был репрессирован, были Л.И. Росинский, М.С. Шевченко, Е.Г. Сиромолот, О.О. Кривицкий, А.П. Шостак, П.А. Ищенко-Зуб. 20 апреля 1938 г. областной прокуратурой был санкционирован арест директора института А.В. Евдокименко. Его обвиняли в участии в «антисоветской эсеровской повстанческой организации, которая имела цели свержения советской власти…». Вскоре А. В. Евдокименко был уволен с работы как «враг народа». После этого на должности директора института работали Иван Яковлевич Омельяненко и Сергей Яковлевич Резник. В августе 1940 года директором института стал Сергей Алексеевич Ксенофонтов и проработал на этой должности 20 лет.

Количество студентов Сталинского пединститута постепенно росло: если в 1937 году были приняты 138 студентов, то в сентябре 1940 г. к занятиям приступило 400 первокурсников, обучающихся на дневном, вечернем и заочном отделениях института. Всего же во время 1940-41 учебного года институт насчитывал 880 студентов.

Весной 1941 года готовились к первому выпуску пединститута. Выпускные экзамены планировались на июнь-начало июля. 13 июня, за 9 дней до начала войны был издан приказ директора института создании комиссии по подготовке выпускного вечера в составе декана исторического факультета Я.Л. Пичкуренко, декана филологического факультета В.И. Костецкого, заместителя директора института по хозяйственной части, заведующего кафедрой марксизма-ленинизма С.М. Чагир, студентов Ф. Герценовой и И. Жеребченко. Комиссия наметила план подготовки выпускного вечера.

Институт готовился к новому учебному году: утверждались планы работы факультетов и кафедр, планировались новые исследования.
Но началась война.

Рождение музыкального Сталино

 Евреи — народ музыкальный. По словам моего дяди, Б.Герценова: «Папа и мама увлекались еврейской музыкой, у нас дома, сколько помню себя, была скрипка, а мы, заметив на деке изнутри итальянские буквы, тщательно исследовали ее, не изготовил ли инструмент когда-то сам Гварнери?». Я знаю, что до войны в семье было пианино. Но о том, что кто-то из братьев и сестер Герценовых учился музыке, я не слышала.

Несколько лет назад мне попалась статья о рождении музыкального Сталино, напечатанная в донецкой еврейской газете «Наша жизнь» и подписанная «И.Г. — ветеран труда, старый музыкант». Благодаря этой публикации я узнала, как музыка «завоевала» Сталино.

Трудно представить, но до 1935 года в Сталино не было музыкальных учебных заведений. Учиться можно было частным образом: игре на фортепиано обучала Лидия Федоровна Гедберг, а на скрипке — Михаил Исаакович Иоэльс.
Мне удалось связаться с племянницей М.И. Иоэльса, Еленой Белинской, и получить от нее фотографию и уточнение: Михаил Исаакович долгое время работал дирижером Донецкого театра оперы и балета.

Михаил Исаакович Иоэльс  со своим учеником

 Инициатором создания музыкальной школы и музучилища в Сталино стал прекрасный пианист, профессор Московской, а затем Киевской консерватории Абрам (Авраамий) Михайлович Шепелевский — глубоко эрудированный, высокообразованный музыкант, учившийся в Московской консерватории с Сергеем Рахманиновым и Александром Скрябиным, которые стали известными композиторами.

А.М. Шепелевский приехал в Сталино в 1934 году и предложил организовать в городе музыкальную школу и училище, которые были открыты после многих поездок с ходатайствами в Киев в апреле 1935 г.

Абрам Михайлович Шепелевский

 За годы своей работы Шепелевский обучил много талантливых пианистов. Консерватории бывшего СССР с удовольствием принимали учеников музучилища по классу профессора Шепелевского. Московскую консерваторию окончили Белла Шухман и Елена Заплаткина. Белла Львовна Шухман после выпуска вернулась в Сталино. Она преподавала в музучилище и выступала с концертами в филармонии.

Белла Львовна блестяще исполняла концерт Моцарта №23 с оркестром под управлением главного дирижера Соломона Фельдмана. К великому сожалению, она очень рано ушла из жизни, не успев до конца раскрыть свой талант концертирующей пианистки и одаренного педагога.

Необходимо вспомнить лучших педагогов по классу фортепиано музшколы №1 г.Сталино Елену Абрамовну Капельович и Адель Вениаминовну Бунимову, которые выпустили целую плеяду прекрасных музыкантов.

Гордостью школы и музучилища были талантливые преподаватели и виртуозные исполнители: Лия Ефимовна Друккер, Наум Маркович Бродский, Борис Исаевич Векслер.

Отдел струнных инструментов в школе и музучилище по просьбе Шепелевского возглавил Генрих Эдельштейн. Он продолжал руководство отделом до последних дней своей жизни. Генрих Моисеевич воспитал многих талантливых учеников, которые закончили Киевскую, Московскую, Ленинградскую и другие консерватории. 

Как начиналось радио в Сталино 

Первая эфирная радиостанция обосновалась в одноэтажном домике в поселке Далекий (район библиотеки имени Н.К. Крупской и Художественного музея). Она была оборудована одной 56-метровой мачтой со специальной антенной, которая позволяла передавать сигнал сигнал радиостанции на всю территорию Сталинского округа. Передачи радиостанции можно было услышать далеко за пределами региона. К тому времени в Сталинском округе было почти 400 клубных громкоговорителей и до тысячи радиолюбительских установок.

Первые передачи вышли в эфир 16 мая 1927 года. Передавались выпуски радиогазеты (обзор печатных изданий) и концертные программы, в которых охотно принимали участие артисты города. Вначале на студии не было звукозаписи, все передачи велись в прямом эфире, что требовало от участников серьезной подготовки. Работа по формированию творческого коллектива радиостанции была поручена режиссеру из Артемовска товарищу Хенкину (в дальнейшем — диктор и режиссер радиокомитета), музыкантам Ладыженскому (будущему главному редактору эфира) и Руденко, который потом стал художественным руководителем.

