©Альманах "Еврейская Старина"
   2019 года

189 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Версия, озвученная на сайте еврейских фамилий, такова: «Тарадай» — славянское слово, означающее «болтливая старуха». Однако, это фактически замаскированная форма «Torah Dat» («Закон Торы»). Мне это напоминает шутливую версию моих друзей Городецких: «Фамилия Тарадай происхождения или религиозного — «Тору дай», или торгово-купеческого — «Тару дай».

Александр Тарадай

Мои Тарадаи

(продолжение. Начало в «Заметках» № 8/2010)

ТарадайДо этого я писал о предках по материнской линии Утевских и Фейгенбергах.

Но я — Тарадай, и поэтому должен написать о предках по отцовской линии.

Буквально по крупицам удается собирать сведения о предках.

Тарадаи — редкий случай еврейской семьи, в которой прослеживаются шесть, даже уже семь поколений на протяжении 200 лет!

Предки по линии Тарадаев происходили из села Новоархангельск сегодняшней Кировоградской области, а до революции — Херсонской губернии.

Фамилия по происхождению чисто украинская. В этих местах она довольно распространенная. Когда-то пожилая женщина, детский доктор по фамилии Кейбало, спросила у меня: — Ваши предки из Кировоградской области? Я родом из с. Федоровка — там было много Тарадаев.

В Федоровке и сегодня много Тарадаев, и председатель поселкового совета — Тарадай.

Место появления фамилии примерно известно — современная Кировоградская область.

  Что представлял собой Новоархангельск до революции? «Новоархангельск (Синюхин брод, возможно, в ХVIII в. также назывался Архангород) — село Елизаветградского уезда Херсонской губернии, при pеках Синюхе и Торговичке; одно из древнейших поселений в крае. В 1743 г. инженер де Боскет и миргородский полковник В.Капнист построили на запорожских землях со стороны польской границы шанц (земляная крепость) Новоархангельск, с появлением сербов причисленный к гусарскому Хорватову полку. По сведениям 1883 года — 4832 душ обоего пола, в том числе 3389 малороссов, остальные: великороссы, поляки, молдаване, немцы и евреи; дворов — 1026; колодцев — 11; в посаде 2 православных церкви, школа, 28 торговых заведений и 17 промышленных, винокуренный завод и несколько водяных мельниц; рогатого скота — 2033 головы; лошадей — 430, лошаков — 69, овец — 1376 и свиней — 464» [1].

Сегодня: районный центр Новоархангельск Кировоградской области, По состоянию на 1 января 2013 года численность населения составляла 6364 человек. Расположен на реке Синюха в 69 км от ж.-д. узла Помошная (линии на Одессу, Знаменку, Черкассы, Подгородную). Пищекомбинат, сыродельный, комбикормовый, асфальтовый, кирпичный заводы.

И тогда, и сейчас — провинциальная глушь!

Но глушь с военной историей. Именно здесь в 1362 году произошла битва при Синих водах, в результате которой великий князь Литовский Ольгерд включил в состав своего государства значительные территории по обоим берегам Днепра, Киевское княжество и захваченное татарами ещё в середине XIII века Подолье, расширив таким образом свои владения далеко на юг по направлению к Чёрному морю.

В ХVIII в. чуть южнее Новоархангельска проходила так называемая «Украинская линия» — граница с Диким полем — татарами, чуть западнее проходила граница с Речью Посполитой — Польшей, восточнее находились земли Войска Запорожского. То есть, сплошное пограничье.

В конце XVIII в. в Новоархангельске располагалась 7-я рота сербского гусарского полка. В 1812 г. в Новоархангельске сформирован 2-й Украинский казачий полк, с 1816 года полк стал 2-ым Украинским уланским. С 1818 года Новоархангельск становится военным поселением, в котором размещается штаб 2-го украинского Уланского полка, а позже — VI округа Новороссийского военного поселения, и все жители, за исключением мещан и отставных чинов, стали военными поселенцами, которые одновременно служили в армии и обрабатывали землю.

Интересно, что местные жители до сих пор называют часть Новоархангельска «седьмой ротой».

