©Альманах "Еврейская Старина"
   2024 года

Loading

Читая статью Старикова, я стараюсь понять: что же, был антисемитизм частью фашистской идеологии — или не был? С одной стороны, как будто бы был. Да и странно как-то предположить обратный ответ. Ведь антисемитизм провозглашался фашистами открыто, он был написан на их идеологическом знамени.

Павел Полян

ХОР ЧИТАТЕЛЕЙ: ИСТОРИЯ ПРИЗНАНИЯ

(продолжение. Начало в № 2/2022 и сл.)

Павел ПолянН. Четунова — В.А. Косолапову, Д.А. Поликарпову и В. В. Полторацкому, 9 октября 1961 г.

<1>

Н. Четунова — В.А. Косолапову, 9 октября 1961 г.

Глубокоуважаемый Валерий Алексеевич!

Хочется сказать Вам великое спасибо за напечатание стихов Евтушенко против антисемитизма. Об актуальности, с насущной нужности борьбы с этим подлым злом ярко говорит та черная бешеная редакция, которую вызвало это стихотворение.

Даже хорошо зная о том, что антисемитизм продолжает жить и вредить делу социализма и коммунизма, все же трудно было представить себе, что стихотворение, бьющее фашизм в его самом коренном, самом отвратительном и кровавом проявлении, может вызвать на страницах СОВЕТСКОЙ печати такой реакционный визг!

Прошу Вас передать слова самой горячей признательности Евгению Евтушенко, которые мне приходилось слышать от многих и многих честных русских людей.

С искренней благодарностью и глубоким уважением,

Н. Четунова

Прилагаю Вам для сведения копии писем, посланных мною В.В. Полторацкому и Д.А. Поликарпову

9.Х.1961

<2>

Н. Четунова — Д.А. Поликарпову, 9 октября 1961 г.

Глубокоуважаемый Дмитрий Алексеевич!

Глубокое возмущение, горечь, стыд вызвали у многих и многих антисемитские выступления газеты «Литература и жизнь»!

Неужели мы так и оставим это? Не осудим? Не опротестуем?

Прилагая для сведения текст моего письма В.В. Полторацкому, очень жду, чтобы какое–либо авторитетное выступление в печати сняло с нас всех позорное пятно.

Искренне уважающая Вас

Н. Четунова

9.Х.1961

Москва А–30, Сущевский тупик, 13, кв. 6.

<3>

Н. Четунова –В. В. Полторацкому, 9 октября 1961 г.

Главному редактору газеты «Литература и жизнь»

Виктору Васильевичу Полторацкому

С чувством горького стыда прочитала я в Вашей газете грязные антисемитские стишки А. Маркова и погромную статью Старикова!

Я уважала Вас как искреннего и честного коммуниста и теперь не могу понять, как могли Вы допустить на страницы советской печати, да еще в преддверии XXII съезда, который примет программу непосредственного перехода к коммунизму, антисемитские выступления, грубо попирающие основные принципы ленинизма, выступления, возрождающие позорные традиции махровой черносотенной прессы царских времен.

Не могу понять, с каких позиций гр–н Стариков, насмехаясь над историей, пытается уверить читателей, что антисемитизм будто бы не являлся коренным «принципом» и знамением фашизма. Кому может быть полезно такое утверждение кроме разве боннских заправил, желавших бы обелить фашизм в глазах человечества?

Больно и горько, что накануне партийного съезда, в ответственнейшей международной обстановке Вы дали в руки врагов социализма такое сильное пропагандистское оружие, оттолкнув от Вашей газеты всех честных читателей и писателей.

Член КПСС, член Союза писателей СССР

Н. Четунова

Москва М–30, Сущевский тупик, 13, кв. 6

РГАЛИ. Ф.634. Оп.1. Д.67. Л.24–26; РГАЛИ. Ф.1572. Оп.1. Д.229. Л.54.

М. Таневич — А.Я. Маркову, 9 октября 1961 г.

Тов. Марков!

Жаль Вас. Вы потеряли многих почитателей вашей лирики. Глупо и грубо обрушились на стихи Евг. Евтушенко.

Такую точку зрения лучше хранить при себе. Кстати, она не оригинальна.

Раньше вас знали не многие, теперь знают все. Но как!!!

Лучше бы так не знать. Вы снискали себе славу, равную той, которую «приобрел» М. Рыльский, обрушившись на К. Паустовского.

А у вас неплохие стихи, но и от них теперь повеет «черной сотней».

Бывшая почитательница

М. Таневич

РГАЛИ. Ф.1572. Оп.1. Д.229. Л.53

Б.А. Черняк — А.Я. Маркову, 9 октября 1961 г.

Поэту Алексею Маркову

Нет, Алексей Марков, вы не русский. Нет у вас русской души и сердца. Вы — русский только потому, что вас, вероятно, родила русская женщина, но вы не обладаете лучшими благородными чертами русского народа, настоящего русского человека. Когда вы взываете к людям: «Я русский!», то это звучит: «православные, наших бьют!» –— так кричали черносотенные погромщики, вспарывая перины и животы беременных евреек. Вы не русский и пепел не стучит вам в сердце — это у вас просто стишок, для красного словца.

Вы — ариец русской национальности, вы говорите и пишете по–русски — поэтому вы кричите, что вы русский. Родись и живи вы в ФРГ или во Франции, вы с не меньшим восторгом вопили бы, что вы немец или француз — вы были бы нацистом или ультра. Это — потому, что вы по своему нутру ариец — расист в самом похабном значении этого слова. Живя в СССР, вы пишите, что свастика ржавая, а дымы освенцимов — бездна тьмы. Едва ли вы так писали бы, живя в ФРГ или во Франции, потому что вы — ариец, а не русский. Я не знаю какой у вас череп — подходят ли его размер и форма под арийские нормы, но его содержание подходит вполне.

Подумайте сами: стоило только Е. Евтушенко написать слово о евреях — жертвах фашизма (ведь не писал же он о тысячах евреях, погибших вместе с «российскими стрижеными ребятами» на фронтах Отечественной войны — все–то, вероятно, относитесь к тем «патриотам», которые говорят, что евреи «воевали» только в Ташкенте!), как у вас возмутилась ваша арийская душонка и немедленно возникла ассоциация с космополитами. Это потому, что с недавно прошлого (точнее с 1948 г.) слово «космополит» заменило у нас слово «жид». Вы бы с большим удовольствием рифмовали бы ваш стишок так: «Хотя бы один поганый жид», но вероятно редактор счел, что это «неудобно».