Для радиокомитета выделили одно из самых больших помещений на улице Вторая Линия (сегодня там находится Донецкий вечерний текстильный техникум), в котором были подготовлены помещения для радиовещания. Передачи велись с 9-ти часов утра до 23-х часов вечера ежедневно. На радиостанции имелся большой коллектив артистов, дикторов, композиторов, писателей. Программы состояли из литературных, музыкальных и политических передач, а также выпусков новостей. В частности, 30 октября 1930 года прозвучал монтаж оперы «Катерина». 29 марта 1935 года прозвучала передача о том, как изменился город за годы советской власти. По вечерам несколько раз в месяц выходили 30-минутные радиопередачи для школьников. В этих передачах можно было услышать стихи, патриотические песни и литературно— музыкальные передачи: сказку А. Толстого «Золотой ключик», рассказ Петра Панча «Маленький партизан» и др. Сотрудники радио часто устраивали творческие встречи в трудовых и учебных коллективах, в рабочих клубах.

В 1932 г. в радиокомитете был создан симфонический оркестр. По радио начали транслировать концерты. Исполнялась классическая музыка российских и зарубежных композиторов, выступали солисты. Передачи велись на русском, украинском, болгарском и языке идиш.

Как мне написал Ю. Бейлин: «До 1938 года в Сталино работало еврейское радио на идиш, были литературные вечера. Шолом-Алейхема читал по радио Лев Шухман (отец моей ближайшей до сих пор подруги)». 

Филармония

В 2021 году Донецкой филармонии исполнилось 90 лет. К сожалению, довоенные документы филармонии документы погибли во время войны вместе с архивами. Единственные документы, в которых сохранились некоторые факты — это подшивки старых газет. Газета «Диктатура труда» (позже переименованная в «Социалистический Донбасс») сообщила о создании областной филармонии в номере от 17 января 1931 г. В состав филармонии входили ансамбль песни и танца, лекторская и эстрадная группы.. Этот день стал считаться днем рождения филармонии.

Творческие бригады артистов филармонии объездили с шефскими концертами всю область. Их зрителями были рабочие и колхозники, шахтеры и строители. В 1936 году в состав филармонии вошел симфонический оркестр под руководством дирижёра Натана Рахлина — будущего народного артиста СССР.

В январе 1939 года в здании филармонии был открыт концертный зал — 26 января там состоялся первый концерт. С этого времени в областную филармонию начали приезжать исполнители из различных городов Советского Союза.

Натан Рахлин 

Судьба забросила Н.Рахлина в Сталино летом 1935 года. Ему предложили возглавить незадолго до этого сформированный оркестр областного радиокомитета. В составе оркестра находилось к этому времени всего двадцать шесть — тридцать музыкантов, преимущественно невысокой квалификации. Рахлин фактически воссоздал оркестр заново, расширив состав до шестидесяти музыкантов и добившись прекрасного звучания. Музыканты, работавшие с Рахлиным в дни становления оркестра, ценили его его яркий талант и организаторские способности, несмотря на «вредность характера».

Натан Рахлин

Зрители сидели на концертах, не шелохнувшись, очарованные льющейся со сцены непривычной музыкой. Симфонический оркестр и филармония прославились на весь Донбасс, а позднее и на всю страну. В Сталино, городе, не знавшем симфонических концертов, Девятую симфонию Бетховена весной 1936 г. оркестр исполнял несколько раз.

В 1937 году Натан Рахлин переехал в Киев, став во главе Государственного симфонического оркестра Украины.

Натан Григорьевич Рахлин родился 10 января 1906 года в местечке Сновск на Черниговщине. Отец его руководил небольшим клезмерским оркестром, в котором играл и Натан. За это время он освоил несколько струнных и духовых инструментов. В семь лет мальчик начал работать музыкантом в местном кинотеатре, а во время Гражданской войны служил трубачом в отряде Котовского.
Именно Котовский привез Натана в Киев на конкурс полковых трубачей, где он занял первое место. Тогда ему впервые довелось услышать симфонический оркестр, звучание которого потрясло его до глубины души.
Натан Рахлин поступает сразу на третий курс консерватории по классу скрипки, хотя экзамены сдавал… на трубе-баритоне, изумив приемную исполнением скрипичного концерта Мендельсона в собственном переложении для трубы. После обучения в классе скрипки Киевской консерватории, Н. Рахлин закончил дирижерский класс Музыкально-драматического института имени Лысенко.

Надо заметить, что Рахлин до сих пор считается единственным в мире дирижером, который мог показать и струнникам, и духовикам, и ударникам, что он от них хочет, поскольку в совершенстве владел практически всеми инструментами.

Генрих Эдельштейн 

Генрих Моисеевич Эдельштейн родился в Юзовке в семье рабочего-обувщика в 1911 г. Свои музыкальные способности он проявил уже в детские годы, обучаясь у частного педагога. В шестнадцатилетнем возрасте он устроился скрипачом в небольшой оркестр, который играл в клубе горняков. Профсоюз горняков обратил внимание на игру талантливого мальчика и отправил его учебу в Москву. Однако, на прослушивании присутствовал Давид Соломонович Бертье, профессор Киевской консерватории. Он предложил парню поступить к нему в класс. Генрих согласился. Он успешно закончил консерваторию. По приглашению Натана Рахлина он занял место солиста-концертмейстера в симфоническом оркестре при Сталинском областном радиокомитете и продолжил свою работу в нем после перевода оркестра в филармонию.

Натан Рахлин очень ценил Г.Эдельштейна. Работая в Киеве, Рахлин хотел «переманить» его, договаривался о жилье для него, но Эдельштейн любил родной город и оркестр, поэтому остался в Сталино. В течение тридцати лет был бессменным первым концертмейстером симфонического оркестра. Также выступал как солист и как участник камерных ансамблей.

К 90-летию музыканта на его доме была открыта мемориальная доска.

В этом доме с 1965 по 1988 год жил Генрих Эдельштейн – первый концертмейстер симфонического оркестра Донецкой областной филармонии, выдающийся музыкант и педагог, основатель скрипичной школы в Донбассе.

Театральный калейдоскоп 20-30-х гг. в Сталино 

В этом году Донецкому драмтеатру исполняется 90 лет. И всегда считалось, что это был первый и единственный драмтеатр в нашем городе. Однако, это не так.

С начала 20-х годов в Сталино работали театральные труппы, которые то и дело сменяли одна другую до 1933 года, когда образовался драмтеатр, который работает до сегодняшнего дня.