В 1896 году — примерно в год рождения моего деда — посад Ново-Архангельск (Архангород, Город) имел следующее — р. Синюха, дворов 832, жителей 4805 (2373 муж., 2432 жен.), волостное правление, 2 православных церкви, 2 еврейских молитвенных дома, земская школа 268 уч., (206 м., 62 ж.), метеорологическая станция, приемный покой, врач, 2 фельдшера и акушерка, аптека, земская почтовая станция, винокуренный завод, водяная мельница, 11 лавок, пивная лавка, винный погреб, 2 корчмы, 2 оптовых склада вина и спирта, 26 баз. дней, уездный город в 120 верстах, станция ж.д. Тальное в 25 верстах[2].

 Первый из прослеживаемых предков — прапрадед Ноах Тарадай. По словам Михаила Семеновича Тарадай (который как младший внук участвовал в похоронах деда), Ноах прожил 105 лет (редкость для тех времен) и умер в 1919-1920 г. Если это соответствует действительности, Ноах Тарадай родился в 1814-1815 г. Правда, некоторые родственники считали, что Ноах умер «всего» в 99 лет.

Возможно, Ноах является первым предком, получившим фамилию, но может быть, что фамилию получил его отец, так как присвоение фамилий евреям началось ранее.

Мой прапрадед Ноах Тарадай

Мой прапрадед Ноах Тарадай

 Долгое время я не мог найти сведения о происхождении фамилии. Фамилия достаточно редкая, но имеет много однокоренных форм — Тарадай, Тарада, Тарадайка, Тарадайко, Тарадайкин, Тарадайченко, Тарадайло, Тарадей, Тарадейко, Тарадий, Тарадаев, Тарадеев.

Я решил обратиться к известному специалисту по происхождению фамилий г-ну Иванову А.А., автору сайта «Русские фамилии» и «Толкового словаря русских и русскоязычных фамилий».

От него я получил следующий ответ:

«Здравствуйте, Александр!

У Вас действительно редкая и интересная фамилия.

Пока у меня мало материала по толкованию слова, послужившего основой фамильного прозвища. Но наиболее вероятно, что толкование может быть таким:

Семейное прозвание от прозвища Тарадай — словоохотливый человек, тараторящий, т.е. говорящий много и/или быстро, торопливо.

То есть прозвище Тарадай аналогично другим прозвищам — тарабар, тарабара, таранта, тарарыка, таратора, тарахта и др.

Ещё есть слово тарадайка-таратайка (кабриолет, двуколка, одр, лёгкая повозка) — сохранилось в русском и в польском языках, что свидетельствует о древности первоначальных значений слов: глагола и прозвища.

А Вы не пробовали поискать в «Толковом словаре украинского языка» слова тарадай или тарадить (тарадать), тарарать? В какой-нибудь большой городской библиотеке эта книга (в несколько томов) должна быть. Если что найдёте, то сообщите и мне тоже.

Я в свою очередь тоже буду искать и если найду, то обязательно сообщу».

После чего я обратился к толковому словарю украинского языка:

«ТАРАДА́ЙКА, ТАРАТА́ЙКА — іменник жіночого роду (легкий двоколісний візок)

Чи то тая дівчинонька, що я в ній кохався, Запріг дідько в тарадайку та й з гори спускався (коломийка); У двір з торохтінням вкотилась таратайка — в ній… ребе Шая (В. Еллан); Се килим-самольот чудесний, За Хмеля виткався царя, Літа під облака небесні, До місяця і де зоря; Но можна стіл ним застилати, І перед ліжком простилати, І тарадайку закривать. Царівні буде він в пригоду, І то найбільш для того году, Як замуж прийдеться давать. (І. Котлярев”ський “Енеїда”, 48 стіх)”

Таким образом, Тарадай — видимо, кучер («водитель») двухколесной брички. Фамилию Тарадай носили преимущественно православные. Например, в газете «Киевлянин» 1 сентября 1891 г. опубликована следующая заметка: «В усадьбе на Бибиковском бульваре 31 августа обнаружено убийство квартировавшего здесь. Извозчик крестьянин Михаил Тарадай, 50 лет, найден убитым на сеновале. Тарадай найден мертвым на балконе, выходящим с сеновала. Убийца его пока не открыт. Люди, знающие покойного, отзываются о нем как о человеке трудящемся и трезвого поведения, а о жене его делают самые нелестные отзывы как о женщине, вечно предающейся пьянству, вечно жившей не в ладах со своим покойным мужем. В этих постоянных семейных неурядицах люди, знавшие покойного, склонны искать источник совершенного преступления»…

Однако, версия, озвученная на сайте еврейских фамилий, такова: «Тарадай» — славянское слово, означающее «болтливая старуха». Однако, это фактически замаскированная форма «Torah Dat» («Закон Торы»).