Вы не думаете, что я беру на себя защиту Евг. Евтушенко — едва ли он нуждается в адвокатах. И не пытайтесь это мое письмо подносить другим как адвокатскую речь: дескать какую «антипатриотическую» реакцию вызвало Евтушенко. Чепуха! Евг. Евтушенко только еще раз напомнил мне, что миллионам «российских стриженых ребят» наш земной поклон и вечная слава, что ему, великому русскому народу наша, не только евреев, но всех нардов Европы, вечная благодарность.

Евтушенко своим стихотворением показал себя как продолжатель традиций величайшего русского народного гуманизма, выразителями которого были такие люди, как Ленин и Горький, Толстой и Чехов, Куприн и Репин и многие другие замечательные представители русской интеллигенции и русского народа. Лучшие люди России даже во времена государственного антисемитизма, который они считали позором России, не открещивались от евреев и дружили с такими евреями и полуевреями как Левитан и Рубинштейн, Мечников и Антокольский, Бродский и Гинзбург и др. Настоящих русских людей не смущало, что эти люди были рождены еврейскими женщинами и преследуются царской властью.

А вы, Марков? И вам подобные? — в вашем «ответе» вы не смогли удержать свою ярость — дай вам волю, вы бы стерли с лица земли всех «космополитов» (понимай евреев).

Я живу в одной квартире с русской семьей. Ее глава — член КПСС, персональный пенсионер. Случилось так, что мою невестку с новорожденным ребенком пришлось после родильного дома приютить во время ремонта в квартире ее мужа (моего сына). Естественно, что с появлением такого младенца появились пеленки, постирушки и т.п. Мой вышеописанный сосед не удержался и заявил моей жене (она — русская): «Запрудили всю квартиру жидами». Хоть он неправильно выразился, но его «мысль» ясна. Как, по–вашему, Марков, мне следует реагировать на это? Заявить в парторганизацию, правда? Сделал. А мне: «Кто это еще слышал?» –— как будто я пришел в милицию. Это — ваша работа, ведь вы — «инженер человеческих душ…»

Ведь этот подлец бьет себя и кричит, что он русский, да еще коммунист, да еще заслуженный. Вот где позор! Вот где падение!

Может быть, вам известно, что Ленин называл антисемитами каннибализмом, т.е. людоедствовал. Вы, Марков, наверно выдаете себя за ленинца, так не будьте хотя бы людоедом.

Лучше продолжать традиции великих людей России, а не таких как Марков–2, Пуришкевич, новообращенный Шульгин и т.п. Я уверен, что вы просто однофамилиц Маркова 2, но даже в царские времена таких людей нумеровали — не уподобляйтесь же таким нумерованным однофамильцам.

Вы не думайте, что я злобствую, я не националист, я принадлежу к ассимилировавшимся евреям: у меня жена русская, дети русские, окружение русское.

Но у меня фашисты в 1941–42 гг. убили более 20 человек братьев, сестер и их детей — это дает мне дополнительное право быть признательным Евтушенко (мы, евреи, не избалованы таким сочувственным словом) и выразить мое возмущение вам за ваш антисемитский «ответ».

Борис Александрович Черняк

Ленинград, ул. Марата, 76, кв. 4

9/Х–61

РГАЛИ. Ф.1572. Оп.1. Д.229. Л.56–57.

А.С. Розенгольд — в редакцию газеты «Литература и жизнь», около 10 октября 1961 г.

По поводу статьи Старикова «Об одном стихотворении»

Прежде всего я хочу предупредить, что я рядовой читатель, интересуюсь поэзией, по паспорту еврей (здесь я позаимствовал у Старикова. Про узбека или татарина он бы написал просто: узбек или татарин; про еврея написал по паспорту еврей. Это настораживает.)

Прочел в «Литературной газете», которую я выписываю, «Бабий Яр» Евтушенко. Я не берусь оценивать его литературные качества, считая себя не компетентным, но на меня произвела впечатление сама постановка вопроса, я сказал бы его актуальность, да, да актуальностью. К сожалению, на 44-ом году революции еще махровым цветом цветет антисемитизм.

Прочел статью Д. Старикова «Об одном стихотворении». Как повеяло на меня годами процветания культа личности, когда безбожно вешали ярлычки на инакомыслящих, кому-то неугодных.

Первое открытие Старикова: Эренбург пишет лучше Евтушенко. Но Белинский писал лучше Старикова, так какой вывод нужно сделать из этого?

В своем стихотворении, а мне кажется, что это крик души, Евтушенко остановился на истории многострадального еврейского народа, на его муках и в дореволюционные годы, и во время войны. Он писал, что, прикрываясь именем великого русского народа, великого и благородного, известного своим интернационализмом, погромщики травили еврейский народ. Что тут есть оскорбительного для русского народа? Мне кажется, что Стариков тут передергивает. Стариков огорчен: Евтушенко «оскорбил еврейский народ».

Какой же вы ханжа Стариков. Вы хорошо знаете, что оскорбляет еврейский народ: они не слышат по радио еврейских песен, еврейского слова, есть ряд заводов, где евреев не принимают на работу, в обкомах, горкомах, райкомах вы не увидите еврея не только на руководящей работе, но и на рядовой, евреи стали людьми второго сорта. Это уже стало притчей во языцех, об этом воробьи чирикают на крышах. А вы стыдливо опустили глаза долу и бормочете об интернационализме.

«Святая обязанность литераторов — пишите вы — воспитывать трудящихся в духе интернационализма». Золотые слова!.. Вот поэтому Евтушенко так резко поставил вопрос об антисемитизме. Большой недостаток нашей печати, что она не борется с антисемитизмом стыдливо прикрывает эту язву. А эта язва отнюдь не украшает наше общество.

А в трамвае, в очередях и даже в школе среди детей слово «жид» совсем не редкость. Детям, которым придется жить при коммунизме бросают в лицо «жиденок». Об этом нужно писать и бороться, как борются с пьянством, обывательщиной, равнодушием, хапугами и другими язвами.

Критической дубиной машет Стариков, по-видимому, в критическом раже забыв, что после 20-го съезда партии такие с позволения сказать «критики вышли из моды, они не страшны, а омерзительны.