В 20-е годы, через несколько лет после революции, в городе появился первый профессиональный театр, который так и назывался 1-й Советский театр. Упоминание об этом театре нашел в газете «Диктатура труда» за 1922 год донецкий краевед В.Степкин. Главным режиссером театра был А. Лернер. Позже главным режиссером стал А. М. Самарин-Волжский. Скупые строки биографии этого человека нашлись в интернете в нескольких источниках. Арнольд Маркович Самарин-Волжский (настоящая фамилия Левинский) родился 7 ноября 1878 года. Впервые вышел на сцену в 1898 г. в Вильне (я полагаю, что он родился вблизи этого города). После окончания 1904 году Киевской школы драматического искусства начал режиссерскую деятельность. Держал антрепризу в Керчи, Таганроге, Харбине. В 1917-1919 гг. руководил театром миниатюр, участвовал в создании художественных коллективов на фронтах гражданской войны. Работал во многих театрах страны, в том числе и в нашем городе. В конце 1920-х годов он ставил спектакли в еврейском театре «Кунст-Винкл» в Киеве. В 1930-х начал работу режиссером Киргизского русского драматического театра. В 1939 году ему присвоили звание Заслуженный деятель Киргизской ССР (1939). Умер в 1949 году. Похоронен в Москве.

Арнольд Самарин-Волжский

Сохранившаяся в фондах Донецкого краеведческого музея театральная афиша за 1924 год указывает адрес Зимнего театра, где проходили спектакли: 2 Линия, бывший театр «Сатурн».

На той же афише указан репертуар театра, в котором не только известная классика: «Ревизор», «Слуга двух господ», «Свадьба Фигаро», «Без вины виноватые» и др., но и редко встречающаяся в сейчас в репертуарах пьеса С.Моэма «Обетованная земля», а также совсем новая на то время пьеса Б.Шоу «Святая Иоанна» .

Несмотря на далеко идущие планы режиссера, описанные в газете «Диктатура труда» в октябре 1924 года, через три года он покинул город вместе с труппой.

В 1928 г. в Донбассе начал действовать театр под названием Дондерждрама. В первые два года театр работал в г. Сталино, с 1930 г. гастролировал по городам Донбасса и всей Украины. В 1935 году влился в передвижной украинский театр им. Артема, базировавшийся в г.Артемовске (Бахмут).

Театр юного зрителя появился в Сталино в 1930 г. В феврале 1931 г. состоялась премьера пьесы «Путь далекий». Руководителем театра был А. И. Соломарский. Школьники тепло принимали спектакли театра. Театр базировался в ДК им.Дзержинского вместе с несколькими другими культурными заведениями. К сожалению, из-за отсутствия своего здания ТЮЗу пришлось переехать в Ворошиловград. С тех пор детвора Сталино могла увидеть спектакли этого театра только во время гастролей.

В 1933 году в Сталино появился новый театр. Труппа этого театра ранее работала в Червонозаводском районе г. Харькова под названием Украинский рабочий театр. Его история началась 7 ноября 1927 г. Основу труппы составили актёры Харьковского государственного народного театра и знаменитого театра «Березиль». Первым руководителем стал воспитанник В. Немировича-Данченко, известный режиссёр А. Загаров, а через год художественным руководителем был назначен ученик Л. Курбаса, выдающийся режиссёр, в будущем — народный артист Украины В. Василько.

В 1930 году этот театр участвовал во Всесоюзной олимпиаде искусств, где его оценили по достоинству.

В 1933 году, по предложению правительства успешный творческий коллектив был переведен в Сталино, где 7 ноября 1933 года состоялась премьера драмы И. Микитенко «Бастилия божьей матери». Этот спектакль был восторженно встречен зрителем. Старожилы долго помнили имена режиссера В.Василько и лучших артистов В. Добровольского, Л, Гаккебуш Г. Чайки, М.Ильченко и др.

Репертуар театра отличался разнообразием: «Песня о Свечке» И. Кочерги, «Леон Кутюрье» по Б. Лавреневу, «Гайдамаки» Л. Курбаса по Т. Шевченко, «Диктатура» И. Микитенко, «Макбет» У. Шекспира, «Васса Железнова» М. Горького, «Платон Кречет» А. Корнийчука. Именно в Донбассе в репертуаре театра появляются музыкальные спектакли — от народной оперы «Наталка-Полтавка» до трагедии «Борис Годунов».

В довоенное время театр успел посетить многие города Донбасса (Ворошиловград, Мариуполь, Горловка, Артемовск, Макеевка, Славянск), а также крупные города Советского Союза (Баку, Минск, Витебск, Гомель, Могилев, Ленинград, Горький, Ростов-на-Дону, Киев).

Сталинский драматический театр входил в шестерку лучших драматических театров Украины.

Новые грани мастерства актеров открылись после создания по распоряжению горсовета Кукольного театра на базе драмтеатра. Любовь Гаккебуш и Виктор Добровольский с энтузиазмом взялись за новое для них дело. В свободное от основной работы время восемь единомышленников-актеров строили декорации, делали кукол, подготовили ширму, репетировали новый спектакль. Для театра было выделено здание бывшей синагоги на 4-й линии (после закрытия синагоги в этом здании успел поработать Клуб медицинских работников).

Первая труппа театра кукол. В центре — Л. Гаккебуш

Из воспоминаний В. Добровольского: «Ширму сделали из фиолетового бархата. Она была лёгкой, прочной и портативной. Куклы были петрушечные. Один из первых спектаклей — «Ивасик-Телесик».

В будние дни запрягали лошадь, артисты садились на подводу и отправлялись по различным предприятиям и шахтам с выездными спектаклями. В выходные дни ширму ставили на большой сцене театра. Дети восторженно принимали спектакли.

Театр кукол, как и драматический театр, при котором он состоял, работал на украинском языке.

Гастроли ГОСЕТ в Сталино 

Лето — время больших гастролей. В Сталино часто приезжали столичные театры. Специально для приема дорогих гостей в парке культуры и отдыха им. Постышева был сооружен летний театр на 1100 мест. Особенно урожайным на визиты столичных театров был 1936 г. Сезон начался с гастролей ленинградского театра С.Э. Радлова.

23 и 24 июня 1936г. в Сталино гастролировала известная негритянская певица Целестина Коол (Нью-Йорк). Она дала всего два концерта совместно с Ленинградским джаз-ревю под управлением блестящего пианиста Симона Кагана.

17 июля начались гастроли Московского театра имени Ермоловой. Театр привез с собой почти весь репертуар. Через месяц с большим успехом прошли гастроли театра Мейерхольда.

Но самым большим событием того года был приезд Еврейского театра. Это были не первые гастроли театра в Сталино. До этого ГОСЕТ посетил наш город в 1932 году.

