©Альманах "Еврейская Старина"
   2023 года

Loading

Вера в различные предзнаменования, счастливый и несчастливый день, силу злых духов и уверенность, что выполняя некие действия можно себя защитить, передаются из поколения в поколение. Тора неодобрительно относится к подобным проявлениям и категорически их отрицает, но народная традиция живет своей жизнью. Порой сами евреи не могут объяснить суть того или иного ритуала, но продолжают его выполнять.

Нина Крутова

НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ И СУЕВЕРИЯ ЕВРЕЙСКОЙ СВАДЬБЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX-XX ВВ.

Обычай сильнее закона
(народная пословица)

Материал настоящей публикации не ставит своей целью подробное описание всех ритуалов еврейской свадьбы. Мы остановимся исключительно на народных обычаях, обрядах и суевериях, прочно укоренившихся в еврейской семье, которые со временем стали восприниматься как закон.

Ритуалистика основных этапов жизненного цикла, от рождения до смерти, строго прописана и неукоснительно соблюдается еврейским народом. Хотя многие традиции и обычаи не имеют под собой основы ни священного писания, ни учения Талмуда. Еще в 1868 году публицист и миссионер А.А. Алексеев писал: «Суеверие дошло у евреев до самой высшей степени и облечено в священную форму» [1, с.165].

Вера в различные предзнаменования, счастливый и несчастливый день, силу злых духов и уверенность, что выполняя некие действия можно себя защитить, передаются из поколения в поколение. Тора неодобрительно относится к подобным проявлениям и категорически их отрицает, но народная традиция живет своей жизнью. Порой сами евреи не могут объяснить суть того или иного ритуала, но продолжают его выполнять. Главный аргумент такой постоянности: «Так жили и поступали наши предки…».

По закону обязанность всякого верующего еврея жить непременно в браке. В перечне 613-ти заповедей, заповедь о браке и продолжении рода занимает первое место. «Браку они придают такое важное значение, что тому кто вступает в него, по их убеждению, прощаются все сделанные ранее грехи. Иметь домашний очаг, жену, побольше детей − заветное желание каждого еврея» [3, с.5]. Евреи верили: «… будто Господь сказал, что тот кто достигнет 20-него возраста и не вступит в брак, то кости того распадутся и сгниют» [4, c.259]. «Безбрачие есть не только стыд, соблазн, но и тяжкий грех, влекущий за собой небесное проклятие в мире сем и будущем» [5, c.104].

Весь материал систематизирован и изложен в трех разделах. В основе лежит классификация доктора этнографических наук Е.Г. Кагарова (1882-1942), представленная в его работе «Состав и происхождение свадебной обрядности» (1929).

  1. Народные традиции − оберегающие. На них возложена задача охранять жениха и невесту, как наиболее уязвимых участников свадебного ритуала. Выполняя их, старались обмануть, испугать, запутать злые силы и избежать с ними встречи.
  2. Традиции − «оплодотворящие». Их исполнение гарантирует богатство, согласие, любовь и «чадородие» невесты.
  3. Гадания, приметы, порой не имеющие объяснения, но вера в которые не оспаривается.

Традиции − оберегающие

Родители заблаговременно были озабочены выбором жениха или невесты. И те семьи, где рождались чаще всего младенцы одного пола, обряд сватовства производили еще до рождения детей. Родители верили, что тем самым они в силе обмануть демонов и могут выбрать пол будущего ребенка, исходя из собственного желания.

Сватовство начиналось со сговора и смотрин. Основная цель − знакомство молодых и обсуждение материальной стороны предстоящей свадьбы. При знакомстве с ритуалом просматривается обманывающий обряд. Старались ввести в заблуждение демонов, скрыть от них подлинный смысл происходящего На встрече сразу не принято было обсуждать брак, сначала велись беседы на отвлеченные темы, подавалось угощение. И только через некоторое время начинали разговор о цели своего приезда.