Мне это напоминает шутливую версию моих друзей Городецких: «Фамилия Тарадай происхождения или религиозного — «Тору дай», или торгово-купеческого — «Тару дай».

Женат Ноах был на женщине по фамилии Миндич, звали ее в семье Лена (еврейское имя Ента, годы жизни примерно 1830-1912 гг.), так что впервые Тарадаи и Миндичи стали родственниками еще в этом поколении. Интересно, что когда женились мои дедушка (Тарадай) и бабушка (Миндич), они запрашивали раввина, могут ли они, как родственники, вступить в брак? Ребе посчитал, что их степень родства позволяет вступить в брак.

Прапрабабушка Ента и прапрадедушка Ноах Тарадай

Прапрабабушка Ента и прапрадедушка Ноах Тарадай

В Новоархангельске в те годы не было названий улиц, люди называли улицы по имени самого уважаемого жителя. Ноах был одним из самых уважаемых людей в Новоархангельске, поэтому улицу называли улицей Тарадая (интересно, что в сегодняшнем Джезказгане есть улица Тарадая, названная в честь солдата, погибшего в Афганистане).

       У Ноаха было пять сыновей и одна дочь:

— Александр (Сандер, Sander, годы жизни 1864-1939) уехал с семьёй в Америку. В 1928 году он каким-то образом прислал братьям доллары, на которые они смогли уехать из Новоархангельска. По словам Михаила Семеновича Тарадай, при отъезде Александр взял фамилию Wienir. У него было 10 детей, в США живет много его потомков.

— Аврум (Авраам, Abraham) уехал вместе с братом в США, на момент отъезда женат не был. Выезжал он тоже с фамилией Wienir (почему братья уезжали под другой фамилией, я не знаю, возможно, они уезжали по чужим документам), его потомки затем немного изменили фамилию на Wiener.

— Михул умер в 1912 году от рака. Его дети уехали в Америку.

— Симха (Семен, 1870-1949) — мой прадед.

— Залман (Зельман, Зиновий).

— дочь Малка. Её муж был уличён в том, что курил в субботу папиросу. На следующий день их в синагоге развели. Ноах познакомился в Добровеличковке с человеком по фамилии Бурштейн, вернувшимся из армии. Их поженили. От первого брака у Малки была дочь, от второго — три дочери: Зина, Бася, Лиза. Лиза уехала в 1927 году в Палестину. Хотя мой родственник Александр Златопольский (правнук Малки) считает, что это легенда, и Малка была замужем только за Бурштейном.

Братья, уехавшие в США, писали отцу и братьям, после отъезда семьи из Новоархангельска связи прервались.

Ноах Тарадай был купцом, владел двумя домами в Новоархангельске (одним около центральной площади, другим — где-то на окраине), магазином (по-моему, торговали мануфактурой), лавками в Новоархангельске и Эрделево (деревня недалеко от Новоархангельска, где было расположено имение помещика Эрдели). Ноах также занимался снабжением полка. В русско-турецкую войну 1877-78 гг. с войсками дошёл до Андрианополя (Эдирне, это уже недалеко от Константинополя-Стамбула), когда дорога на Стамбул была открыта, но русские войска под давлением западных стран не стали брать столицу Турции. Он также получал деньги в банке и выдавал их офицерам.

В молодости Ноах был кантонистом, видимо, отслужил в российской императорской армии положенный срок, и поселился там, где находился его полк.

Интересно, что евреям-кантонистам за переход в православие давали 25 рублей, что было тогда огромной суммой (корова стоила около 3-х рублей), не говоря уже о том, что перед крестившимися открывалась возможность карьеры — несколько известных генералов происходили из крестившихся кантонистов. Многие переходили в православие, получали деньги, а затем тайно исповедовали или даже открыто возвращались в иудаизм, что преследовалось властями.