Газета «Социалистический Донбасс» посвятила этим гастролям много материалов: были напечатаны анонсы спектаклей и интервью с Михоэлсом и другими ведущими актерами, рецензии о прошедших спектаклях. Освещение гастролей занимало целые страницы газеты.

…Появившиеся на тумбах афиши взбудоражили весь город: «Гастроли Еврейского театра под руководством Соломона Михоэлса». В репертуаре гастролей четыре спектакля: «200000» по пьесе Шолома— Алейхема, «Три еврейских изюминки», «Король Лир» и «Стена Плача».

Можно представить, как быстро эта весть быстро облетела Линии: «Еврейский театр! На языке идиш?! Приезжает Михоэлс! Да-да, тот самый, что пел «Колыбельную» в фильме «Цирк»!».

В городе царило оживление. Евреи собирались в театр: для многих это была диковинка — представления на родном языке.

Кто-то с удовольствием хотел посмотреть спектакль «200000», поставленный по пьесе «Выигрыш» любимого писателя Шолома-Алейхема. В этом спектакле С. Михоэлс играл Шимеле Сорокера, бедного портняжку, после случайного выигрыша ставшего богачом и тут же обобранного шарлатанами. В исполнении Михоэлса — это уже обобщенный образ гордого своим мастерством еврейского труженика со всеми особенностями национального характера, профессиональных навыков и трагикомической судьбы. Свата Соловейчика сыграл Зускин.
Кому-то хотелось увидеть спектакль со священным для евреев названием «Стена плача». Эта пьеса (автор Мизадронцев) рассказывала о времени британского мандата на управление Палестиной. Были и такие, кто надеялся, посмотрев спектакли, вспомнить покинутые родные местечки. Настоящие же театралы хотели увидеть своими глазами игру Михоэлса в пьесе «Король Лир». Имеются сведения о том, что в постановке участвовал выдающийся украинский режиссер Лесь Курбас, позже погибший в сталинских застенках.

Михоэлс в роли короля Лира

Лира играл Михоэлс, Шута — Зускин. Игру С.Михоэлса прекрасно понимали и зрители, не знавшие идиша. Знаменитый английский режиссер и шекспировед Гордон Крэг, приехавший в Москву на шекспировский фестиваль в апреле 1935 года и не пропустивший ни одного спектакля, где играл Михоэлс, писал о своих впечатлениях:

«…Подлинной неожиданностью, без всякого преувеличения потрясением, оказался для меня «Король Лир»! Должен сказать, что эта пьеса является для меня самой близкой и любимой из всего шекспировского репертуара. Поэтому я шел в театр с нескрываемым недоверием. Но вот я в партере… Я понял, что с такого спектакля уходить нельзя… я не припомню такого актерского исполнения, которое потрясло бы меня так глубоко до основания, как Михоэлс своим исполнением Лира… Теперь мне ясно, почему в Англии нет настоящего Шекспира в театре. Потому что там нет такого актера, как Михоэлс».

Знатоки театра хотели увидеть собственными глазами игру великого актера.
Начав работать над этим материалом, я вспомнила, что моя мама с восхищением рассказывала об этом спектакле. Имена Корделия и Король Лир я впервые услышала именно от нее. Мне ужасно жаль, что в памяти за давностью лет стерлись подробности этого рассказа.

Но мне удалось все-таки найти очевидца приезда ГОСЕТ в Сталино. Это мой хороший знакомый Юрий Бейлин. Вот отрывки из его воспоминаний.
«А ведь я помню эти гастроли!!!! В Донецке принимали театр, насколько я помню, с большой любовью!! Разговоров было много. Да и ходил народ очень охотно. Но всё это в тумане моей памяти!!! Еврейский театр во главе с ним появился намного раньше, чем вышел фильм. Я твёрдо знаю,что о Короле Лире говорили задолго до фильма «Цирк», и Михоэлс уже был хорошо известен — потому его и пригласил Александров сниматься в фильме!!

Отец с матерью ходили со старшим братом, а меня и второго брата отец возил в Харьков на гастроли того же Михоэлса!! Мы в Харькове смотрели спектакли «Тевье Молочник» и «Колдунья» (автор Гольдфаден)!!!! Один акт в Тевье сыграл украинский актёр Крушельницкий!! Я не помню уже, что и как это было, но знаю, что отец был В ВОСТОРГЕ от его Тевье!! И помню, как Михоэлс обнимался с ним по окончании спектакля!! А на «Колдунье» папа плакал тихо-тихо, и это я помню как во сне!!!»

 И еще воспоминания Бейлина: «Михоэлс был признан лучшим исполнителем КОРОЛЯ ЛИРА!!!! Это общеизвестный факт!!! Я знаю это не только от родителей, но и много читал! Ещё он был очень знаменит по ролям Тевье и Гоцмаха, персонажа пьесы «Колдунья». Роль колдуньи, Бобе-Яхне играл Зускин! Я видел пацаном этот спектакль — люди падали в обморок –это я помню!! Женщины рыдали навзрыд!!!! Мама моя ушла — не выдержала!!! Это я помню очень хорошо!! Потом весь день наш двор гудел, как на восточном базаре, от этого спектакля!!!»

Завершая одну из своих статей, С. Михоэлс сказал: «С огромным интересом ждем оценки зрителем Донбасса работы, проделанной театром за 16 лет своей жизни. 3а короткое время пребывания в Сталино и Ворошиловграде театр все же сумеет показать ряд работ, характеризующих отдельные этапы творческого пути. Хочется надеяться, что этот приезд свяжет нас более крепко с Донбассом по примеру того, как мы уже связаны органично с рядом городов и областей, где театр успел обрести своего взыскательного, строгого, но любящего зрителя». 

Картинная галерея и И.Бродский

Начнем издалека.

В ночь с 20 на 31 августа 1935 года Алексей Стаханов, забойщик шахты «Центральная-Ирмино» установил мировой рекорд добычи угля, дав начало эре стахановского движения. По всей стране этот почин подхватили тысячи рабочих, колхозников, инженеров, которые за счет рационализации рабочего процесса и технологий превышали установленные нормы в десятки раз.

В преддверии годовщины стахановского движения ленинградский художник Исаак Израилевич Бродский обратился в обком партии с официальным письмом в котором предложил организовать в Сталино портретную стахановскую галерею, в которой будут увековечены в произведениях искусства стахановцы, орденоносцы, герои труда. И.И. Бродский планировал открытие галереи к трехлетию стахановского движения.