Стихотворение «Бабий Яр» заставило прикусить языки антисемитов и опустить головы.

Статья Старикова вселит в них бодрость. Может этого и добивался автор. Редакция «Литература и жизнь» угодливо предоставила ему целую полосу.

Мне стыдно за их обоих.

Пенсионер, член КПСС с 1926 г.

Розенгольд А.С.

РГАЛИ. Ф.1572. Оп.1. Д.231. Л.92-93об.

Е. Коросташевская — в редакцию газеты «Литература и жизнь», 10 октября 1961 г.

В редакцию газеты «Литература и жизнь»

Посылаю Вам мои стихи «Ответ коммунистки — поэту Маркову в порядке ответа на его стихи «Мой ответ».

Елена Коросташевская

Москва, 10 октября 1961 года

ОТВЕТ КОММУНИСТКИ — ПОЭТУ МАРКОВУ

Какой ты русский настоящий коммунист,
Когда, забыв о дружбе наций Ленина заветы,
Душой своей от шовинистской накипи не чист,
Хулишь космополитом русского поэта.
Интернационален он и только это
Перо свело с судьбой еврейского народа,
И страшное ему представилося гетто
И вековое угнетенье, год от года…
Союз Советский словно крепкий клен ветвист,
Цветут здесь нации, забыв все угнетенья,
Но не забыть нам всем про то, как враг фашист
Зарыл живых людей! Не может быть забвенья!
В войне с фашизмом гибли всех народов дети,
Неисчислимы жертвы русских — их не счесть,
Погибшим воздвигаем памятники — этим
Им воздается памяти священной честь.
Фашисты села жгли, детей русоголовых,
Им извергам — дела такие кто забудет,
И крик над «Бабьим Яром», у надгробья слово,
Звучит набатом, ненависть к фашизму будит.
Поэт глаголом жжет сердца у всех людей,
Он слезы пролил над одним из страшных яров,
И беспощаден в русской ярости своей
Ко всем антисемитам, зажигателям пожаров.
А ты что ж умаляешь русское величье?
Народ советский тем велик своей душой,
Что любит нации и всех их, без различья,
Зовет всех к счастью коммунизма за собой.
Поэт! Ужели ржой наследия твоя душа покрыта,
Ты должен быть от грязи пережитков чист.
Рази огнем строки своей — сжигай антисемита!
Тогда скажу: вот настоящий русский коммунист!

Елена Коросташевская

Член КПСС — персональный пенсионер союзного значения.

Москва В–262, Ленинский проспект 70/11, кв. 392 д/т В–0–39–89

РГАЛИ. Ф.1572. Оп.1. Д.229. Л.48–49.

Р.З. Кац — В. А. Косолапову, 11 октября 1961 г.

<1>

11.Х.61 г.

Уважаемый Валерий Алексеевич, здравствуйте!!!

«Давным–давно» мы с Вами обменялись письмами по вопросу об антисемитизме. Для меня это была очень полезная полемика. Вы в очень хорошей форме изложили точку зрения нашего государства по национальному вопросу. Я очень был Вам благодарен за второе письмо, где Вы поздравили мою семью с наступающим Новым годом.

Прежде, чем приступить к изложению этого письма, разрешите воспользоваться случаем и пожелать Вашей семье и Вам, Валерий Алексеевич, много счастья, здоровья и радостей!

Может быть, с моей стороны и наивно, но я не могу оставаться в стороне от происходящих вокруг меня событий.

И вот, поводом для этого письма послужило стихотворение Алексея Маркова «Мой ответ», опубликованное в газете «Литература и жизнь» 24.IХ.61 г. Прочел я это, извините за выражение, стихотворство Маркова и задумался, –— как могла дойти «Литература и жизнь» до такой жизни?! Откровенно говоря, мне кажется, что Евгений Евтушенко, кроме того, что он очень порядочный человек, он очень умный. В его строках («Бабий Яр»)

…«но ненавистен злобой заскорузлой
я всем антисемитам, как еврей…»

он предвидел нападки всяких людишек.

Если Марков в «Моем ответе» посмел написать «какой ты настоящий русский, когда забыл про свой народ…», или «…не осквернит плевком пигмей..,» или «…пока топтать погосты будет хотя бы одни космополит…», то он морально расписался в злобе заскорузлой.

Как он смел оскорблять и обижать чистое имя Евгений Евтушенко?! Русскому человеку, сказать, что «какой ты русский», это все равно, что еврея обозвать «жид».

После этого я смею задать Маркову вопрос: ни потомок ли он того Маркова, который сидел в «Думе» рядом с Пуришкевичем?..

Такой ответ, как «Мой ответ» мог написать человек не знающий жизни. Марков пишет:

«…о сколько пало миллионов
Российских стриженных ребят.
Их имена не сдуют ветры,
Не осквернит плевком пигмей…»

Он в претензии, что о евреях Евтушенко написал, а русских забыл.

Какой бред! Как можно это забыть?!

Но почему в одно стихотворение нужно все помещать? О русских страдальцах и героях написано много книг, поставлено много фильмов. Все народы помнят и чтят память Зои Космодемьянской и Олега Кошевого, Александра Матросова и Гастелло, и многих, многих других.

В одном из своих писем Вы, Валерий Алексеевич, мне писали, что Советское государство делает все возможное, чтобы исчез этот страшный пережиток прошлого — антисемитизм.

В подтверждение тому, была статья в газете «Труд» от 6/I–61 г. «Сборище банкротов»[1].

В той статье высмеивались абсурдные утверждения лидеров сионизма, о притеснении евреев в СССР. В той же статье показали, как евреи сражались с фашистами во время войны. Вспомнили светлое имя Иосифа Бумагина, еврея по национальности, который в Великую отечественную войну своей грудью закрыл амбразуру вражеского дзота, повторив подвиг Александра Матросова. Бумагину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза[2].

В подтверждение тому и был написан Евгением Евтушенко «Бабий Яр». Такое стихотворение мог написать только порядочный, истинно русский, по сущности своей интернациональный человек!

Марков пишет:

«Какой ты русский,
Когда забыл про свой народ,
Душа, что брючки, стала узкой…»

Как же так? Ведь Евтушенко пишет:

«О русский мой народ!..
…Я знаю доброту моей земли…»

Ведь на земле существует антисемитизм. Разве может спать спокойно человек, особенно советский человек, пока на свете жив хоть один антисемит?