Магазин в Эрделево отошел Залману, в 1906 году он женился на дочери управляющего имением помещика Эрдели Лее Бриф (умерла в 1948 году), там родились его старшие дети. В 1928 году Залман был арестован при раскулачивании, сидел в тюрьме полтора года, после чего в 1930 году ему с семьей удалось переехать в Харьков, где его опять арестовали и потребовали отдать золото. Он всё отдал, и его выпустили. Умер Залман в сентябре 1960 года. Был похоронен по еврейским обычаям, мои мама и папа впервые видели традиционные похороны.

Интересно, что у Симхи и Залмана было по шестеро детей — по 2 сына и 4 дочки. У Симхи — Рахиль, Полина (Поля), Софья (Соня), Ида, Пинхус (Петр), Михаил, у Залмана — Софья, Николай, Марк, Елена, Татьяна, Миля.

Возможно, что у Симхи был еще один ребенок 1914-15 г. рождения, а может, семейная легенда говорит о каком-то другом ребенке. Новоархангельск во время гражданской войны часто переходил из рук в руки. За маленьким ухаживала няня. Дело было зимой, она гуляла с ребенком и услышала, что приближаются то ли красные, то ли белые. Она посадила на снег ребенка и побежала искать своего хахаля, думая, что быстро вернется. Когда вернулась, он сидел еще, но был уже совершенно седой.

Магазином и домами в Новоархангельске владел Симха. Жену его звали Хава Львовна, девичьей фамилии прабабушки я, к сожалению, не знаю:

Моя прабабушка Хава Львовна Тарадай

Моя прабабушка Хава Львовна Тарадай

 Время революции и гражданской войны было неспокойным, Новоархангельск брали то войска батьки Махно, то атамана Григорьева, то красные, то белые. Часто происходили еврейские погромы. Во время погрома в 1919 г. бандиты и местные жители, участвовавшие в погроме, «из уважения» не тронули семью Тарадай.

       В 1920 г. на дом в центре напали бандиты (искали они руководителя местного винокуренного завода, который снимал у Тарадаев комнату). Бандиты стреляли по окнам, ворвались в дом и стреляли по кроватям, но никто не пострадал, так как взрослых не было дома, а дети ушли через черный ход и спрятались в сарае. Нападение бандитов произвело на детей жуткое впечатление, Ида Семеновна и Михаил Семенович вспоминали этот момент до глубокой старости.

       Интереснейшую фотографию нашли мои дяди Броварники. На ней их мама Ида Семеновна Тарадай (справа) в возрасте 3-4 лет (следовательно, фотография 1912-1913 годов). Мальчик и девочка на снимке нам не известны, но, может быть, это какие-то родственники (у меня мелькнула даже мысль, что это Софья Семеновна и Михаил Семенович):

Крайняя справа — Ида Семеновна Тарадай, Новоархангельск, 1912-1913 г.г.

Крайняя справа — Ида Семеновна Тарадай, Новоархангельск, 1912-1913 г.г.

Старшие дети Симхи Ноаховича вступили в браки еще в Новоархангельске. Рахиль вышла замуж за Соломона (Самуила) Полякова и переехала в Ленинград. Поля вышла замуж за Исаака Бахиутского, Соня — за Гришу Теплицкого. Мой дед Пинхус (Петр Семенович) женился на Дворе Тевелевне (Вере Тимофеевне) Миндич.

Теплицкие были соседями и близкими друзьями Тарадаев. Их дом в Новоархангельске находился рядом, они держали обувной магазин и сапожную мастерскую.

       В 1928 г. семья была вынуждена бросить все имущество и переехать в колхоз в село Врадиевка Первомайского района. Сохранилась очень интересная справка 1930 года:

 «Справка

Дана сия справка гр. хутора Петровского Ново-Павловского с/с Врадиевского района Первомайского окр. Тарадаю Симхе Ноеховичу в том, что таковой действительно занимается хлебопашеством с 15/III 1928 года, в чем собственноручно подписываюсь

Уполномоченный хут. Петровского <подпись> 19 25/IV 30 г.»

По всей видимости, чтобы переехать в Харьков, прадеду необходимо было происхождение «из крестьян».

В 1928 г. дед Петр отправился создавать «рабочую» биографию в Донбасс, но устроиться рабочим там он не смог, и стал начальником почтового отделения. Мой папа Наум (названный в честь своего прадеда Ноаха) родился 26 августа 1928 г. в Новоархангельске, он последний Тарадай, родившийся там. Интересно, что остальные Тарадаи в это время уже уехали во Врадиевку.    