И. Бродский

Инициатива Бродского была поддержана. Многие художники предложили в фонд музея свои картины. Из фондов других музеев были закуплены полотна более или менее известных мастеров. На полотнах изображались трудовые будни и досуг донбассовцев. Не обошлось без портретов Сталина и руководителей партии и правительства. Одна из картин, написанная художником Штранихом, называлась «Сталин и Серго Орджоникидзе (на фоне Сталинского металлургического завода)».

Интересный факт отмечен в газете «Социалистический Донбасс»: «Художник Журавлев заканчивает работу «Донбасская мадонна» (картина шахтерки с ребенком). Оригинал этой картины куплен мюнхенским музеем».

Были собраны картины, но подходящее здание найти не удавалось. Картины хранились в неприспособленных местах и могли просто не дождаться открытия музея.

И лишь в 1939 году исполком предоставил для музея помещение, занимаемое ранее 8-м дивизионом милиции по ул. Артема, 25. Это было двухэтажное, удобно расположенное и довольно большое здание.

23 сентября 1939 г. Музей изобразительного искусства, наконец, открылся. Бродский не дожил до этого события всего полтора месяца.

Исаак Израилевич Бродский родился 25 декабря 1883 (6 января 1884) в селе Софиевка недалеко от Бердянска, который считал своей родиной.

 С детства Исаак увлекся живописью. С 1896 по 1902 год он учился в Одесском Художественном училище при Академии художеств.
После окончания училища И.Бродский переехал в Петербург, где был без экзаменов зачислен на первый курс Петербургской Академии художеств в класс И. Е. Репина и Я.Ф. Ционглинского. Илья Репин считал его своим лучшим учеником. Бродский в 1905 году присоединился к революционному движению, за что был исключен из Академии. Только благодаря Репину и ректору Академии В.А. Беклемишеву, ему удалось закончить обучение в 1908 году. Несколько лет Бродский провел за границей (Франция, Германия, Испания, Англия, Италия), где им были написаны великолепные этюды и картины.

После революции он становится художником новой власти, изображая на своих полотнах Ленина, Сталина и актуальные события послереволюционной страны. С 1932 года Бродский стал профессором, а с 1934 года — директором Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. В 1934 году Исаак Бродский первым среди художников получил орден Ленина.

Умер Исаак Израилевич 14 августа 1939 года в Ленинграде и был похоронен на Волковском кладбище. Посмертно, в 1940 году, вышла его автобиографическая книга «Мой творческий путь».

Парк Щербакова

Наш город до 30-х гг. не отличался обилием зеленых насаждений: в то время имелся лишь один небольшой островок зелени — горсад.

В 1932 г., выполняя решение июньского 1931 г. Пленума ЦК партии власти города заложили городской парк, который назвали Парком им. Постышева, а впоследствии парку дали имя Щербакова, который был одно время секретарем Донецкого обкома партии.

Идеальным местом для Центрального парка стала Скоморошная балка и местность вокруг нее, рядом с речкой Бахмуткой. Здесь еще до революции молодежь собиралась на маевки и гуляния. На этой речке, кроме уже существующего первого пруда (ставка, как говорят в Донецке) планировалось сформировать еще несколько водохранилищ.

Всего для парка было выделено 120 га. Для посадки зеленых насаждений использовали горожан: студентов, школьников и др. Каждую субботу тысячи рабочих, школьников и студентов копали ямы и сажали деревья. Прогуливаясь с нами по парку, мама с гордостью говорила, что этот парк посажен и ее руками. Оглядывая огромный парк, можно понять, какой большой труд земляков вложен в это место.

В парке старались посадить разнообразные деревья и кусты. Как писалось в газете «Соц.Донбасс», около 148 пород деревьев и кустарников радовали глаз посетителей. По богатству растительности наш парк стоял на втором месте после Велико-Анадольского леса.

Через два года появились первые аттракционы. Через четыре — отправились первые поезда по детской железной дороге имени Кирова.

В парке был построен Летний театр, в который приезжали лучшие гастролеры.
Стоит сказать несколько слов об одном из первых директоров парка, Абраме Ефимовиче Смолякове.

Абрам Ефимович Смоляков

 Он родился 29 мая 1908 года в деревне Щербиновка ныне Кричевского района Могилёвской области Белоруссии в семье кузнеца.

Абрам Ефимович пошел по стопам отца, тоже став кузнецом. Но со временем круто изменил свою жизнь и пошел учиться. После окончания рабфака работал директором клуба им. Дзержинского, а позже — директором Парка им. Щербакова.

В июне 1941 А.Смоляков был мобилизован, являлся заместителем командира 1177-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка по политической части (7-я гвардейская отдельная истребительно-противотанковая бригада, 47-я армия, Воронежский фронт). Участвовал в боях в Белоруссии и Курской битве.
30 сентября 1943 года в районе севернее г. Канева наши стрелковые подразделения форсировали Днепр и захватили плацдарм. В ходе ожесточеных боев артиллеристы понесли большие потери. К орудиям стали офицеры. Абрам Смоляков вместе с оставшимися расчетами других орудий еще долго сражался с вражескими танками, пока они не отступили. Плацдарм был удержан, но в это время вражеский снаряд оборвал жизнь Смолякова.

За героизм и мужество, проявленные в боях по закреплению плацдарма на Днепре, майору Абраму Ефимовичу Смолякову Указом от 24 декабря 1943 г. было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. 

Шахтерский ансамбль «Донбасс»

В декабре 1937 году по решению ЦК профсоюзов рабочих угольной промышленности началось создание Шахтерского ансамбля ( по другой версии распоряжение о создании ансабля отдал нарком тяжелой промышленности Лазарь Каганович). Это важное дело поручили трем «варягам» из Москвы: директором ансамбля стал Борис Каганер, художественным руководителем — Владимир Бальшин, концертмейстером Борис Клейман. Руководители будущего ансамбля отправились в «глубинку» искать таланты. Позже к ним примкнул московский композитор Зиновий Осипович Дунаевский[2], ставший музыкальным руководителем и дирижером ансамбля.

Зиновий Дунаевский

 Уже через несколько месяцев, в марте 1938 года, состоялось первое выступление. А в марте 1939 года Шахтерский блестяще выступал в Кремле, на XXVIII съезде ВКП(б).

Настолько блестяще, что Дунаевский был приглашен Л.Берией в качестве художественного руководителя создаваемого в это время Ансабля пески и пляски НКВД, который должен был превзойти Ансамбль Красной Армии.