Обычай битья посуды неоднократно встречается в ходе еврейской свадьбы. В вечер помолвки после составления и прочтения кетуба — договора все присутствующие, хлопали в ладоши, а на кухне разбивалась глиняная или фарфоровая посуда. Этот же ритуал описывается в издании 1830 года, с той лишь разницей, что новый горшок разбивался женихом вместе с писарем или раввином [4, с. 263]. В данном случае ритуал с посудой в ходе смотрин имел несколько другое значение, чем разбивание стакана под хупой. Говорили, что как невозможно восстановить разбитую тарелку, так же невозможно расторгнуть договор помолвки. Хотя истоки этого обряда уходят в глубокую историю, когда для того, чтобы напугать нечистую силу, производили любой шум [6, с. 152-195]. В данном случае, это громкое хлопанье в ладоши и шум от разбиваемой посуды.

Следующие два обряда можно квалифицировать как отпугивающие. «За три дня до свадьбы жених и невеста не могут показаться из своего дома, т.к. бояться быть обвороженными. Выходят из дома только в случае крайней необходимости и только в сопровождении близких или друзей. В качестве оберега от нечистой силы жениху в карман клали нож. По поверью звон металла, в данном случае ножа, отпугивал любую нечисть и был защитой против злых духов, готовых напасть на невесту, жениха и их родных.

Существовал любопытный обряд, который можно объяснить как запугивание покойника. Использовали для этого чеснок, имевший магические свойства, благодаря острому запаху [6, c.154]. Новобрачные — сироты приглашали на свадьбу своих умерших родителей. Придя на кладбище, они обходили могилу и бросали на нее головку чеснока. Эта традиция заимствована скорее всего у украинцев, у которых существовал обычай на могиле сажать чеснок, чтобы предотвратить превращение покойника в вампира, и чтобы не было новой смерти в семье. А уходя, оставляли что-либо на могиле, тем самым, ставя родителей в известность о предстоящей свадьбе [7, c.28].

Свадебную церемонию предпочтительно было начинать во вторник. По еврейскому поверью это счастливый день, т.к. именно во вторник Господь при сотворении мира дважды сказал «хорошо». Понедельник традиционно был неудачным днем − в этот день активизировались злые силы. В крайнем случае, если не удавалось выехать во вторник, прибегали к хитрости, проводя обманывающий обряд. Жениха отправляли с ночѐвкой к друзьям или родственникам, например, в воскресенье, откуда он мог отправляться на свадьбу и в понедельник.

 Стараясь запутать и обмануть злых духов, свадебный поезд объезжал город или местечко три или семь раз, чтобы демоны и завистники не сразу догадались о цели поездки и отправились по ложному пути. Также и многочисленная свита дружек и шаферов защищала жениха и невесту от чар злых духов. Нередко свадебный поезд освещали горящими свечами или даже факелами. Поезд сопровождала шумная толпа танцующих и поющих [7, c.55].

В день бракосочетания совершался обряд «покрывание невесты». Жених подходил к невесте и покрывал ее фатой или платком. Происхождение этой традиции не имеет однозначного объяснения: «…обряд должен напоминать невесте … о женской скромности и стыдливости библейской невесты. …отныне невеста его собственность, на которую уже ни кто посягать не вправе…» [5, c.127]. А также существовало мнение, что невесту таким образом ограждали от чар нечистой силы [6, c.163]. Жениха и невесту при этом обсыпали овсов, орехами, хмелем.

На еврейской свадьбе присутствовали кундейсимы — проказники и шалуны, действия которых можно расценивать, как оберегающий обряд от сглаза и порчи. Во время свадебной церемонии «кундес обязан нарвать и кидать их [зрелые шишки и колючки] всем, находящимся возле балдахина в волосы». Они кололи жениха и гостей булавками или иголками, забрасывали колючками. Делалось это в качестве защиты молодых от сглаза и порчи [8, c. 493-526].

Одним из наиболее известных эпизодов еврейской свадьбы является ритуал с битьем бокала. «Евреи с незапамятных времен установили для себя: при малейшей радости чем-нибудь упомянуть Иерусалимскую катастрофу, сделавшуюся для них роковою на бесконечный ряд веков…» [5, c.115]. Бокал били в память о разрушенном храме, это общеизвестно. Но было и народное объяснение. Предварительно бокал заворачивали в ткань, но не только из чувства осторожности, а чтобы осколки не разлетелись в стороны. Их тщательно собирали, чтобы предупредить колдовство. Полагали, что знахарки подбирали оставшиеся черепки и использовали для ворожбы [7, с.59].