Папа был третьим ребенком, родившимся у дедушки и бабушки. Первая дочка умерла в возрасте около 3-х лет, вторая дочка — Елена Петровна Тарадай. Названа она, кстати, в честь своей прабабушки.

Через какое-то время Симха Ноахович отправил в Донбасс к старшему брату младшего — Мишу (Михаил Семенович Тарадай).

Только в 1930 году всем удалось переехать в Харьков. Поколение деда проявило удивительную сплоченность — два брата и три сестры со своими супругами и детьми (младшие дети — Ида Семеновна и Михаил Семенович вступили в брак уже в Харькове, жена Михаила Семеновича была родом из Новоархангельска, там остались ее родители, впоследствии убитые немецкими фашистами) всю жизнь (кроме войны, хотя и в эвакуации многие родственники были вместе в Барнауле) прожили рядом в центре Харькова.

Всегда были очень близки и двоюродные братья и сестры поколения моего папы, да и мое поколение троюродных братьев и сестер и их детей продолжает очень тесно общаться, хотя живут родственники теперь в Украине, России, США, Израиле, Германии.

Из приведенного ниже документа видно, как семьи двух братьев, находящихся в армии, вместе уезжают в эвакуацию. В семье живет Титаренко Анна Демьяновна, простая украинская женщина, родом также из Новоархангельска. Интересно, что Александр Михайлович Тарадай, няней которого была Анна Демьяновна, долгое время был уверен, что она — его родная бабушка.

А дальше получилось интересно — у каждой из сестер родилось по два сына, а у каждого из братьев — по сыну и дочке. Итого у папы было 9 двоюродных братьев (7 в Харькове, 1 в Ленинграде, еще один погиб на фронте во время войны), одна родная и одна двоюродная сестра.

1937 год. Тарадай Хава Львовна и Симха Ноахович с внуками: нижний ряд слева направо — Теплицкий Александр Григорьевич, Бахмутский Анатолий Исаакович, Теплицкий Игорь (Израиль) Григорьевич, Поляков Лев Самуилович, верхний ряд слева направо — Поляков Михаил Самуилович (погиб во время войны на фронте), Тарадай Елена Петровна, Тарадай Наум Петрович (мой папа), Бахмутский Марк Исаакович. Еще четыре внука — Броварники Юрий и Евгений Давидовичи и Тарадай Александр Михайлович и Анна Михайловна родились позже.

1937 год. Тарадай Хава Львовна и Симха Ноахович с внуками: нижний ряд слева направо — Теплицкий Александр Григорьевич, Бахмутский Анатолий Исаакович, Теплицкий Игорь (Израиль) Григорьевич, Поляков Лев Самуилович, верхний ряд слева направо — Поляков Михаил Самуилович (погиб во время войны на фронте), Тарадай Елена Петровна, Тарадай Наум Петрович (мой папа), Бахмутский Марк Исаакович. Еще четыре внука — Броварники Юрий и Евгений Давидовичи и Тарадай Александр Михайлович и Анна Михайловна родились позже.

       Если в поколении деда высшее образование смогли получить только Ида Семеновна Тарадай (медицинское) и Рива Вольфовна Нежная-Тарадай (юридическое), то в поколении папы высшее образование получили все.

Папа закончил Харьковский горный институт в 1951 году, работал в шахте в Кривом Роге, затем вернулся в Харьков, работал во Взрывпроекте, а затем в Южгипроцементе главным специалистом горного отдела.

Строительству цементного завода обычно предшествует разведка и выбор сырьевой базы. Папа объездил всю страну в поисках сырья для цемента, и многие заводы обязаны ему выбором места строительства.

       Он был где-то «в поле», когда родились я и брат. Он много ездил, много работал, даже в выходные дни он всегда брал домой какой-то проект и работал над ним.

       Когда развалилась большая страна, цементные заводы перестали строить, папины знания и работоспособность оказались не нужны. Он вышел на пенсию и быстро сдал.

Молодой горный инженер Наум Петрович Тарадай

Молодой горный инженер Наум Петрович Тарадай

 Немного о Миндичах — ближайших родственниках (из этой семьи мои прапрабабушка и бабушка).