За 4 довоенных года ансамбль много гастролировал, посетив с концертами крупные города: Днепропетровск, Харьков, Запорожье, столицы союзных республик.

Во время войны концертная бригада, созданная из участников ансамбля, дала на передовой, в госпиталях и прифронтовой полосе более 900 концертов…
В 2022 году ансамбль, который сейчас называется «Донбасс», отметил свое 85-летие.

 

Выступление ансамбля

Донецкий театр оперы и балета

1932 год. Сталино растет, развивается, появляются новые предприятия, строятся современные здания. Однако инфраструктура города отстает: немощеные улицы и тротуары, не во всех районах есть водопровод, не убирается мусор. По этим позициям наш город проигрывал Мариуполю и Бахмуту (Артемовску)[3], которые имели более длинную историю и были более благоустроены, чем Юзовка (Сталино).

Однако, г. Сталино более чем вдвое опережал их по населению.
Видимо, это и сыграло свою роль, когда в июле 1932 года г. Сталино стал центром новой области, которую назвали Сталинской.

С повышением статуса нашего города потребовалось помещение с залом вместительностью не менее 800 мест, в котором можно было бы проводить областные конференции, съезды, совещания, слеты и разные другие мероприятия.
В Сталино на этот момент не имелось такого здания. Два здания из дореволюционных времен: бывший Театр Тудоровских (Клуб им. Энгельса) и «Наш уголок», ставший клубом совторгслужащих, вмещали всего 300 мест. Старое здание городского театра было ветхим, и даже после ремонта и расширения зала вмещало менее 600 человек.

Два других здания с большими залами, построенные в городе (деревянное здание Госцирка и кинотеатр «Комсомолец), работали по плотному графику сеансов, так что невозможно было использовать их в других целях.

Архитекторам Харькова дали задание разработать проект застройки центра и рабочих районов Сталино, включающий все необходимое (культурные и торгово-бытовые, больничные комплексы, транспорт и коммуникации) для быстро растущего города. В центре города должны были возвести библиотечное и театральное здание.

Во всех источниках информации в качестве архитектора Театра указан Людвиг Котовский[4]. Но донецким краеведам удалось найти брошюру, изданную к 25-летию театра, в которой говорится, что за основу строительства был взят проект московского зодчего Аркина. В Донецком архиве сохранилась копия Пояснительной записки к проекту театра в г. Сталино архитектора Аркадия Ефимовича Аркина. Первоначально проект предназначался для драмтеатра. Однако, в 1933 г. уже работающему в городе Драматическому театру отдали старое театральное здание. Сталинский горсовет принял решение о создании музыкального театра, который будет работать в спроектированном здании. В выполненный ранее проект Людвигу Котовскому пришлось внести существенные изменения.

В проекте были учтены многие факторы: привлекательный внешний вид, внутреннее убранство, удобство для зрителей, большое фойе, широкие, удобные для спуска и подъема лестницы. Высокий зал производил впечатление легкости. Стены зала и фойе были украшены скульптурными портретами композиторов и деятелей литературы и искусства.

Зрительный зал театра

Главным архитектором строительства был назначен Людвиг Иванович Котовский, главным инженером — Соломон Давидович Кроль. Строительство началось в 1936 году и продолжалась до 1939 г. Еще год заняли внутренние отделочные работы, к которым были привлечены лучшие специалисты из Сталино, Макеевки, Мариуполя, Харькова и других городов.

Театр начинается с… 

Здание театра практически было готово. Но как театр может существовать без актеров? Возможно, это было впервые в истории: труппа театра подыскивалась к уже готовому зданию!

Помог случай: Иосиф Михайлович Лапицкий[5], художественный руководитель и главный режиссер Киевского оперного театра приехал в командировку в Москву и зашел в Большой театр, где встретился с Марком Рейзеном[6]. Пообщались немного о том, о сем.

Иосиф Лапицкий

В разговоре Рейзен рассказал о строящемся в столице Донбасса большом здании для оперы и предложил Иосифу Михайловичу съездить и посмотреть.
Лапицкий загорелся идеей создать новый театр и отправился в Сталино. Он посмотрел на новое величественное здание, пообщался с руководством, узнал, что уже почти готов большой жилой дом для артистов театра, и решился на переезд.

Основой труппы стали актеры небольших театральных коллективов из Луганска и Винницы. Для усиления актерского ансамбля Иосиф Михайлович пригласил из Киевского театра несколько молодых и талантливых актеров. Марк Рейзен тоже направил в Сталино несколько своих учеников.

Для премьеры была выбрана опера «Иван Сусанин»[7] Михаила Глинки. По мнению И.М.Лапицкого в то время, когда гитлеровцы захватывали одну за другой страны Европы, патриотическая тема этой оперы была наиболее актуальна.
К концу 1940 г. спектакль был практически готов. К этому времени уже можно было проводить репетиции на сцене театра. В первые месяцы 1941 г. репетиции проходили уже при готовых декорациях.

Местные газеты постоянно информировали о строительстве театра, помещали фотографии рабочих. Позже они рассказывали о подготовке новых спектаклей, о незаметных, но незаменимых в театре людях: бутафорах, художниках, костюмерах и гримерах.

Открытие нового Донецкого русского музыкального театра и премьера оперы «Иван Сусанин» были запланированы на 12 апреля 1941 г. Накануне “Сусанина” показали строителям, местному начальству, депутатам городского и област­ного Советов.
В газете «Социалистический Донбасс» была помещена заметка о предстоящей премьере: «В массовых сценах «Ивана Сусанина» принимает участие несколько сот человек, в частности, здесь занят хор клуба имени Ленина. На сцене имеется специальный «въезд» для лошадей и автомашин. Круг сцены может выдержать нагрузку в 75 тонн. Высота сцены от трюма до крыши почти равна высоте восьмиэтажного здания, а площадь — площади 16-квартирного дома. 60 километров проводов протянулись по громадам нового, самого большого в городе здания. Только одна сцена при постановке некоторых спектаклей будет требовать больше электрической энергии, чем потребляла вся Юзовка в дореволюционные годы».
Грандиозное зрелище ошеломило и покорило зрителей. Великолепные декорации, костюмы артистов, массовые сцены, необыкновенная музыка оставили незабываемое впечатление. Всем запомнилось появление лошади на сцене.
Готовились были новые премьеры: Одрана «Красное солнышко», «Фауст» Гуно, опера «Золотой петушок» Римского-Корсакова. В планах были еще несколько спектаклей.