После разбивания стакана, по одной версии невесту обводили
вокруг жениха, а по другой жениха с невестой раввин за платочек семь раз
обводил вокруг хупы. Этот магический прием, усиливал прочность брачного союза и защищал от нечистой силы [6, с. 158].

Традиции − «оплодотворящие»

«По народному еврейскому поверью, первый вопрос, задаваемый человеку по смерти, на том свете, гласит: «занимался ли ты продолжением рода?» И горе тому несчастному, который не может дать удовлетворительного ответа на этот категорический вопрос…» [5, с. 103-104].

Большое количество народных ритуалов направлено на материальное благополучие, обеспечение любви, согласия между молодыми и как результат − плодовитость жены.

 При совершении обряда существовал обычай, связанный с сахаром. Так, у бухарских евреев, евреев Грузии, хасидов Афганистана при помолвке устраивали угощение, в ходе которого раввин поздравлял отца невесты и раздавал сахар присутствующим [9, c.625-627]. В Белоруссии сахар зашивали молодоженам в подушку. По преданию эта традиция благословляла пару на плодовитость, чистоту и сладость в отношениях.

Предсвадебный период составлял от нескольких месяцев до года. Одним из подарков, преподносимых невесте в это время, была плетенная булка − хала. Ей придавали магические свойства, обеспечивающие плодовитость невесты. В описании И. Пульнера в Белоруссии на рубеже XIX-XX вв. это происходило следующим образом. Родственники и знакомые посылали невесте халу, обильно посыпанную маком. Верили, что количество маковых зерен будет соответствовать количеству будущих детей в семье. Был и другой вариант. Булку вручали со словами: «…чтобы вы получили столько золота [имеется ввиду забота детей о родителях] от ваших детей, сколько весу в этой китке [плетеная булка]!» [7, c.27].

Один из распространенных обрядов на плодородие − обряд «забрасывания» или «осыпанья». В субботу перед свадьбой, так называемой «Субботе вызова», жениха приглашали в синагогу к утренней молитве. По окончании ритуала женщины забрасывали жениха конфетами, орехами или изюмом. Тем самым они желали новобрачным сладкой жизни и многочисленного потомства. Иногда это могло быть блюдо пшеницей, рожью или ячменем. Осыпали со словами: «…раститесь и множьтесь и наполняйте землю…» [4, с. 268-269].

Вечером накануне хупы невеста отправлялась в микву для проведения таинства очищения. Без сомнения это очистительный обряд. Хотя, Кагаров в своей работе выдвигает гипотезу, что обряд погружения невесты в воду изначально был направлен на обеспечение плодовитости, ведь вода «животворяща и плодородна». По свидетельству римского философа Сенеки, источники и реки даруют плодовитость женщине. «Это же представление о смысле обрядового купания невесты и о браке с речным божеством, как необходимым условием для ее плодовитости встречается помимо Древней Греции, еще и в других странах, как например в Палестине…» [6, с.172-173].

Любопытен ритуал усаживания невесты на кадку из под теста, символизирующий «чадородие» новобрачной. Ш. Черниховский в своей поэме «Свадьба Эльки» рассказывает о стряпухе, которая явилась «с белой высокой квашнею», поставила ее посреди балагана вверх дном. На дно положила подушку, покрыла ее ковром».

«В праздничном платье зеленом, усеянном желтым горохом,
 Галда, стряпуха, в толпе себе пролагала дорогу.
 Гордо ступала она к казалась не меньше, чем сватьей
 Со стороны жениха. К балагану она приближалась
 С белой высокой квашнею. И вот, посреди балагана
 Галда квашню опустила — отверстием к полу. Подушку
 Сверху она положила, покрыла ковром — и тогда-то
 Тихим размеренным шагом, с печальным величьем на лицах,
 К этой квашне подвели посаженные матери Эльку.
 Села она на подушку и белой фатою покрылась» [10, с.12–27].

По закону свадебный ритуал проходит под открытым небом во дворе дома под хупой, что символизирует будущий дом, который пара построит вместе и для напоминания о том, что «потомство их будет, как звезды небесные и как песок морской, по множеству».