Почему Евгений Евтушенко не мог выбрать тему — «Борьба с антисемитизмом»? Разве антисемиты — это русский народ? Разве Великий Горький не говорил, что лучше он подает руку сифилитику, чем антисемиту?!

Разве русская общественность не выступала против черносотенцев, затеявших дело Бейлиса?

А ведь эти черносотенцы называли себя русскими. Почему Евтушенко не мог писать только о трагедии, постигшей евреев? Ведь в одно стихотворение не поместить всех ужасов войны.

Не секрет, что фашисты уничтожали все порабощенные народы. Но евреев уничтожали только за то, что они евреи. Ведь если побывать на Бабьем Яру, то можно услышать — здесь стреляли евреев. Не секрет, что там погибли и другие народы, но большинство евреев. Поэтому Бабий Яр так ассоциирует.

27–го сентября 1961 г. в той же газете («Литература и жизнь») была опубликована громадная статья Старикова «Об одном стихотворении». Она у него не получилась. Стариков пытался что–то состряпать, но кроме пышных фраз и едких слов он ничего не нашел. Все, кто истинно вник в «Бабий Яр», тот не обращает особого внимания на горе–авторов (Маркова и Старикова).

Но проходить мимо таких статеек и стишков нельзя! Это будет притуплением бдительности. Ведь все помнят, что даже в наше время подлецы из шайки Берия хотели состряпать «дело о врачах». Ведь выбрали они тогда опять–таки евреев.

Но наша КПСС разоблачила прохвостов и дала им по голове.

Мне кажется, что Евгению Евтушенко некоторые завидуют. Завидуют его таланту, его популярности. Евгений Евтушенко настоящий русский–советский поэт. Поэт интернационалист. С какой любовью он пишет о других народах. Как хорошо выглядят его стихи о Кубе.

Нет, «Литературная газета» не должна молчать!

Ведь Стариков упрекает газету, что она посмела опубликовать «Бабий Яр» Евтушенко.

Уважаемый Валерий Алексеевич!

Посылаю на Ваш суд свое письмо и стихотворение «Русскому другу». Писал стихи можно сказать кровью. Иначе бы они и не получились. Не знаю их художественной отделки и т.п. (пишу стихи первый раз в жизни) осмелился Вам их послать. Если сочтете, что письмо или стихи можно опубликовать — буду очень признателен.

Я отправил один экз. лично Евг. Евтушенко до того, как прочел Маркова и Старикова. (Уж очень хотелось сделать ему приятное.)

Но теперь считаю, что молчать нельзя! Извините, что письмо вышло длинным, видимо не хватает способностей писать короче. По специальности я инженер–технолог.

С глубоким уважением

Мой адрес:

г. Ленинград С–130,

6–ая Советская, д. 7, кв. 3

Рэм Залманович Кац

Приложение: стихотворение «Русскому другу»

<2>

РУССКОМУ ДРУГУ

Мой верный русский друг, Евгений Евтушенко!
Прочел Ваш «Бабий Яр» и грустно стало вдруг:
Я вспомнил Витебск, вспомнил Суража застенки,
Где кровь лилась еврейская вокруг.
В фашистских лагерях, в огне печей сгорели
Грудные дети, матери, отцы
И только потому, что были все — евреи,
Их убивали «высшей расы» подлецы.
Прочел ваш «Бабий Яр» и сердцу стало больно:
Я вспомнил Сталинград, суровый в дни войны.
Там русские, евреи добровольно
Сражались с палачами, как могли.
Как все проходит, и война промчалась.
Утих сраженья дикий гул.
Но не забыть, что в битве той скончался
Отец родной мой, милый Залман–Шмул.
Прочел Ваш «Бабий Яр» –— взглянул на жизнь и снова.
Все хорошо вокруг — цвете моя земля!
Но ведь пока на свете (а это и не ново),
Антисемиты есть. — Мы помним Бабий Яр!
Себя России сыном я считаю
Да, я еврей. И я Ваш друг на век.
Вы, Евтушенко, настоящий парень!
Вы настоящий русский человек!
На западе фашисты снова зреют –
Они «забыли» Освенцим
Грозят войной Советам и наглеют —
Напились мало крови, подлецы!
Потоком лилась кровь еврейского народа.
Шесть миллионов жизней унесла война.
И лишь интернациональность русских в те невзгоды
Евреям всем спасенье принесла.
Мой верный друг! Хочу сказать Вам честно:
Давайте бить в набат, писать и говорить!
Тогда не будет на планете места,
Где жил бы хоть один антисемит.

Рэм Кац

27/XI–61 г.

г. Ленинград, С 130

6 Советская, д. 7, кв. 3

РГАЛИ. Ф.634. Оп.1. Д.67. Л.27–30.

Горфин — в газету «Литература и жизнь», 11 октября 1961 г.

В редакцию газеты «Литература и жизнь»

Я внимательно прочел в «Литературной газете» стихотворение т. Евтушенко и в Вашей газете ответ на него поэта Маркова.

Позвольте же мне, участнику гражданской, а отчасти и отечественной войны, человеку, потерявшему ушедшего, по велению сердца, на войну с фашизмом единственного сына, –— дать оценку этим двум литературным выступлениям, и взглядам их авторов.

Я сомневаюсь, что гражданин Марков сам участник Великой Отечественной войны. В противном случае он увидел бы рядом с собой, в едином строю казаха, еврея, грузина и представителей многих народов нашей великой родины, беззаветно сражающихся и отдавших за нее свою жизнь.

Не видать их рядом, значит оскорбить их светлую память, и пребывать в нездоровом плену идей, ничего общего не имеющих с идеями дружбы народов и интернационализма, завещанных основоположниками коммунизма.

Что возмутило чистую совесть поэта Евтушенко и против чего так безответственно и безграмотно ополчился Марков, приклеил ему ярлык космополита?

Евтушенко не мог не протестовать против человеконенавистнической звериной морали фашизма, практическим выражением которой были овраги Бабьего Яра, газовые камеры Освенцима и Майданека и миллионы (среди которых было семь из тринадцати миллионов евреев) жертв. Он как и все честные люди на земле не мог пройти мимо бесчисленных могли, в которых, в основном, похоронены останки детей, женщин и стариков, не способных к сопротивлению.