А впереди была война…

Все лучшее детям 

На Сталино 30-х годов я смотрю мамиными глазами. Ее отношение к тем временам можно выразить словами Маяковского: «А моя страна — подросток: твори, выдумывай, пробуй!».

И она пробовала: занималась спортом и художественной самодеятельностью, увлекалась театром. В числе многих школьников приняла активное участие в строительстве детской железной дороги. Судя по маминым рассказам, это было счастливое и радостное время, время ее юности.

 Конечно, я знаю о тех страшных годах, о черных воронках, о людях, исчезнувших в подвалах НКВД навеки. Но в рассказах мамы об этом не упоминалось. я не уверена, известно ли было им об этом, или они выдирали, не задумываясь, страницы с лицами врагов народа в учебниках, а возможно, она просто не хотела рассказывать мне об этих страшных днях.

В центре города, на месте нынешнего Управления железной дороги находилось большое трехэтажное здание, на первом этаже которого находилась школа №3, на втором — школа №2, на третьем — школа №1.

Это был огромный улей детей Линий. Конечно, большинство были знакомы друг с другом, дружба с тех времен сохранилась на долгие годы.

Школа №3 получила новое здание к 1 сентября 1936 года. Она носила имя Долорес Ибаррури[8].

Демонстрация. 3-я школа. 1937 г.

Фото 1937.jpg

В 1939 году было закончено строительство школы №2 (она находится в том же здании до сих пор).

Строились не только школы. На улице Артема был открыт Дворец пионеров и октябрят, в планах появилась Детская железная дорога.

Дворец пионеров и октябрят 

Дворец пионеров и октябрят, который находился неподалеку от этих школ, был излюбленным местом детворы.

Из воспоминаний саратовского режиссера и педагога Александра Семеновича Черткова следует, что его командировали в Сталино в самом конце 1933 года с целью организовать «первый в стране Дом художественного воспитания детей». Его называли «Домом будущих граждан», потому что считалось, что именно искусство формирует в человеке гражданское начало. Однако, Дом художественного воспитания детей находился в непригодном здании, и через пару лет было решено выделить помещение на улице Артёма, 60 для будущего Дворца пионеров и октябрят. Первоначально в этом здании размещался клуб строителей имени Шевченко.

В 1936 году здание перестроили и отдали детям. Работы по оформлению вела бригада донецких художников (Б.И.Вакс, В.А.Головатый, И.Л.Мищенко, Е.Е.Грейлих, А.В.Коморный) под руководством профессора Киевского художественного института Л.Ю.Крамаренко. Они выполнили фресковые росписи на темы русских народных сказок. В помещении провели телефон, устроили лифт. Во Дворце имелось два зала — на 130 и 250 человек, просторные вестибюли, два десятка комнат, в которых проводились занятия десятков кружков. При входе во здание стоял механический Кот в сапогах, который держал огромную шляпу с пером и галантно кланялся, приветствуя вошедших. Работали библиотека и игротека, имелась своя типография, опытная станция юннатов, зимний сад и водная станция. Во Дворце работал профессиональный театр кукол, успехом у малышей пользовалась Комната сказок с огромным кланяющимся медведем, действовала комната юных шахматистов.

Дворец пионеров и октябрят

Мама в юности участвовала в самодеятельности Дворца и через много лет часто вспоминала о трех мушкетерах из Сталино — талантливых ребятах, ставших известными людьми: Юрии Левитанском, Леониде Лидесе (Лиходееве), и Семене Соколовском — будущих поэте, писателе и артисте.

В 1940 году во Дворце занималось около двух тысяч ребят.

Дворец пионеров и октябрят в Сталино по праву считался одним из лучших в Советском Союзе.

Во время войны здание Дворца было разграблено и частично сгорело.
В 1949 году под Дворец пионеров решили передать один из корпусов ДИИ по адресу Артема, 46. По проекту Г. Навроцкого была сделана большая реконструкция: добавлен третий этаж, еще одно крыло. Главным украшением фасада стали барельефы из жизни школьников. Внутри здания были написаны красивые фрески. На втором этаже находилась Комната сказок, на стенах которой были изображены сценки из различных сказок. Во Дворце было много кружков и спортивных секций, игротека. Это привлекало детей не только Линий, но и всего города.

19 мая 1982 г. был открыт новый городской Дворец пионеров, более современный и вместительный. В старом здании сейчас находится областной Дворец. Оба они именуются Дворцами детского и юношеского творчества.

Детская железная дорога 

Рассказы мамы о Детской железной дороге я слышала с детства. Особенно нравился такой эпизод: на Детской железной дороге мама получила должность начальника станции. У нее была настоящая форма и соответствующий головной убор. Один раз ей нужно было ехать в гости по «взрослой» железной дороге, но билетов не было. Она обратилась в кассу в форме железнодорожника. С билетами ей, конечно, помогли. И все удивлялись: такая молодая, а уже начальник станции!

Идею строительства Детской железной дороги предложили ребята отряда им. Тельмана школы №3 в начале января 1936 года. История умалчивает, как им пришла в голову эта идея: возможно, она пришла «сверху», т.к. в то время модно было «поддерживать инициативу масс», а, возможно, кто-то из ребят прочитал в газете, что к этому времени подобные железные дороги уже были построены в Днепропетровске и Тифлисе (Тбилиси).

Как писалось в газетной статье В. Юрьева «История трассы» («Сталинский рабочий» от 17 ноября 1936 г.), еще осенью 1935 года энтузиастов будущего строительства — учеников 9 класса школы №3 Виктора Искру и Феню Герценову — можно было видеть за необычным занятием: в свободное от учебы время они бродили по детскому скверу и скверу Павших коммунаров, выбирая трассу будущей дороги.
«Дорогу решили строить в конце концов за парком культуры и отдыха. Стояли жаркие июльские дни. Северную сторону парка опоясывала никем не тронутая гряда пригорков. Вот по ней-то от террикона шахты №4 «Ливенка» в сторону второго ставка и должна была протянуться трасса»,— продолжает В.Юрьев.

«Средства выделил горсовет, облпрофсовет и др. Завод им. Сталина взялся построить вокзал, трампарк — вагон, завод «Стальмост» — настоящий железнодорожный мост. Сталинская дорога дала рельсы, шпалы, балласт, костыли, стрелочные переводы», — сообщается в газете о том, как решили проблему средств.