После свершения обряда под хупой молодожены входят в дом, где в отдельной комнате их кормят ритуальным куриным бульоном − «золотым супом», символом плодородия. Корни ритуала уходят в далекое прошлое. И. Пульнер приводит пример с Польшей, где еще в XIV веке над головами новобрачных кружили петухом и курицей, полагая, что именно этот ритуал является залогом плодовитости невесты. А в Палестине навстречу свадебному поезду молодых выходили с петухом и курицей [7, c. 62].

 Гадания и приметы

 В завершение помолвки подавали легкое угощение и десерт. Чаще всего это был бисквит. По сладкому угощению предсказывали удачный ли будет исход помолвки. Редко, но помолвка могла быть расторгнута. Существовала примета, если мать жениха и невеста носили одно имя, то свадьбу устраивать опасались [12, с. 240]. Кроме того, разрыв помолвки считался большим несчастьем, особенно для инициатора. Верили, что в его будущей семье будут умирать дети.

В последнюю неделю перед свадьбой жених и невеста нуждались в особой магической охране от чертей, нечистых духов и сглаза. Молодым запрещалось работать и даже просто выходить из дома без сопровождающих. В противном случае в будущей жизни их ожидали хищения, порча, боль, несчастья, страх. Невесте и жениху запрещалось переходить реку. Существовало суеверие, что именно на мосту обитает нечистая сила [7, c.31].

Возвращение невесты из миквы также было овеяно различными суевериями. Она старалась избегать встреч с нечистыми животными: собакой, свиньей, лошадью. Это могло негативно повлиять на будущий плод, так считал народ. А вот встретить мальчика считалось хорошей приметой [13, c.319].

В канун хупы жених и невеста просили прощение у всех, с кем они ссорились. Бытовало поверье, по которому в день свадьбы новобрачным прощались все их грехи. По обычаю невеста должна как следует наплакаться, чтобы потом всю жизнь радоваться: «Невеста плачет навзрыд; плачут и все присутствующие, до маленьких детей включительно…» [5, c. 125].

Под хупой, помимо действий, предписанных законом, можно было увидеть и чисто народные обычаи. «Жених и невеста наступают друг другу на кончик ноги, и кто первый из них успеет наступить, тот и будет владеть всем домом, т.е. возьмет верх и заставит другую половину повиноваться себе и слушаться» [14, c. 153].

После завершения свадебного обряда, молодые отправлялись в дом невесты. На пути их встречал водонос с наполненными через край ведрами, гарантирующими по поверью изобильную и сытую жизнь молодой семьи.

Уникальные свидетельства бытовой, частной и домашней жизни российского еврейства, в том числе и свадебного обряда со всеми его народными традициями, оставила Полина Венгерова. В своих мемуарах она вспоминает. Когда молодые после завершения свадебной церемонии отправляются домой, их сопровождает большая группа поющих и танцующих старух. Но при подходе к дому все затихают и стараются первыми подойти к порогу. Ведь старое суеверие учит, что тот из супругов, кто ступит на порог первым, всю жизнь будет главенствовать в семье. Все женщины снимают свои украшения и кладут на порог, а молодые должны через них перешагнуть [15, c.225].

Древний обряд − стрижки волос новобрачной считался обязательным. Те, кто отказывался проходить этот ритуал, считались развращенными. Существовало суеверие, что у них умирали дети и случались другие несчастья [7, c. 42]. Из воспоминаний П. Венгеровой: «Невеста оставалась в своей спальне, пока не появились мать и старшие сестры в сопровождении простой женщины − голлерке. Эта женщина, вооруженная большими ножницами, по знаку матери взяла в руки голову невесты, прижала к своей груди, и вскоре убийственные ножницы срезали одну за другой пряди роскошных волос моей сестры, ибо так требует еврейский обычай. Через десять минут овечка была острижена. Ей оставили совсем мало волос надо лбом, чтобы можно было лучше зачесать их назад. И натянули на бритую голову прилегающий шелковый чепец, из-под которого не должен был виден ни единый ее собственный волосок. Чепец был снабжен широкой шелковой налобной повязкой того же цвета, что и ее волосы. В набожных семействах вроде нашего по возможности строго соблюдались древнееврейские обычаи, которые со временем стали восприниматься как закон» [15, c.232].