И за это Марков отклоняет его право считать себя русским. Существуют у нас люди различных традиций.

Одни как Евтушенко наследует великие традиции благородства и человеколюбия Эмиля Золя, поднявшего свой голос против травли реакционерами и антисемитами Дрейфуса, он вместе с теми простыми русскими людьми, которые, рискуя жизнью, спасали от всесоветских зверей еврейских детей.

Другой, воспитанный на традициях проклятой памяти столпа союза русского народа «валяй» Маркова, прикрывалась патриотизмом, протаскивает через советскую газету идеи великодержавного шовинизма и человеконенавистничества.

Я не берусь судить о кровном родстве современного Маркова с его печальной памяти однофамильцем, но кое–что из его арсенала отчетливо чувствуется в пасквиле Маркова современного.

Считаю, что редакция газеты, представившая ему свои столбцы для поведения идей, ничего общего не имеющая с идеями дружбы народов, –— совершила большую политическую ошибку.

Пенсионер с 42–летним трудовым стажем, бывший красногвардеец

Горфин

Москва, 11 октября 1961 г.

РГАЛИ. Ф.1572. Оп.1. Д.229. Л.62–62об.

М. Сонкин — В.В. Полторацкому и Д. Старикову, 11 октября 1961 г.

<1>

В газету «Литература и жизнь»

Уважаемый товарищ редактор!

Прошу поместить на страницах Вашей газеты мое открытое письмо Д. Старикову по поводу его статьи о стихотворении Е. Евтушенко «Бабий Яр».

Сокращения, переделки и цитаты из моего письма помещать не разрешаю. В случае Вашего отказа прошу вернуть мне рукопись.

Читатель М. Сонкин 11/Х-61 г.

Инженер. Член КПСС. Домашн. адрес: Москва, Ж-4, ул. Чкалова, д. 77/1, кв. 6. Дом. телефон К-7-60-07

<2>

Открытое письмо критику Д. Старикову

Прочитав в «Литературной газете» от 19 сентября с.г. стихотворение Е. Евтушенко «Бабий Яр» и Вашу статью «Об одном стихотворении» в газете «Литература и жизнь» от 27 сентября с.г., не могу согласиться с Вашей оценкой этого произведения.

Е. Евтушенко смело и страстно поднимает вопрос о борьбе с остатками антисемитизма, и не где-нибудь в ФРГ, а у нас, в наши дни. Да, к сожалению, у нас в социалистической стране есть еще остатки этой «многовековой гнусности», как Вы выражаетесь. Евтушенко их видит, эти остатки, поднимает свой голос протеста, он обличает антисемитов и поэтому

«…Ненавистен злобой заскорузлой
Я всем антисемитам…»

пишет он о себе.

Он живет в Москве, а не заграницей, следовательно речь идет о наших антисемитах.

Он зовет к решительной борьбе с антисемитизмом:

«Интернационал» пусть прогремит
Когда навеки похоронен будет
Последний на земле антисемит».

Смысл стихотворения, таким образом, совершенно ясен, он содержится в его концовке.

А что пишете Вы в своей статье? Вы обвиняете Евтушенко, и я считаю незаслуженно, в принижении роли русского народа, в оскорблении памяти погибших и т.п. смертных грехах, которых он не совершал, и, наконец, объявляете выступление Евтушенко провокационным (все-таки не обошлось без приклеивания ярлыка!)

Все это Вы нагромоздили в своей длинной и путанной статье, чтобы замолчать и обойти главное в «Бабьем Яре» — призыв к борьбе с остатками антисемитизма у нас. Вы умышленно закрываете глаза и делаете вид, что не замечаете этого явления.

Напрасно Вы призываете в свидетели Эренбурга 1944 года. Эренбург 1961 года вряд ли будет свидетельствовать в вашу пользу (вероятно, Вы читали его «Люди, годы, жизнь» в журнале «Новый мир»). Эренбург в 1944 году был членом Еврейского антифашистского комитета, который выполнял большую интернациональную миссию (см. книгу «Еврейский народ в борьбе против фашизма» ОГИЗ, 1945 г.). А что стало в 1952 году с членами этого комитета — Михоэлсом, Фефером, П. Маркишем, Зускиным и рядом других писателей и деятелей советской культуры «евреями по паспорту», как Вы выражаетесь? Посмертно некоторых из них поместили в дополнительный том Большой Советской Энциклопедии, но еврейские театры, школы, газеты вновь не открыли. Кто в этом виноват — «Настоящие русские» (т.е. пролетарские интернационалисты) или те Дроздовы, о которым К. Паустовский говорил, что во время плавания на пароходе «Победа» они вели от откровенно антисемитские разговоры? И не Дроздовы ли виноваты в том, что

«Над Бабьим Яром памятников нет…»

А почему бы и не поставить памятник жертвам фашизма?

Есть специалисты, пострадавшие во время провокационного «дела врачей» и до сих не восстановленные на прежней или аналогичной работе; есть и молодые длительно безработные. Посмотрев на их пресловутый паспорт, Дроздовы с улыбочкой вежливо говорят — «Зайдите через недельку», или — «Знаете, у нас пересматриваются штаты» и т.п., т.е., короче говоря, отказывают в приеме на работу.

В школах и пионерских лагерях имеют место отдельные случаи травли еврейских детей их товарищами. Тогда только эти дети и узнают, что они евреи. Откуда у 12-летних ребят антисемитские замашки, как не от родителей? Нередки антисемитские выпады в трамваях, очередях, коммунальных квартирах. Кто борется с антисемитизмом? Где воспитательная работа? Где хоть одна статья по этому вопросу в нашей печати за последние 10 лет? Выступление Евтушенко — первое в этом смысле, но ему сразу «дали по рукам».

Пора, наконец, не замалчивать, не обходить вопрос, а открыто и честно признать, что мы после войны по-настоящему борьбы с антисемитизмом не вели, и надо повести борьбу с остатками этого позорного явления — в первую очередь воспитательную. Отсутствие такой воспитательной работы используют антисемиты, и что наиболее позорно, иногда у них в карманах (но не в сердцах) сказываются партийные билеты. Они подчас вопят с трибун о пролетарском интернационализме, но войдя с трибуны, исподтишка, но очень осязаемо, творят свои грязные антисемитские дела.