Это была поистине народная стройка.

«Как только грабари справлялись с насыпью, она быстро превращалась в отрезок готового полотна. У ребят, которых дорога привлекала уже целыми сотнями, была хлопотливая забота — оказывать посильную помощь, а главное — торопить строителей. Те порой посмеивались, но нажимали на работу изрядно, на совесть. Главный инженер строительства М.М. Мешков как бы молчаливо заключил союз с юными энтузиастами». Ход работ постоянно освещался в прессе: жители Сталино знали о состоянии дел на этой стройке.

Работники трамвайного парка города для детской железной дороги практически полностью восстановили старый вагон системы «Нюренберг». Для этого, с трудом, но отыскали все необходимые части и материалы: «Вся механическая часть, воздушная тормозная система, электрооборудование, кузов, 36 мягких кресел — все сделано так, чтобы облегчить вождение поезда и создать максимальные удобства маленьким счастливым пассажирам», — отмечалось тогда на газетной странице.

Из документов Донецкого архива известно, что в 1936 году в службе пути новой дороги было 100 ребят, а ее начальником — ученица 9 класса школы №2 Люда Харитонова. К открытию детской железной дороги в Сталино, получившей имя Сергея Кирова, было подготовлено 40 водителей вагона, дежурные начальники станций, связисты — все необходимые в железнодорожном деле специалисты.

Этот объект стал одним из лучших среди подобных тогда в Советском Союзе.

Первый вагон юные водители в первый раз провели по трассе дороги 24 ноября 1936 года. «Ничто не могло помешать открытию детской дороги. Даже погода, которая так некстати подвела юных железнодорожников… Трогается первый поезд. Его ведут ученица 8 класса первой школы Муся Эпштейн, помощник машиниста Шура Харитонов, проводник Яша Отерин. Дежурная по станции Феня Герценова взмахнула желтым флажком. Вагон медленно тронулся и разорвал красную ленточку. Дорога открыта!» — отмечалось в газетном репортаже о первом дне работы Детской железной дороги.
К сожалению, во время войны дорога была уничтожена. Лишь в 1972 году была построена новая, современная Детская железная дорога.

Сталино-Донецк после войны 

Мой рассказ о довоенном Сталино подошел к концу. А завтра была война… Отечественная война не пощадила город. Многие предприятия, целые районы были разрушены, шахты затоплены. После войны город восстанавливала вся страна.

Восстановленный город рос и хорошел. Возводились новые дома, строились предприятия, появлялись новые учебные и научно-исследовательские институты.
К чемпионату Европы-2012 по футболу, который проводился в нашем городе, Донецк долго готовился: были построены новые современные аэропорт, вокзал, стадион, отреставрированы здания, закуплены новые троллейбусы, автобусы и трамваи.

Гости города всегда отмечали огромное количество деревьев, парков и садов, несмотря на то, что Донецк находится в степной зоне. И важная достопримечательность — розы, в честь которых называли Донецк городом миллиона роз.

В 2014 году наш город снова стал ареной войны. На город полетели ракеты и снаряды, на улицах появились танки. С наиболее современных заводов Донецка в Россию было вывезено оборудование. Были перебои с водой и электричеством. Донецк опустел: многие покинули насиженные места.

Новая волна войны началась в 2022 году.

Когда закончится война, вернется ли жизнь в наш город, вернутся ли люди, покинувшие его? Больше вопросов, чем ответов…

Благодарность

Выражаю огромную благодарность Илье Лифлянду за ценные сведения и дополнения, полезные советы, а также помощь в подготовке этой работы к печати. 

Использованная литература

Г. Слиозберг «Дела минувших дней»

Донецкая еврейская газета «Наша жизнь» за 2000-2014 гг.
Залман Аран «Автобиография» (перевод. П. Варията)

Г. Севастьянов «Мои ВОСПОМИНАНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ»

Сайт «Донецкий»

Сайт «Донецк: история, события, факты»

Сайт «Юзовка-Сталино-Донецк: страницы еврейской истории»

Примечания

[1] Антракоз легких — профзаболевание угольщиков вследствие отложения в легких угольной пыли.

[2]Дунаевский Зиновий Осипович (1908–1981) — младший брат Исаака Дунаевского, один из основателей ансамбля «Донбасс». Он несколько раз покидал ансамбль, когда его отзывали на другие посты, и снова возвращался к любимому детищу. Одна из песен, написанных Зиновием Дунаевским, — «Шахтерский вальс». Без нее невозможно было представить ни одно из празднований Дня шахтера в Донецке.

[3] И Бахмут, и Мариуполь, и многие другие города и поселки Донбасса превращены в развалины. Российская политика выжженой земли в действии.

 [4] Котовский, Людвиг Иванович (1900 — 1947) — украинский советский архитектор. Работал главным архитектором Сталино.

[5] Ио́сиф Миха́йлович Лапи́цкий, псевдоним Миха́йлов (16.01.1876 — 05.11.1944) –русский и советский оперный режиссёр, музыкальный и общественный деятель, теоретик оперного искусства. Заслуженный артист РСФСР (1936). Автор статей о реформе оперного театра.

[6] Марк О́сипович Ре́йзен ( 21.06.1895 — 25.11.1992) — советский оперный и камерный певец, педагог, родился в с. Зайцево неподалеку от г. Горловки Донецкой области.

[7] Аутетичное название оперы — «Жизнь за царя».

[8] Долорес Ибаррури (‎1895 — 1989) — деятель испанского и международного коммунистического движения, активный участник республиканского движения в годы Гражданской войны 1936-1939 годов. 

Print Friendly, PDF & Email

Елизавета Гиллер: Донецк: начало (евреи в истории города): 2 комментария

  1. Лев

    Здравствуйте уважаемая Елизавета.
    В Вашей статье есть такая фраза:
    Как мне написал Ю. Бейлин: «До 1938 года в Сталино работало еврейское радио на идиш, были литературные вечера. Шолом-Алейхема читал по радио Лев Шухман (отец моей ближайшей до сих пор подруги)».
    Есть ли у Вас еще информация об этом радио. Хоть какая-нибудь информация.
    Может быть, Вы сможете прислать мне фото Льва Шухмана (которое Вы попробуете выпросить у Вашей подруги) и немного информации о его работе на радиостанции. Уточните — на какой радиостанции он работал.
    С уважением,
    Лев Камерер
    E-mail: levkamerer@rambler.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.