  Жили Миндичи в Звенигородке. С моим прадедом Тевелем Миндичем произошла такая история — его первая жена умерла, оставив ему двоих детей — мою бабушку Веру и ее родного брата Бориса. Прадед женился второй раз на женщине по имени Фрида (по всей видимости, она была очень хорошим человеком, старшие дети не знали, что она им не родная мать, в следующем поколении многие назвали своих дочерей в ее честь Фридами). Она родила еще шесть детей и умерла. Оставшись с восемью детьми, прадед решил найти им «мать» и женился на женщине, которая была дважды в разводе по причине того, что не могла иметь детей. Сразу же после женитьбы она забеременела, родила прадеду двойню, а всего родила восемь детей. Таким образом, у моей бабушки — старшей из детей — был один родной брат и 14 единокровных (которые, естественно, были как родные) братьев и сестер.

       Некоторые из них впоследствии стали довольно известными людьми, занимали высокие посты — Борис Тимофеевич Миндич много лет был заместителем наркома и заместителем министра торговли Украинской ССР, Рафаил Тимофеевич Миндич — полковник, начальник отдела Главного артиллерийского управления Красной, а затем Советской армии, автор наставлений по использованию в армии ряда артиллерийских орудий, Семен Тимофеевич Миндич — директор фильмов на киностудии «Мосфильм», в том числе, таких известных, как «Тегеран-43» и «Легенда о Тиле».

     Об удивительной честности этой семьи говорит то, что имея брата — заместителя министра, бабушка работала на какой-то весьма скромной и низкооплачиваемой должности и заработала пенсии аж 28 советских рублей в месяц.

Бабушка и дедушка жили (а вместе с ними жили дочь и сын, затем дочь вышла замуж и переехала в Москву, но появились моя мама, я и часто привозимая в Харьков из Москвы моя двоюродная сестра Юля) в центре Харькова в двух комнатах площадью метров 30 в коммунальной квартире со множеством соседей, где не было душа или ванной и была «всего одна уборная», в которой у каждого соседа на персональном гвозде висело свое сидение для унитаза и нарезанная газета «Правда».

Тарадай Вера Тимофеевна, Петр Семенович, Наум Петрович и Елена Петровна с мужем

Тарадай Вера Тимофеевна, Петр Семенович, Наум Петрович и Елена Петровна с мужем

При этом в этих комнатах всегда было весело, часто собирались гости, устраивались застолья.

В этой квартире, кстати, некоторое время жила (снимала у кого-то из соседей комнату) с мужем студентка консерватории, будущая народная артистка Украины Гизела Ципола.

В той самой коммунальной квартире в центре Харькова

В той самой коммунальной квартире в центре Харькова

 Борис Тимофеевич Миндич жил с семьей в квартире, которая соответствовала его должности, — в Киеве, в совминовском доме на углу Большой Подвальной и Чкалова. В этой квартире меня всегда с радостью принимали во время моих поездок в Киев.

Впервые я приехал в эту квартиру в шестилетнем возрасте с мамой и папой. Собралось много родственников, было шумное застолье, а на меня никто не обращал внимания. И тогда, чтобы привлечь к себе внимание, я громко сказал:

— Я тоже хочу водки.

Все замолчали. Борис Тимофеевич молча взял бутылку и рюмку, налил немного и протянул мне.

Мама закричала:

— Не надо, дядя Боря! — но он только отмахнулся.

Я залпом выпил, помню, что вкус был горький и вообще отвратительный, но я не мог показать, как мне не понравилось то, что я сам просил налить, поэтому на вопрос дяди Бори:

— Ну как? — я с улыбкой ответил:

— Отлично! Очень понравилось!

Дядя Боря обнял меня и сказал:

— Моя смена растет!

В студенческие годы я часто приезжал в Киев. Дядя Боря работал, видимо, каким-то советником в министерстве, ему было уже за 70 лет, он говорил мне:

— Ты можешь гулять, где ты хочешь, но ровно в 13-00 ты должен быть дома, будем обедать.

Это была многолетняя привычка, просто какой-то ритуал. Дядя Боря открывал бутылку водки, наливал себе и мне по граненному стакану, мы выпивали, а затем обедали. Обычно это был украинский борщ на первое, мясо или рыба с гарниром на второе.

Когда обед заканчивался дядя Боря говорил:

— Теперь ты можешь идти, куда хочешь, а я полчаса вздремну, и на работу.