Против них–то и ополчился Евтушенко, а вот Вы этого не поняли или не захотели понять, если не сказать больше. И сознательно спустали карты. Поэтому я считаю Вашу статью вредной, не ленинской.

И напрасно Вы ссылаетесь на Проект новой Программы КПСС, она не предполагает поощрения антисемитов, а Ваша статья является объективно таким поощрением.

Читатель М. Сонкин

Инженер

11/Х-61 г.

РГАЛИ. Ф.1572. Оп.1. Д.231. Л.118-119.

Безымянный — В.В. Полторацкому, 12 октября 1961 г.

Моя реплика тов. Евтушенко на «Бабий Яр»

Для стихотворения на тему об антисемитизме, автор избрал заглавие — «Бабий Яр».

Дойдя, после глубоких исторических экскурсов, до эпохи царизма, автор возмутился тем, что громилы, якобы, запятнали весь русский народ, именуя себя «Союзом русского народа». Заканчивается стихотворение над «Бабьим Яром», где деревья смотрят грозно, по-судейски над могилой тысяч расстрелянных, и он, автор, никогда этого не забудет, пока не будет похоронен последний антисемит, которых он ненавидит как еврей, и потому он — настоящий русский.

Я — настоящий еврей, мне 70 лет, и антисемитизм ХХ-го века, во всех его проявлениях, мне знаком не из книжек, а по личным переживаниям.

Во-первых, для сведения автора, — никогда широкая мировая общественность, в том числе и еврейский народ, не отождествляли русский народ с «Союзом русского народа» — фашистами эпохи царизма.

Во-вторых, — мне непонятно, причем «Бабий Яр» и «настоящий русский» и вообще русские, когда «Бабий Яр» и тысячи других «яров» — дело рук гитлеровцев, которые поставили себе задачей уничтожить все народы «низших наций». Разве, наряду с евреями, они не уничтожили миллионы русских (и др.), умертвляя каторжным трудом и голодом угнанных на тыловые работы, сжигая заживо в церквах стариков, женщин и детей, добивая раненных? Разве не известны сотни тысяч случаев, когда русские, рискуя жизнью, спасали евреев от царских громил и гитлеровских палачей!

Антисемитизм, сам по себе, не зарождается в народах, на его внедрение и изжитие целиком и полностью зависят от правящего режима страны. Яркими примерами этому являются Германия и Россия эпохи ХХ-го века, а именно:

В Германии, при Вильгельме II, евреи жили полноправными гражданами, наравне со всеми немцами, не чувствуя никакого гнета со стороны правящего аппарата, никакой неприязни со стороны населения, вплоть до массовых смешанных браков. Даже в 1918 году, при оккупации немцами Украины, немецкие войска не чинили местному населению всех национальностей никаких насилий, ни материального ущерба. Но прошло всего лишь 17 лет, когда у руководства страной появился Гитлер, который внедрил в немецкий народ человеконенавистнические расовые идеи, и весь его аппарат — гражданский и военный — стали истреблять целые народы.

В России, при царском режиме, евреи, не только были ограничены во всех правах, но царское правительство, спасаясь народных волнений из-за бедственного состояния рабочих и крестьян, натравляло через «Союз русского народа» на евреев темные массы, вплоть до организации погромов. Однако, не прошло и года после свержения царизма, как Октябрьская революция и декреты Ленина, уравнившие еврейский народ со всеми народами. Как метлой смели вековой антисемитизм, не только в государственном аппарате, но и в населении, вплоть до массовых смешанных браков.

Но, по окончании отечественной войны, когда руководство страной омрачилось пагубным влиянием Берии и его клики, наряду с разными извращениями в руководстве страной, вновь стал насаждаться антисемитизм, который отличался от царской эпохи лишь своей скрытой формой, т.е. давились негласные указания об ограничении евреев во всех видах и областях государственной и общественной жизни и быта.

После изъятия Берии и выявленных его приспешников, антисемитизм, конечно, резко сократился, но не прекратился. Так, например, поныне еще придерживаются «процентных норм» при приеме на работу специалистов, при приеме в ВУЗы студентов, при распределении специальных стипендий, при выдвижении на премии и награды, а в специализированные ВУЗы и учреждения для евреев доступ и вовсе закрыт.

Да всех бытующих ограничений — не перечесть! Все это можно бы подкрепить конкретными фактами, если бы критика была бы у нас безвозмездно.

По-видимому, кое-где в верхах еще притаились не выкорчеванные корешки из гнезда Берии, которые продолжают творить свои темные дела, пятнящие Правительство и Партию, пока высшее руководство не разгрузится от неотложных чрезвычайно важных государственных проблем и столкнется вплотную с этими фактами, либо пока «настоящие русские» наберутся мужества и, вместо глубоких исторических экскурсов, напишут о фактах наших дней.

Безымянный

12 октября 1961 г.

г. Москва, п/я газеты «Литература и жизнь»

РГАЛИ. Ф.1572. Оп.1. Д.231. Л.120-121.

В. Якименко и М. Скарбачева — А.Я. Маркову, 12 октября 1961 г.

Уважаемый товарищ Марков!

«Бабий Яр» поэта Евтушенко, который мы прочли в газете «Культура и жизнь», нас очень возмутил.

Ваше стихотворение очень понравилось, и мы рады, что нашелся человек давший правильный ответ писателю с односторонним взглядом.

Большое спасибо за Ваш справедливый ответ и за Ваш талант.

С искренним приветом,

В. Якименко, М. Скарбачева

Инженеры Харьковского завода им. Ленина

Адрес: г. Харьков 19, з–д им. Ленина

М. Черемисина — в редакции «Литературной газеты» и газеты «Литература и жизнь», 13 октября 1961 г.

Об одной статье

Речь войдет об сочинении Д. Старикова «Об одном стихотворении», опубликованном в газете «Литература и жизнь» 27 сентября 1961 года.

Эта статья кажется мне одновременно и непонятной — и слишком понятной. Трудно не понять ее «пафоса» — и трудно понять, как такую статью могла опубликовать советская газета. А еще труднее понять те доводы, которые приводит автор статьи в защиту своего негодования против автора стихотворения «Бабий Яр» — Евг. Евтушенко.

Прежде всего мне хочется рассмотреть эти доводы.