Подводя итог, возникает вопрос. Свадебный обряд, расписанный строго по закону, тем не менее имел и имеет массу ритуалов народных. Почему так происходит? Мы находим ответ у историка М.И. Берлина: «Евреи гонимые и преследуемые целые века, старались твердо сохранять все народные обыкновения, не отыскивая источников оных…, а только дорожа всем тем, что хотя сколько-нибудь народно, дабы тем укрепить дух национальности, из чего явилось правило, что обычай сильнее закона…» [2, с. 21].

 P.S. Автор статьи не ставит окончательной точки в своей поисково-исследовательской работе и будет благодарен всем, кто сможет поделиться своими воспоминаниями по данной теме.

 ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Алексеев А. Общественная жизнь евреев, их нравы, обычаи и предрассудки.− Новгород, 1868.−189 с.
  2. Берлин М.И. Очерк этнографии еврейского народонаселения в России // Этнографический сборник. Вып. V. − Санкт-Петербург, 1862. − С. 65
  3. Пуцыкович Ф.Ф. Из народонаселения. Евреи. Чтение для народа − СПб, 1898. −17 с.
  4. Обряды еврейские, или Описание церемоний и обыкновений, наблюдаемых евреями как вне храма, так равно и во все торжественные дни, во время молитвы, при обрезании, при свадьбах, родинах, смерти, погребениях и проч.− Орел, 1830.− 336 с.
  5. Леванда О. Старинные еврейские свадебные обычаи // Пережитое. Т. 3 − СПб., 1911. — 400 с. С.112-113
  6. 6. [Электронный ресурс]. Кагаров Е.Г. Состав и происхождение свадебной обрядности // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 8 − Ленинград, 1929. − С. 152-195 URL: http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/08/08_03/mae_viii (дата обращения 26.04.2023)
  7. [Электронный ресурс]. Пульнер И. Свадебные обряды у евреев. − М., 2022.− 156 с. URL: https://baza-book.com/248667-svadebnye-obrya (дата обращения 22.03.2023)
  8. [Электронный ресурс]. Маггид Д. Книга о Кундесе. // Еврейская старина. вып. IV− С-Петербург, 1913.− С. 493-526 . https://studylib.ru/doc/4434896/kniga-o-kundese (дата обращения 9.05.2023)
  9. Среднеазиатские евреи // Народы Средней Азии и Казахстана. Т. II− Москва, 1963. − С. 625-627
  10. Черниховский С. Еврейская свадьба // Еврейский вестник. − Л., −1928. − С. 12–27
  11. [Электронный ресурс]. Алльберг С.В. Свадебный обряд евреев в Российской империи в конце XIX — 30-х гг.− ХХ в. − С-Петербург, 2013. − С. 15 URL: http://pijs.ru/f/allberg-vkr.pdf (дата обращения 14.05.2023)
  12. [Электронный ресурс]. Штетл ХХI век: полевые исследования − Санкт — Петербург, 2008.− 292 с. URL: https://djvu.online/file/slDJWLsKnYIDv (дата обращения 14.05.2023)
  13. Небольсин И.П.Очерки частного быта евреев // Записки Императорского Русского географического общества по отделению этнографии. Т. III − СПб.,− 1873.− С. 253—321. — С.319
  14. Алексеев А. Очерки домашней и общественной жизни евреев, их верования, богослужение, праздники, обряды, Талмуд и Кагал. − СПб, 1891.− 240 с.
  15. [Электронный ресурс]. Венгерова П. Воспоминания бабушки: очерки культурной истории евреев России в XIX в. − Иерусалим — Москва, 2017.− 349 с. URL: https://www.rulit.me/books/vospominaniya-babus (дата обращения 06.04.2023)

 

Print Friendly, PDF & Email

Один комментарий к “Нина Крутова: Народные обычаи, обряды и суеверия еврейской свадьбы первой половины XIX-XX вв.

  1. Александр

    Сказано: » Обычай — это закон».
    Многие из приведённых — в статусе незыблемых обычаев той или иной церемонии в жизни. В статусе закона.
    К таким обычаям вряд ли применимы слова «живут своей жизнью», «в памяти народной», или «не могут объяснить».
    Так можно о любом законе (הלכה) сказать…
    Говоря короче, многие из упомянутых обычаев известны всем и соблюдаются как закон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.