Так что в нашей семье всегда с водкой дружили, но никогда не злоупотребляли!

В квартире дяде Бори были две ценности — рояль, на котором все время играл его внук, ставший известным музыкантом, лауреатом конкурсов, концертмейстером Киевского театра оперы и балета, и огромное количество книг.

Именно у дяди Бори я прочитал все запрещенные в советские времена книги — «Приключения обезьяны» Зощенко и «Возвращение Онегина» Хазина, из-за которых в свое время были закрыты журналы «Звезда» и «Ленинград», «Мы — евреи» Алигер, и «Бабий яр» Евтушенко, и многие другие.

Дядя Боря не сдал, как весь советский народ, в отделение милиции страницу Большой советской энциклопедии со статьей «Берия», так что именно у него я впервые прочитал биографию «маршала».

А еще — он рассказывал мне о Голодоморе 1932-33 годов, когда о нем практически никто не знал. Я не мог поверить в эти ужасы, голодные смерти ни в чем неповинных людей, людоедство, но дядя Боря рассказывал только то, что видел он лично.

Харьков, как столица, не голодал, но уже в пятидесяти километрах от города есть было нечего. Даже в Киеве по утрам ездили подводы, собирая на улицах трупы умерших ночью от голода.

При этом дядя Боря был убежденным коммунистом, хотя в те годы, наверное, по-другому быть не могло.

Огромный след в жизни нашей семьи оставила война. Погибли на фронте младший воентехник Тарадай Николай Зиновьевич (в первые дни войны), сержант Поляков Михаил Самуилович (на него пришли две «похоронки» — сначала в 1941, но оказалось, что он выжил, скитался по оккупированной территории под чужим именем, попал к своим, прошел проверку и опять ушел на фронт; вторая «похоронка» пришла, по-моему, в 1944).

Погибли в Новоархангельске родители Ривы Вольфовны Нежной-Тарадай. Вольф Нежный, силач, сельский кузнец, не захотел переезжать из Новоархангельска в Харьков, считая, что для него там не будет работы. С началом войны не эвакуировался, хотя его предупреждали, что фашисты уничтожают евреев.

— Этого не может быть, — сказал он. — Я немцев видел в первую мировую, нормальные люди.

Эти «нормальные люди» заставили его работать кузнецом на себя, а уходя — расстреляли.

Ушли в армию и воевали Тарадай Петр Семенович (правда, дед, по-моему, просидел всю войну в каком-то штабе), Тарадай Михаил Семенович (командир ложного аэродрома, который постоянно подвергался бомбежкам, в его «Виллис» попала немецкая бомба, шофер погиб, Михаила Семеновича отбросило взрывной волной на несколько метров, имел ранения и контузии), Тарадай Ида Семеновна (военный врач), Тарадай Марк Зиновьевич, Миндич Рафаил Тимофеевич, Миндич Роза Тимофеевна (военный врач), двоюродный брат бабушки Миндич Борис Абрамович (командир партизанского отряда в соединении генерала Наумова, в семье его называли Миндич-партизан).

Конечно, это не весь список, я кого-то упустил, точно воевали и другие братья бабушки, кто-то из них погиб.

С войной связан и другой удивительный факт, о котором я должен рассказать. В Инете при поиске по фамилии «Тарадай» я нашел «ОПИСАНИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ 40-й ТАНКОВОЙ ДИВИЗИИ 19-го МЕХАНИЗИРОВАННОГО КОРПУСА 3А ПЕРИОД С 22 ИЮНЯ ПО 3 ИЮЛЯ 1941 г.», где содержалась совсем уж удивительная цитата: «В 12.00 26 июня противник открыл ураганный огонь из всех видов оружия, под которым части 228 сд дрогнули и в беспорядке начали отходить, и только героическими усилиями командиров штаба 40 тд, прибывших к этому времени для контроля выполнения приказа командира дивизии капитана УРИНА, капитана ОРЛОВА, ст. политрука КЛИМЕНКО, батальонного комиссара ТАРАДАЙ, положение частей 228 сд было восстановлено».

Удивительно это тем, что Урин — мой ближайший друг и одноклассник, Орлов — друг и соученик в ХАИ, а Клименко — друг и сотрудник в настоящее время. Наверное, таких совпадений не бывает!

Библиография

  1. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона: в 16 тт. — СПб., 1908—1913.