Что возмутило Старикова в стихах Евтушенко? Совершенно очевидно: Евтушенко посмел заговорить о евреях. Однако, как это, быть может, ни прискорбно для некоторых господ, евреи действительно существуют. Геноцид не смог уничтожить этого народа. Почему же литература должна замалчивать этот факт?

В чем же «вина» Евтушенко? Как «доказывает» Стариков якобы совершенное им «очевидное отступление от коммунистической идеологии на позиции идеологии буржуазного толка»?

«Бабий Яр» в стихах Евтушенко воспринимается как символ страданий еврейского народа. Но разве поэт не имеет права на этот образ? Не только он, но и все мы знаем, что среди погибших в Бабьем Яру подавляющее большинство — еврейские женщины, еврейские дети. Да, гитлеровская Германия проводила геноцид не только в отношении евреев, но и в отношении других народов, в том числе и славян. Но ведь в отношении евреев эта политика проводилась особенно жестоко и особенно последовательно. Только евреев расстреливали и вещали за одно то, что они евреи. Не-евреи нередко гибли только за то, что они скрывали евреев, — не партизан, не военнопленных, а просто маленького еврейского ребенка. Почему нельзя говорить об этом сейчас?

Почему, говоря о «расстрелянном ребенке», о ребенке, расстрелянном в Бабьем Яру, нельзя помнить о том, что этот ребенок — еврей? Разве в глазах Старикова тоже быть евреем — это преступление?

Стариков «аргументирует» своим разговором с русским советским литератором, по паспорту (а по национальности?) — евреем, тем, что этот человек отказался присутствовать на богослужении в память евреев, погибших от руки фашистов. Странный аргумент! Если бы мне предложили присутствовать на богослужении в память русских, погибших от руки фашистов, я отказалась бы тоже. Отказалась бы потому, что я не верю в бога, — ни в Савасфа, ни в Ягве, ни в Иисуса Христа. Но значил бы мой отказ присутствовать на богослужении, что я отказываюсь от своего народа, что мое сердце равнодушие к пережитым им страданиям? Что я отказываюсь от того, что я русская и что поэтому русский народ — самый родной для меня, самый понятный и близкий? Такая постановка вопроса кажется мне абсурдной. Ведь сказать так — значило бы утверждать, что атеизм и патриотизм несовместимы!

Читая статью Старикова, я стараюсь понять: что же, был антисемитизм частью фашистской идеологии — или не был? С одной стороны, как будто бы был. Да и странно как-то предположить обратный ответ. Ведь антисемитизм провозглашался фашистами открыто, он был написан на их идеологическом знамени. Мы же еще не забыли военных лет, это были годы нашей юности, когда впечатления бывают живыми и яркими. До войны я не думала, что в мире существует «еврейский вопрос» — я узнала об этом в войну.

Но у Старикова получается так, что как будто бы этого не было, — или «почти не было», или «было, но это не важно»… И опять «аргумент» от человека — на этот раз от писателя Эренбурга. «Отчего в трагических стихах своих о Бабьем Яре он не подчеркнул, что там убиты именно евреи?» Илья Эренбург — еврей, и он никогда не отказывался от своего народа. Он писал о трагедии, которая была трагедией его родного народа. Не только его народа? — да, конечно, не только — но прежде всего. Идеология писателя-интернационалиста «исключает классификацию мертвых по происхождению» — но ведь прежде, чем стать трупами, мертвые были живыми, а жизнь не исключает этой классификации. А в данном случае ее не исключала и сама смерть.

Стариков говорит о «первом роковом шаге», который делает Евтушенко в направлении к «гнилой болотной трясине, жадной и неумолимой». Вот этот шаг:

«Мне самому сегодня столько лет,
Как самому еврейскому народу.
Мне кажется сейчас —
я иудей.
Вот я бреду по древнему Египту.
А вот я, на кресте распятый, гибну,
И до сих пор на мне — следы гвоздей».

При всем желании не вижу здесь того, о чем говорит Стариков: ни «обидной снисходительности не такого как они», ни «святой простоты» в кавычках, ни невежества, ни политической бестактности. Наоборот. Все это в сочетании заметно невооруженным глазом в статье Старикова. И пахнет этот букет не очень аппетитно.

Причем здесь «расизм наизнанку»? Что значит вопрос: «Каковы, в самом деле, реальные исторические связи между ближайшими потомками милого Тевье-молочника, зверски убитыми в Бабьем Яру, и древними иудеями, чьи легенды дошли до нас в Ветхом завете? Право же, эдакий подходец к национальному вопросу мог бы заслужить самую горячую благодарность «арийцев»…

А каковы, в самом деле, реальные исторические связи между нами, русскими, живущими в эпоху социализма, и участниками битвы на Калке, Ледового побоища, участниками похода, воспетого в «Слове о полку Игореве»? Зачем поставлен в Москве памятник Юрию Долгорукову, в Ленинграде — Петру? Зачем наши дети учат в школе о полянах и древлянах, об Иване Калите, о татарском иге и о прочих далеких вещах? Что общего у нас с этими людьми? То, что они тоже называли себя русскими? Или, может быть, мы уже не славяне, не русские, м. б. называть себя русскими и говорить о полянах и вятичах как о наших предках — тоже расизм? Но, кажется, мы еще продолжаем оставаться русскими, пункт «национальность» не вычеркнут из наших анкет, а история народов сохраняется в учебных планах наших учебных заведений.

И национальность «еврей» тоже сохраняется в номенклатуре народов, населяющих нашу родину. Почему же мы, русские, украинцы, грузины, армяне, таджики, узбеки имеют право считать себя потомками народов, живших тысячу и больше лет тому назад, а евреи — не имеют? Почему, когда учитель начинает урок по истории, он может сказать: «Наши предки в 7-8 веке жили в Восточной Европе, занимались земледелием и ремеслами…» — и в этом нет никакого «расизма», ни «на лицо», ни «наизнанку»? И китайцы говорят о своих предках, живших несколько тысяч лет тому назад, и индийцы изучают санскрит как язык своих далеких предков. Почему же Стариков отказывает в этом праве евреям?

«Фашисты обожали рисовать генеалогическое древо»… Ну, и что же хочет сказать этим Стариков? Ведь он говорит о стихах Евтушенко. Разве Евтушенко нарисовал то же «генеалогическое древо», которое рисовали фашисты, искажая и подтасовывая факты? Или, может быть, он «приспособил идею» к своей про-семитской, сионистской идеологии? Может быть, он старается внушить советскому читателю мысль об «избранности» еврейского народа, о том, что еврейский народ лучше всех остальных, что он должен властвовать над остальными? Это было бы «расизмом наизнанку» — но ведь ничего подобного в стихах Евтушенко нет! «Шестиконечная звезда Давида» тут совершенно не при чем. Да и как можно представить себе Евтушенко сионистом, если он русский? Еврей-антисемит — и то более вероятное сочетание. Да и нет в его стихах вообще никакого генеалогического древа. Есть слово о евреях, есть мысли о том, что пережил этот народ в далеком и в недалеком прошлом. Какое отношение это имеет к расизму?

Кто дал право Старикову диктовать поэту тему его стихов: пиши о евреях, уехавших из Советского Союза в Израиль, а о тех, кто никуда не уехал и лежит в земле, расстрелянный фашистами — об этих ни-ни! Разве уехавшие — это большинство? Какая нелепость!

Чем оскорбил Евтушенко память погибших советских людей?

Совершенно ясно: он назвал их евреями.

Хочется спросить: слово «еврей» — оскорбление? Примерно то же, что «жид»? Ярлык, подобный тому, который заставляли носить евреев на оккупированной территории?

Странно — но иначе нельзя понять, в чем состоит оскорбление.

Так же трудно понять, в чем состоит оскорбление, нанесенное русскому народу:

«О, русский мой народ!
Я знаю —
ты
По сущности интернационален.
Но часто те, чьи руки не чисты,
Твоим чистейшим именем бряцали.
Я знаю доброту моей земли.
Как подло, что и жилочкой не дрогнув,
Антисемиты пышно нарекли
Себя «Союзом русского народа».

В чем же можно увидеть здесь оскорбление русскому народу? Если уж говорить об оскорблении, то оно нанесено теми, кто пытался действовать от имени народа, не имея на то никакого права — погромщиками, организаторами «Союза». Евтушенко же правильно и совершенно недвусмысленно противопоставляет русский народ антинародной кучке погромщиков.

Остается предложить, что оскорбление состоит в том, что Евтушенко напомнил читателю о том, о чем Стариков хотел бы забыть. Но мы, русские люди, не должны забывать. Черносотенный, антисемитский «Союз русского народа» действительно существовал. Еврейские погромы происходили в России, и сердца настоящих русских людей содрогались от ужаса и от возмущения. Они не молчали — в самые мрачные годы раздавался их гневный протест против творимого зверства. Вспоминая с гордостью великое прошлое русского народа, от борьбы его против татарского ига до Октябрьских боев и Отечественной войны, страницы, связанные с погромами, мы вспоминаем с болью, хотя и знаем, что истинный голос России звучал не в криках черносотенцев, а в статьях Льва Толстого, направленных против погромов.

Те, кто трудится на пашне и у станка, строители Волжской ГЭС и целинники, солдаты, срочники и сверхсрочники, писатели, космонавты № 1 и № 2 — вот русский народ, к которому обращается поэт и который, по мнению Старикова, он «оскорбляет» в приведенных выше строках. Оскорбляет тем, что напоминает им о существовании в прошлом «Союза русского народа», о том, что среди русских были погромщики… Но, если многие русские хороши, значит ли это, что некоторые не могут быть плохи, никогда не были плохи? Неужели, хватая за руку русского вора, заключая в тюрьму русского убийцу, карая русского предателя мы оскорбляем этим русский народ? Трудно придумать что-нибудь более нелепое. Ведь тогда вся русская литература XIX века есть сплошное оскорбление русскому народу. Марксизм учит нас обратному: подлинная любовь к свое стране и к своему народу состоит в том, чтобы бороться против всего, что есть в ней дурного, а не в том, чтобы скрывать это дурное, называть его хорошим или замалчивать факт существования зла в прошлом или в настоящем.

«Легко и свободно чувствует себя Евтушенко на незавидном поприще разжигания угасающих националистических предрассудков» — говорит Стариков. А по-моему, националистические предрассудки разжигает сам Стариков, причем делает это очень грубо и откровенно.

Что говорит Евтушенко? Говорит ли он об иудейской религии, многие века отделявшей евреев и противопоставлявшей их христианскому миру? Противопоставляет ли он евреев (и себя вместе с ними?) всему остальному человечеству? Проводит ли он мысль о том, что родина всех евреев — Израиль? Ничего похожего в его стихах нет. Евреи — такие же люди, как все остальные, вот что говорит Евтушенко. Геноцид — преступление не только против евреев, но и против всего человечества, говорит он. Антисемитизм — это гнусность.

И со всем этим я совершенно согласна.

Можно сказать, что это не ново. Вероятно, не ново. Но разве существует закон, по которому поэт всегда обязан говорить только о новом?

В заключение мне хочется сказать несколько слов о том, что побудило меня не только подумать, но и написать то, что я написала.

Меня не удивило, что нашелся человек, который, — скажем так, — весьма своеобразно воспринял и истолковал стихотворение Евтушенко, обрушился на то, чего поэт не говорил, увидел «оскорбление народов» там, где их нет и т.д.

Меня удивил не Стариков, а редакция газеты «Литература и жизнь». Если ей, как и Старикову, не нравится стихотворение Евтушенко, если она хотела дать критический анализ этого стихотворения, то ведь нужно было сделать этот анализ логичным, последовательным, грамотным. Нужно было показать, чем может это стихотворение нравиться, чем — не нравиться. Статья же, опубликованная в газете от 27 сентября, только компрометирует этот печатный орган, вызывая недоумение и протест.

М. Черемисина

г. Тула, Советская ул., д. 33, кв. 2

Копия в ред. «Лит. и жизнь»

РГАЛИ. Ф.1572. Оп.1. Д.231. Л.110-117.

(продолжение следует)

Примечания

[1] Анонимная статья, посвященная 25-му Сионистскому конгрессу, проходившему в это время в Иерусалиме. Автор также клеймил Израиль за сделку с «боннскими реваншистами», то есть с ФРГ, накануне процесса Эйхмана.

[2] Бумагин Иосиф Романович (1907-1945) — лейтенант. 24 апреля 1945 г. при штурме города Бреслау под шквальным огнём одну огневую точку врага он забросал гранатами, а вторую закрыл своим телом, что обеспечило успех наступления. 27 июня 1945 г. ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.